Вы здесь

Дистанционный курс по медиаобразованию для подростков разработали педагоги из Гродно


Соседи говорят, что надо отказаться от прививок, по телевидению обсуждают пришествие очередного конца света. В интернете пишут, что кефирная диета (торговля на «Форекс», холотропное дыхание, пробежки голышом) навсегда сделают тебя счастливым. Вокруг нас слишком много информации, но как отличить истинные и обоснованные заявления от наглой манипуляции и искренней, но не менее опасной глупости?


Педагоги из гродненской средней школы № 26 Татьяна и Сергей ФАДИНЫ запустили для подростков авторский дистанционный курс «Вижу. Слышу. Понимаю ».

— Его цель — повышение медиаинфармацыйной компетентности подростков, — объясняет учительница английского языка Татьяна Фадина. — Наш курс — это часть программы по медиаобразованию, которую реализует Общество белорусской школы. Должна заметить, что аналогичными проблемами сегодня озабочены во всем мире, но в большинстве стран, как, между прочим, и у нас, отдельного предмета «медиаобразование» в школе нет. Поэтому эти знания интегрируются в другие дисциплины. Между тем, поиск и использование информации постоянно присутствуют в нашей жизни. Сегодня мы все находимся в медиаплену круглые сутки. Интернет, социальные сети, реклама, коммерческие объявления, теленовости, кинофильмы, музыка, множество радиостанций .. Автоматические сервисы подсказывают нам, что купить и где, в какую турфирму обратиться, с кем познакомиться, что почитать ... Медиа интегрированы в нашу жизнь настолько, что большинство сообщений мы получаем в фоновом режиме, не обращая на них внимания.

— Информация самого разного рода не просто льется потоком, а «учит» молодое поколение, воспитывает его, оставляя далеко позади родителей и педагогов с их требованиями, муштраванием и морализаторством, —  дополняет коллегу учитель физики Сергей Фадин. —  Сегодня говорить о влиянии интернета на детей и подростков в принципе неправильно, так как он стал для них средой обитания. Границы между виртуальным и реальным жизнью постепенно стираются ... Наш дистанционный курс подходит для тинейджеров, которые хотят «подружиться» с медиа, смотреть на мир самостоятельно и принимать свои собственные решения в эпоху информационного бума и быстрых перемен, а также тем, кто хочет сделать апгрейд и приобрести навыки высокого уровня в области информационной и цифровой грамотности.

Прежде, чем приступить к изучению модулей, всем подросткам предлагается пройти тест, чтобы узнать, насколько продвинутыми потребителями медиаконтента они являются. Например, знаете ли вы, откуда взялось слово «спам»? А на какое понятие британские власти постановили заменить в официальных документах термин «fаkе nеws»? Что такое кликбэйт? В какой социальной сети больше всего сапог — аккаунтов, управляемых программами, ориентированными на манипуляции и изменение общественного мнения?

Дистанционный курс состоит из трех учебных модулей: «Охранники МедыяВселенной или как стать Фейкхантером», «Большой брат следит за нами?» и «Фантастический медиаконтент и где он "живет" ?"

Первый модуль посвящен умению распознавать фейк. Тот, кто его успешно преодолеет, может считать себя опытным «охотникам» на фейк (фейкхантером). Второй модуль посвящен бигдате — подростки узнают, зачем в сети собираются сведения о нас, как защитить свои персональные данные, как отключить рекламу и как не оставлять глобальных следов в интернете. Третий модуль затрагивает такие важные проблемы, как сохранение авторского права, ответственность за информацию, которой ты располагаешь в сети или делаешь ее перепосты (между прочим, блоггером сегодня может стать абсолютно каждый), что такое враждебность в интернете, как создавать собственные интересные информационные поводы, чтобы захватить своим контентом интернет-аудиторию и другие.

— Наш дистанционный курс можно проходить абсолютно в любое время и с той скоростью, которая будет удобной для подростка, — подчеркивает Татьяна Фадина. — В каждый модуль включены практические задания, видеоконтент, инфографика. Но курс построен таким образом, что перейти к следующему модулю будет невозможно, не пройдя полностью предыдущий. В заключение мы просим подростков поделиться своими впечатлениями от обучения: что было для них наиболее захватывающим, полезным и сложным? Дистанционный курс «Вмжу.Чувствую. Понимаю» находится на платформе CANVAS, которая предназначена для размещения массовых открытых онлайн-курсов.

— Интернет-пространство представляет собой сегодня настоящую «кашу», такой своеобразный информационный «фаст-фуд», где можно найти все, что угодно: и сайты ультраправых организаций, и блоги, и развлекательные ресурсы, и серьезные научные работы, — рассуждает Сергей Фадин. — И как в этом море не утонуть? Как отличить факты от интерпретации? Как не попасть на крючок к мошенников, распознать техники манипуляции ( «скрытую рекламу», «игру на эмоциях» и другие)? Надеемся, что наш дистанционный курс станет дополнительным толчком для развития медиаписьменности у нового поколения.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

«Антидепрессанты не вызывают привыкания и зависимости». Как побороть тревогу и депрессивное настроение?

Рассказал врач-психиатр-нарколог Минского городского клинического психиатрического диспансера Игорь Сорокин.

Экономика

Страхи страхователей и актуалии актуариев. На пути к общему рынку страховых услуг

Страхи страхователей и актуалии актуариев. На пути к общему рынку страховых услуг

Согласно Договору о ЕАЭС, к 2025 году в союзе будет сформирован единый финансовый рынок, предполагающий общий рынок страхования.