Шестой созыв высшего законодательного органа нашей страны завершает работу. 7 ноября — выборы в новый состав верхней палаты парламента, 17 ноября — в состав нижней. И если первые созывы высшего законодательного органа страны формировали базовое национальное законодательство, следующие — усовершенствовали его и гармонизировали с интеграционными процессами, то в пятом и шестом созывах парламентарии создавали условия для дальнейшего развития экономики. О том, насколько это удалось, мы расспросили председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимира ПАНТЮХОВА.
Успех важно развить
— Владимир Иванович, в последние годы в Беларуси приняты системные меры по раскрепощению предпринимательства и стимулированию деловой активности. Как вы оцениваете их эффективность? Нуждается ли белорусский бизнес в дальнейшей поддержке государства?
— Когда я возглавил комиссию, белорусский бизнес был на подъеме. Накануне нового 2011 года Президент подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которая положила начало прочному диалогу между госслужащими и деловыми кругами.
К сожалению, в 2014 году стало очевидно, что белорусская экономика, а вместе с ней и бизнес, живут в условиях, не предусмотренных существующими прогнозами и программами, — на экономику негативно влияли внешние факторы. Чтобы сохранить достигнутые результаты и обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, требовались нестандартные меры. Глава государства на встрече с представителями деловых кругов в декабре 2017 года абсолютно правильно отметил: «Малый и средний бизнес — важнейшие составляющие устойчивого развития экономики Беларуси».
Совет Республики как палата представителей регионов имеет непосредственное отношение к решению этих вопросов. Сенаторы хорошо знают ситуацию на местах, в курсе того, какие вопросы более всего волнуют предпринимателей. Мы вышли на Администрацию Президента с конкретными предложениями, многие из которых были учтены. В 2018 и 2019 годах Постоянная комиссия провела два выездных мероприятия в Витебске и Барановичах. Встретились с представителями бизнеса, выслушали их пожелания и направили предложения в госорганы. Надеемся, что нас в очередной раз услышат.
Экономике нужен новый ресурс. И ресурс этот — у предпринимателей.
«Цифра» — не дань моде
— А еще в «цифре»? О необходимости перевода экономики в «цифру» говорят много, но не все понимают, о чем идет речь. Вы курировали на V Форуме регионов в Могилеве секцию, посвященную сотрудничеству регионов в сфере цифровой экономики. Что это означает для обывателя и для государства?
— Думаю, вы согласитесь, что сегодня мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и других изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Перевод экономики в «цифру» — не просто модный тренд, это вопрос национальной безопасности и, если хотите, глобальной конкурентоспособности. От этих процессов нельзя оставаться в стороне, иначе попадем в зависимость от мировых лидеров цифровизации. Мы должны работать на опережение.
Уже сегодня это требует значительных ресурсов — финансовых, кадровых, технических. В одиночку осуществить полноценный переход к «цифре» чрезвычайно трудно, необходимо кооперироваться как в рамках Союзного государства, так и на пространстве Евразийского экономического союза, а в некоторых направлениях — Содружества Независимых Государств.
Политиками и экономистами обозначены три ключевых направления для сотрудничества. Во-первых, принятие совместных мер в сфере информационной безопасности и разработке общих правил безопасности в цифровой среде. Во-вторых, гармонизация законодательной базы, в том числе, создание единого правового пространства в сфере цифровой экономики с унификацией подходов к регулированию оборота цифровых активов. И, в-третьих, реализация совместных цифровых проектов в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике.
Декрет главы государства № 8 «О развитии цифровой экономики», как и решение о создании HiТech-университета, — это стратегические решения. Но они — только начало пути, который мы должны пройти достойно.
Сложная роль налогов
— В Совете Республики активно велась работа над новой редакцией Налогового кодекса. Как внесенные изменения работают на практике?
— Объем Налогового кодекса превышает 1000 страниц. Он написан, прежде всего, понятным языком для тех, кто использует его в повседневной работе — для налоговых работников — бухгалтеров.
Изменения и дополнения в этот документ вносились ежегодно. Однако в конце 2017 года главой государства было поручено подготовить новую редакцию. Главное требование: налоговая система должна быть прозрачная, простая и понятная для людей и бизнеса. Необходимо было принять меры по улучшению налогового администрирования, упрощению порядка исчисления и уплаты налогов, снижения налоговой нагрузки.
Парламентарии и работники Секретариата Совета Республики активно работали над Налоговым кодексом, входили в состав рабочих групп: межведомственной, при Министерстве финансов и при Совете Министров.
Налоговый кодекс рассматривался и обсуждался постатейно. В новой редакции учтены многие инициативы Совета Республики, направленные на развитие предпринимательства и сокращение налогового бремени для субъектов хозяйствования; расширение возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль; снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов в случае реинвестирования в развитие производства и иное.
В результате совместной работы был подготовлен итоговый документ, положения которого предусматривают компромиссные решения, учитывают интересы и налогоплательщиков, и бюджета.
— Оправдала ли новая редакция Налогового кодекса ожидания бизнес-сообщества?
— Практическая реализация положений новой редакции Налогового кодекса обсуждалась в этом году 13 сентября в Могилеве на расширенном заседании президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики. В нем участвовали ни не только сенаторы, но и депутаты нижней палаты, представители органов государственного, местного управления и самоуправления, бизнес-сообщества, государственных предприятий.
Все согласились, что адаптационный период с ознакомлением и применением норм новой редакции Налогового кодекса прошел «безболезненно». Документ создает дополнительные условия для экономического развития. Не нарушена финансовая стабильность бюджета и организаций. Кодекс принят вовремя. Сейчас нарабатывается правоприменительная практика.
Произведение необычного жанра
— Над какими еще ключевыми законопроектами работала Постоянная комиссия, которую вы возглавляете?
— За эти годы мне довелось участвовать в принятии более чем ста законов, подавляющее большинство из которых касалось совершенствования экономических отношений, рационального использования бюджетных средств, налогового регулирования, развития предпринимательства и других форм хозяйствования. Много внимания уделялось вопросам инвестиционной деятельности, занятости, экспорта, информатизации экономики. Через наши руки прошли законы «О рынке ценных бумаг», «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», о ежегодных республиканских бюджетах, об изменении и дополнении в Закон «О банкротстве».
Приняты новые редакции законов «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «Об аудиторской деятельности» и многих других. И каждый раз, занимаясь подготовкой законодательного акта, мы старались сверить свои взгляды на проблему с мнением избирателей.
Я не забывал и о Могилевщине, «примеряя» на нее законопроекты — будут ли они работать или не будут, дадут региону, который представляю в парламенте, развитие и движение вперед или нет. Это помогало в определении позиции, давало уверенность в выборе.
Разработка и принятие закона — сложная, кропотливая работа. Любое изменение законодательства — это маленькое произведение необычного жанра. Рассматривая законопроект, приходилось взвешивать все «за» и «против», детально изучать нюансы и просчитывать последствия, узнавать мнение большого количества специалистов. Добиться в правовом акте гармоничной защиты интересов всей страны и отдельных регионов, всего общества и отдельных групп людей очень непросто. Ошибки дорого обходятся.
Нет сомнений, что в этом составе мы примем главный законопроект года — Бюджет-2020. Мы плотно работаем с правительством над его сбалансированностью и реалистичностью, над тем, чтобы он соответствовал возможностям государства, обеспечил нормальное функционирование экономики, стал фундаментом дальнейшего развития страны. Но это тема другого интервью.
Ольга МЕДВЕДЕВА
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.