Вы здесь

«БелАЗ» разрабатывает собственный двигатель


Российских и белорусских журналистов (в том числе репортера «СЕ») покатали на самом большом (грузоподъемность 450 тонн) карьерном грузовике планеты. Так вот, с высоты кабины нашего исполина (около 11 метров) люди кажутся маленькими мурашами, а все окружающие машины воистину их большими игрушками. А когда заводится двигатель этой грандиозной махины, по ушам бьет низкий плотный звук, а земля под ногами слегка подрагивает. И в этот момент твое существо на тактильном уровне осознает — ты в Жодино, ты — на БелАЗе...


Некоторые из наших российских коллег по нескольку раз бывали в Беларуси, но многие оказались на этом заводе впервые. И эту встречу ждали с интересом. Завод динамично развивается, а программа всегда предполагает новые проекты.

Создаем свой двигатель

— В свое время мы остались без двигателя, — рассказывает гендиректор ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-ХОЛДИНГ» Петр Пархомчик. — Но были найдены новые моторы американских производителей, которые и сейчас системно устанавливаются на наши карьерные самосвалы. И вот диверсифицированная компания «Группа Синара» из Екатеринбурга произвела первый двигатель — прототип установлен на самосвале грузоподъемностью 220 тонн. Надеемся, что этот шаг поможет вернуть нас и Россию к производству двигателей большой мощности.

Предприятие наращивает свое присутствие в России. «СЕ» уже сообщал, что Жодинский завод выиграл тендер на поставку в кировский филиал АО «Апатит» (Мурманская область, Россия) крупной партии карьерных самосвалов.

На заводе проводится серьезная политика в области сервисного обслуживания техники. В скором времени новые профильные центры БелАЗа появятся в Кемеровской области и в АО «Апатит». Строительство сервисных центров поддержки потребителей компания начала с Сахалина. И сегодня там нет вопросов с обслуживанием белорусской техники. Также появились центры на Камчатке, в Хакасии, Екатеринбурге и других регионах России. Сейчас ведется большое строительство в Кемеровской области, ведь они самые крупные потребители этой техники. Новая площадка будет находиться в районе города Белово и станет центральной в Российской Федерации.

Женский вариант

Угольная компания «Кузбасс-разрезуголь» — вторая крупнейшая компания, мировой лидер по добыче угля в Росси. «Тут, впервые в истории наших государств, именно в этой компании за штурвалы самосвала сели женщины, — рассказывает Петр Пархомчик. — Сегодня работает около десяти женских экипажей. И что интересно, на конкурсах среди водителей карьерной техники женщины выступают не хуже мужчин».

На заводе показали самосвал, которым управляют женщины. Да-да, машина отличается от «мужских» моделей углом наклона лестницы (по которой нужно подниматься в кабину).

Нам бы 20 % мирового рынка беспилотников

Отечественный промышленный гигант планирует в следующем году выйти на серийное производство беспилотных самосвалов. Роботизированная техника из нашей страны уже работает на карьерах в России.

«Работа в карьере трудная и монотонная. И найти людей, которые работали бы по 12 часов в карьере на самосвале, — очень сложная задача. Поэтому все сейчас хотят, чтобы везде, где позволяют условия, была такая техника. Мы видим также, что делают наши конкуренты. Та же Австралия. Когда-то мы наблюдали за первым комплексом беспилотных карьерных самосвалов, сейчас их там больше сотни. Это тема будущего», — рассказал Петр Пархомчик.

Предприятие занимается беспилотными самосвалами около шести лет. Сначала на заводе создали дистанционно управляемый самосвал. Оператор управляет им с удаленного рабочего места. При этом расстояние роли не играет. Для такого самосвала покупателя пока не нашли. Потом БелАЗ создал более продвинутую модель, которая может повторять первый рейс, сделанный человеком, бесконечное количество раз. Таких моделей было изготовлено три. Одна находится на территории завода, две сейчас работают в карьерах Сибирской угольной энергетической компании в Хакасии. В скором времени наши беспилотные самосвалы появятся также в Апатитах Мурманской области.

На заводе отметили, что технических сложностей с производством беспилотных машин практически не осталось. Есть трудности другого характера. Во-первых, разница в стоимости управляемой человеком и роботом машины превышает 15 %. Беспилотники на 120 тысяч долларов дороже. К тому же нужно устанавливать мощное оборудование на борту карьера. На это потребуется около 2,5 млн долларов. По этой причине клиенты осторожничают при покупке техники, когда начинают сравнивать обычные и беспилотные модели. Во-вторых, есть определенное неприятие беспилотной техники со стороны трудовых коллективов.

Но все же испытания пройдены. Началась опытно-промышленная эксплуатация техники. Беспилотники используются там, где добыча полезных ископаемых часто ведется в очень сложных геологических и климатических условиях, поясняет представитель БелАЗа. По его словам, «сложно работать за Полярным кругом, высоко в горах, там, где задымленность и закопченность. Например, в Сибири есть карьер протяженностью 10 километров и глубиной 300 метров. В туман работать там невозможно».

Можно и без кабины

Жодинский автозавод рассчитывает повысить эффективность работы беспилотников и не исключает возможности выпуска самосвалов без кабины под нужды заказчиков. Такая техника уже есть на рынке. В частности, опыт выпуска беспилотных самосвалов без кабины есть у японского производителя Komatsu, это позволило увеличить вместимость техники.

Например, при добыче алмазов наличие водителя вообще не предполагается из-за работы на больших глубинах. В самосвалах с кабиной в этих случаях нет необходимости. Технически это несложно: можно снять кабину с нашего образца, и он готов к работе. Но пока наши заказчики просят кабину оставить.

Будущее за грузовыми электричками

Одним из основных направлений работы конструкторов являются постоянное расширение линейки выпускаемой продукции и ее совершенствование.

Здесь отдельным направлением будет использование дизель-троллейвозного транспорта. Применение высокоэффективных дизельных двигателей с электронными регуляторами подачи топлива позволяет добиться максимальной энергоэффективности. Использование электрических трансмиссий с современными системами управления на базе программируемых контроллеров обеспечивает оптимальное сочетание характеристик электропривода и дизельного двигателя.

Еще одним эффективным решением для горнодобывающей промышленности является дизель-троллейвоз. Имеющийся у БелАЗа опыт позволяет сделать выводы, что применение карьерного транспорта такого вида позволяет увеличить скорость движения самосвала на подъеме почти в два раза. А это дает возможность поднять производительность и нарастить объемы перевозок со снижением расхода топлива до 80 %.

Кроме того, эта техника гибридного типа позволяет значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшить экологическую обстановку в карьере и прилегающих регионах, а также применить дизельные двигатели меньшей мощности (для обеспечения движения в зоне погрузки, выгрузки и на спуск). По сравнению с обычным исполнением самосвала дизель-троллейвоз оборудуется пантографами (токосъемниками), дополнительным силовым шкафом с элементами системы защиты и диагностики, органами управления троллейным режимом.

Расчеты тягово-динамических характеристик дизель-троллейвоза «БелАЗ» выполнены на машине грузоподъемностью 240 тон. Новый импульс этому направлению развития карьерной техники могут придать исключение дизельного двигателя из состава троллейвоза и применение вместо него накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов. Это позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске.

Также у БелАЗа есть планы использовать роботов, которые будут обеспечивать самосвалы топливом (дизельным или электроэнергией) при разработках месторождений полезных ископаемых. Есть в мечтах создание топливных элементов, которые работают на водороде.

Дом на колесах

...Журналистам хватило пяти минут поездки на самом большом в мире самосвале, чтобы сразу влюбится в эту грандиозную технику.

Между прочим, 450-тонник — достаточно дорогой (примерная цена продажи 7-8 миллионов долларов) и прожорлив. На холостом ходу одним двигателем машина «съедает» почти 38 литров специального дизельного топлива в час. Это при его мощности 2300 лошадиных сил. А под рабочей нагрузкой в карьере аппетит двигателя возрастает до 370 литров в час. Большая машина имеет два топливных бака, по 1800 литров каждый. Даже представить себе трудно, что эта машина за 12 часов бесперебойной работы может сжечь более 3,5 тонны дизеля. Кстати, таких гигантов во всем мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Один уже довольно долго возит руду в России. Два других проходят испытания на полигонах в Жодино. А последний, четвертый, с принципиально новой российской трансмиссией, сейчас собирается в цехах БелАЗа.

Сергей КУРКАЧ

Название в газете: Нереально красочные «супертяжи»

Выбор редакции