Вы здесь

Почему больше не работает метод кнута и пряника у педагогов?


Что делать учителю, которого не слушают ученики? Как быть, если педагог кричит на ребенка? Что такое авторитет учителя? Целесообразно вводить при поступлении на педагогические специальности тест на профессиональную пригодность? На эти и многие другие важные темы рассуждал в Минске основатель гуманно-личностного подхода в воспитании и образовании, академик Российской академии образования, педагог-новатор, чье наследие изучается в университетах многих стран мира, Шалва Амонашвили. Знаменитый создатель концепции гуманной педагогики посетил Беларусь, чтобы обсудить вместе с учителями и родительской общественностью актуальные проблемы современного школьного образования и воспитания.

Шалва Амонашвили называют учителем от Бога. Его главная педагогическая идея — принятие любого ученика таким, какой он есть. Он уверен, что нельзя разделять детей на хороших и плохих, на умных и глупых. На первое место Амонашвили призывает ставить воспитание и утверждает, что доброта умножается добротой, искренность — искренностью, радость  радостью. «Нам нужны люди, для которых диктатура совести стоит выше всего, — говорит он. Детей нужно воспитывать на лучших шедеврах человечности». А вот школьную отметку Шалва Амонашвили сравнивает с винтовкой, нацеленной в лоб ребенка. Мы собрали самые интересные тезисы звезды педагогики, прозвучавшие на встрече в Минске.


Дети с фиолетовой аурой

— Меня украшают две восьмерки (мэтру педагогики сейчас 88 лет. — Авт.). А если их повернуть, получится вечность, — шутит он. — В далеком 1963 году, когда мы с моей женой начали создавать свою семью, никакой гуманной педагогикой мы не обладали, а просто были неплохими людьми, с хорошим воспитанием и образованием. И сына воспитывали по-хорошему, как сами это понимали и чувствовали на тот момент. Потом родилась дочь. Прошло много лет, и появились внуки, а теперь уже и правнуки. И у нас накопился большой опыт, который мы называем гуманным подходом к воспитанию.

Современные дети доставляют много страданий и для родителей, и для школы ... Но почему так происходит? Приблизительно с середины 1990-х годов в свет стали приходить дети с фиолетовой аурой — их называют «дети индиго». Это совсем другие дети, у них очень много талантливости, причем многогранной. Моим поколением можно было легко управлять и манипулировать, чем успешно занимались и семья, и школа. Но с детьми индиго такие подходы не срабатывают. В них много озорства, непокорности, обиженности, они чувствуют превосходство над нами, преимущество над своими учителями (не сознательно, а интуитивно). Они пришли в наш мир сразу со знаниями. Это другое поколение, которое превосходит нас. А мы по-прежнему пытаемся их воспитывать методом кнута и пряника. Никак не можем отказаться от авторитарной педагогики. Силовой подход к детям, к сожалению, — норма для традиционного образовательного процесса. Если у педагогов возникают сложности в отношениях с учеником, они называют его гиперактывным. «Пожалуйста, родители, примите меры, ваш ребенок не подчиняется воле учителя ...» А что такое активность? Можно ли вообще измерить ее уровень? Нет такого термометра. Можно измерить температуру воздуха или температуру тела. Если 36,6 — это норма, а если выше или ниже — то нет. А каким прибором будем измерять детскую активность? И у каждого учителя будет своя «норма» ...

Будь в курсе!

Термин «дети индиго» ввели в обращение эзотерики. Изучая ауры разных людей, они с удивлением обнаружили участившимися появление детей с аурой темно-фиолетового цвета, цвета индиго. По этому отличительному признаку и были названы необычные дети нового времени. Они неординарно проявляют себя во внешнем мире и имеют совершенно непохожую на предыдущие поколения систему ценностей. Приходят в этот мир с ощущением своей значимости, чувствуют, что «заслужили быть здесь». У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора. Они все про все знают и требуют от окружающих, чтобы с ними разговаривали как со взрослыми людьми. Их невозможно напугать или заставить что-либо сделать, с ними можно только договориться.

У меня часто спрашивают: «Как вести себя с гиперактивными?». Это интересует и родителей, и педагогов. Вот вам рецепт: в семье отец должен быть более гиперактивными, чем ребенок. А когда он приходит домой, поужинал и потом переместился на диван отдохнуть, то зачем вообще такой отец? Для него ребенок всегда будет трудным в воспитании. А вот если папа — романтик, для которого не существует никаких границ, то с его приходом жизнь обязательно изменится. И дети будут его ждать: «Папа пришел!»

Молодое вино в старых мехах

А какой учитель жалуется на гиперактивных детей? Только гиперпасивный. Педагог должен быть творческим, изобретательным новатором, тогда и жалоб на гиперактивность не будет, не будет разногласий в классе. Дети безграничны в своих способностях, поэтому каждому нужен свой урок. Они хотят свободы, а свобода — это выбор, что учить и как учить. Поэтому на одном уроке должно быть столько заготовок, сколько в классе детей, — как матрешек в матрошнице. Учитель должен готовить большую матрешку к каждому уроку.

Малым гиперактивность нужна для реализации и воплощения той миссии, которую они несут в себе. Без назначения никто вообще не рождается, но кто-то его находит, а кто-то — нет. Если человек не находит свой путь, это беда, он всегда будет всем недоволен: жизнью, своим окружением, погодой, зарплатой ... Все потому, что стоит не на своей, а на чужой тропинке. Прислушайтесь к своим детям. То, что они говорят, может звучать странно. «Мой ребенок — фантазер», —говорят родители. А он не фантазирует, а правду говорит, только его правда не укладывается в сознание взрослых.

«Синдром дефицита внимания» — для меня это не диагноз, требующий коррекции. Он часто звучит в сторону детей, чьи потенциальные возможности не задействованы, им не хочется находиться на уроке, потому что там скучно.

Поколение индиго пока еще прирастает. Когда это закончится через пять или через десять лет планета сама решит. Дети другие, но педагоги не хотят этого понять. Можно ли в старых мехах содержать новое вино, молодое, которое кипит? Конечно, невозможно: мехи будут разорваны, и вино выльется наружу. Нужны новые мехи. Вы хотите, чтобы дети превысили ваши ожидания, стали лучше вас, но педагогические инструменты для достижения цели заржавели. Надо искать новые ...

Если учителя не изменят свое отношение к детям и будут «зациклены» только на обучении, то беды не избежать. Пока в школе царит авторитаризм, будут и конфликты, что мы повсеместно и наблюдаем. Ребенок превращается в агрессора, и педагог становится агрессором. Новое поколение не потерпит авторитаризма ни в семье, ни в школе. Нужно это, наконец, понять. Если учитель больше любит власть над учениками, чем их самих, школьники реагируют соответственно — бунтом!

Дорисуйте ребенка!

Однажды Шалва Амонашвили получил письмо от молодой учительницы, которая молила помочь: подсказать, как сделать так, чтобы дети не мешали ей на уроке. (С подобным вопросом к нему обратились и в Минске: «Как наладить контакт с классом, когда тебя не слушают?» — Авт.)

— Я задумался и написал ей: «У вас, наверное, здоровая психика. Поэтому можете взять справку, пойти в магазин по продаже оружия, купить там винтовку и навести ее на ребенка. И посмотрите, будет ли он вас слушаться», — улыбается Шалва Амонашвили. — Есть понятие — учитель от Бога. Если бы такого педагога не было в моей жизни, то и я не стоял бы сейчас на этой сцене. Она пришла и спасла меня.

До шестого класса Шалва был двоечником, вместо уроков катался по Тбилиси на трамвае.

— Отца нет, они погиб на фронте, мать помочь мне не может, педагогам было на меня наплевать. И тут приходит в школу учительница, которая станет моим личным духовным воспитателем, — рассказывает Шалва Амонашвили. — Она зовет меня к себе и говорит: «Мальчик, дай мне посмотреть в твои глаза». И долго так изучает, у меня уже мурашки по телу начинают бегать, потому что я не понимаю, что происходит. А потом она спрашивает: «Ты стихи пишешь?» «Нет пишу», — честно отвечаю я. «А у тебя такой поэтический взгляд», — говорит она. Собрала ученические тетради и вышла из класса. А я стою ошеломленный. У меня, оказывается, поэтический взгляд! Ничего подобного мне раньше не говорили, ни одного доброго слова ... И вот иду я по улицам Тбилиси, где играют поэты 40-х годов, горжусь, ведь у меня же тоже поэтический взгляд! Смотрю то и дело в зеркало ... И, наконец, решил сесть за стихи. Сейчас мне за них стыдно, но тогда я пришел с ними к учительнице. А она говорит: «Какая рифма! Откуда такой образ к тебе пришел?» Этот педагогический метод называется дорисовывание. Меня дорисовали, наложили определенную краску. Но как высоко поднялась моя самооценка! Школу закончил уже с золотой медалью. А позже и стихи у меня получились ...

Обычно учителя идут к ученикам со своим предметом в руках. А нужно вместе с учениками идти к предмету. Развитие — это не получение знаний, а открытие тех способностей, с помощью которых мы получаем знания. Не бывает бездарное детей — бывает только ограниченная педагогика. Школа — это лестница для восхождения ребенка. Только от учителя зависит, сможет ли самореализоваться поколение индиго.

Педагог на уроке может «ошибиться», а ученики его поправляют и тем самым возвышаются. Но учитель не признается, что ошибся нарочно, что это и есть его методика. Он, как хороший актер, играет свою роль, а дети ничего не замечают.

Современные образовательные стандарты разрабатываются на уровне среднего учителя. Мы будто ведем своих учеников на кладбище: вот здесь «похоронена» физика, а тут геометрия. Дети изучают мертвые знания: 90 процентов того, что мы им сегодня даем, завтра уже просто не понадобится.

Не забывайте: мы имеем дело с безгранично талантливым поколением детей. Уверен, что они должны привнести в мир что-то очень важное, иначе зачем так много одаренности? И наша задача помочь им реализовать свои способности, а не похоронить их в детстве. Почему часто отличники, которые переходят в среднюю школу, становятся там середнячками? А потому, что начальная школа не дает детям широту мышления, умение анализировать, обобщать, иметь собственное мнение 

Ваши шедевры

Воспитание — такой феномен, о котором у каждого есть свое мнение. Можно останавливать людей на улице и спрашивать: «Мой ребенок шалит, не подчиняется, уроки делать не хочет, как быть?» И любой человек сочтет возможным дать вам совет. Ни один не скажет: «Я не педагог».

В воспитании никто не знает, у кого истина, так как одни и те же методы могут сработать в отношении одного ребенка и оказаться абсолютно бессмысленными в отношении другого. Воспитание — это очень тонкое искусство, духовное питание стержня ребенка. Вокруг нас очень много лжи. Из телевизора льются мощные потоки лжи. А мы ошибочные мнения несем детям как истину.

Чем больше ты наказываешь ребенок, тем хуже, тем более сильное будет сопротивление. Когда ребенок подрастет, лет в тринадцать он полностью выйдет из-под вашего контроля. Ребенку нужно дарить ласку, любовь, сострадание и прощение...

Воспринимайте ребенка как явление в вашей жизни. И относитесь к нему соответственно, в первую очередь без раздражения, потому что если мать или отец раздражаются, не идет речь ни о каком воспитании, а только о разрушении уже созданного. А если воспитание провалилось, начинается перевоспитание, что еще хуже.

Помните, что ребенок рождается не для того, чтобы продолжить ваш путь или реализовать ваши амбиции. Нельзя навязывать ему профессию, вкусы, оценки. Надо дать ему возможность пройти свой путь, прожить свою жизнь и выполнить свою миссию. Не воспитывают ребенка для себя, он не ваша собственность. Воспитывайте его для мира. Мир ждет ваших шедевров!

Справка:

Шалва Амонашвили — грузинский, советский, российский педагог-новатор. Доктор психологических наук, академик Российской академии образования, профессор. Обладатель многочисленных званий и наград, в том числе "Рыцарь детства", "Учитель Великой России", лауреат премии правительства Российской Федерации. Автор более 20 книг, многие из которых стали классикой воспитательно-педагогической литературы.

Основал более 200 центров и лабораторий гуманной педагогики в России, Украине, Беларуси, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото с открытых источников

Название в газете: Ці не заржавелі педагагічныя інструменты?

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.