Вы здесь

Переписчики начали ходить по домохозяйствам. Понаблюдали за процессом


Для тех, кто воспользовался интернетом, перепись населения уже закончилась. Определенная часть людей сходила на переписные пункты и там пообщалась со специалистами. Но многие ждут, что к ним домой заглянет переписчик. Мы прошлись по улицам агрогородка Еремино, что в Гомельском районе, вместе с девушкой модельной внешности, переписчицей Кристиной Кравцовой.


Рюкзак с бутербродами и водой, фирменная сумка с блокнотом, свистком и фонариком. Планшет в руках. Бейджик-удостоверение на синей ленточке на шее. Все по правилам. Даже обувь: она удобная, без каблуков.

Прогулка по сельским улицам с романтическими названиями: Кленовая, Озерная, Светлая… Кристине достался участок, где есть пятиэтажки, но и частных домов хватает. Туда и шагаем.

Первый дом за высокой бетонной оградой. Робкий стук в дверь. Потом еще и еще раз. Стоим несколько минут и прислушиваемся, есть ли хоть какой-то отклик. Напрасно. Идем к дому напротив. И здесь нас не слышат, не ждут. Таким образом пробегаем всю улицу. Безрезультатно. На часах — 17.00, и мы делаем выводы, что еще все на работе.

— О, где-то слышно мелодию, — радуется Кристина, и мы быстренько направляемся на звук.

Выясняется, рабочие-строители одного из будущих домов, чтобы работать веселее, включили музыку. Хозяев нет. Значит, и здесь мы напрасно. Уже на улице Светлой возле стройки встречаем двух мужчин в рабочей одежде.

Часть усадеб, около которых мы проходим, еще до конца не обустроены. Где-то видны уже газоны и альпийские горки, а где-то остатки стройматериалов и мусор. И повсюду огромные собаки.

Под собачий хор почти в отчаянии мы подходим к следующему дому, где открыты ворота. Пожилой мужчина с топором смотрит на бейджик, планшет, сумку с логотипом и отправляет нас к жене. Рукой показывает направление:

— Она вам все расскажет!

Скромно ждем, пока женщина вылезет из подвала. Она здоровается, но, когда видит камеру, категорически отказывается фотографироваться. Ее право. Кристина задает вопросы по определенному списку, ответы на которые не вызывают проблем. На вопрос — площадь дома — хозяйка отвечает:

— Дом 130 «квадратов», но напишите 100.

На вопрос «Планируете ли вы уехать из Беларуси?» — выразительный взгляд и улыбка: а как вы думаете? Разговор заходит о родном языке. Женщина, которая родом из Чечерского района, отвечает:

— Местный.

Кристина в планшете находит: «Другая» и дальше по списку выбирает «белорусско-русский». Женщина с таким вариантом соглашается. Тот же вопрос касается и ее супруга. В этом случае пенсионерка добавляет:

— Пишите белорусско-русский и тот, на котором он ругается.

— Такого у нас нет, — смущается юная девушка.

— Надо и это прописать, — отвечает хозяйка и неожиданно вспоминает, что ей самой в далеком 1989 году пришлось поработать переписчицей: «Теперь легко делать перепись. А мы сначала ходили по людям и опрашивали их: «Когда к вам можно прийти?» Нам называли дату. Мы ее записывали, а потом приходили. Однажды пришли — а люди сидят при лампах газовых. Свет вдруг отключили в пятиэтажках. Мы все равно записывали информацию на опросные листы. А вам сейчас хорошо — есть современная техника».

На этом и прощаемся. Дальше на улице встречаем молодого мужчину спортивного телосложения с девочкой. Он однозначно вышел из какого-то дома, где ответом на наш стук была тишина. Мы пробуем его разговорить, но он говорит, что спешит — ведет дочь на тренировку. Нельзя ему не верить — совсем рядом находится детско-юношеская спортивная школа Гомельского района. Буквально около каждого дома переписчица сверяет адрес и делает отметку. Иногда говорит:

— Да, эти хозяева переписались по интернету.

За очередными воротами уже на улице Озерной слышим собачий лай, дверь открывается, вежливая женщина приглашает во двор и отдает приказ:

— Малыш, в будку!

Полутораметровый лохматый Малыш не согласен с приговором о лишении свободы, но на время замолкает. Начинаются знакомые вопросы, на которые хозяйка дома ответ уверенно. При этом через плечо заглядывает в планшет и проверяет, все ли отметила переписчица так, как она говорит. Когда доходим до размера дома, по местной традиции говорит:

— Дом в частной собственности. 120 метров квадратных, но пишите — 100. И деревьев пишите меньше, а то люди говорят, что за каждый куст надо будет платить. В 50-е годы за каждую голову скота же платили. В нашей жизни все может быть. 

Когда уже разговор завершен, Кристина вспоминает, как проходила накануне перепись на одном из местных предприятий, куда переписчики приехали в составе мобильной группы:

Когда уже разговор завершен, Кристина вспоминает, как проходила накануне перепись на одном из местных предприятий, куда переписчики приехали в составе мобильной группы:

— Мы, четыре переписчика — за одним столом. Сел к нам мужчина, мы начали разговаривать. Когда разговор зашел о количестве деревьев, кустарников на его участке, он здорово испугался. Спросил: «Вы из налоговой? Я не буду на такие вопросы отвечать. Пишите повсюду — «ноль». И это несмотря на удостоверения и другие атрибуты переписчика. Так и не поверил.

Уже начинает темнеть, и мы, пройдя три улицы и переписав два домовладения, решаем, что надо на сегодня заканчивать. Больше толку будет, если прийти сюда в выходные дни.

Между тем и в будни Кристина, как и другие переписчики, заглянет в каждый дом по три раза. Если никто так и не откроет, информацию о таких домовладениях передаст на переписной участок. Еще мы жалеем, что нет у нас фитнес-браслетов — чтобы проверить, прошли ли за день необходимые восемь тысяч шагов. Кристина делится своими впечатлениями.

— Вообще люди доброжелательные. Просто сложно их застать дома. Только вечером нужно подходить и в выходные. Некоторые даже хотят побеседовать на другие темы. Одна женщина на вопрос «откуда приехала в Беларусь» ответила, что из Казахстана, и начала издалека рассказывать свою биографию. Людям интересно пообщаться. Они не боятся, что к ним чужой человек обратился. Время от времени предлагают поесть, но я не соглашаюсь.

Заведующая стационарным переписным участком № 5 по агрогородку Еремино Тамара БЕРЕЗКИНА рассказала, что к участию в переписи привлечены 17 человек. Большинство из них — молодые люди 25–35 лет, которые работают в сфере образования или культуры.

— К нашему переписному участку отнесено три сельсовета: Ереминский, Большевистский, Поколюбичский. У нас работают два стационарных пункта переписи. Мы стремимся максимально доступно формулировать те вопросы, которые есть в анкете для опроса. У нас есть социально опасные граждане, к которым пойдем только с правоохранителями. Накануне мобильные группы переписывали людей в больнице сестринского ухода в поселке Большевик, на предприятии «Агрокомплект» и в агрокомбинате «Южный».

Как рассказала заместитель начальника Главного управления — начальник отдела демографической статистики и переписи населения Главного статистического управления Ольга СЕМЕНЧУКОВА, на Гомельщине способ переписи по интернету использовали 233 858 человек, или 16,6 % от общей численности населения. Самую большую активность в онлайн-переписи продемонстрировали жители Чечерского (35,5 %), Брагинского (28 %), Наровлянского (27,9 %) районов.

До 30 октября все еще можно принять участие в переписи населения: ждать переписчика дома или самому прийти на стационарный участок. В городах участки работают с 9.00 до 20.00, в сельских населенных пунктах — с 9.00 до 19.00.

Ирина АСТАШКЕВИЧ, фото автора

Название в газете: Перапісчыка чакалі?

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.