Вы здесь

Гродненскому зоопарку исполнилось 90 лет


Радости и заботы старейшего в стране Гродненского зоопарка, которому исполнилось 90 лет

Сегодня от старого зоопарка не осталось и следа. Вот уже семь лет, как здесь все полностью восстановлено. Буквально все. Зоопарк полностью перестроен, все старые вольеры и помещения снесены, на их месте выросли интересные по конструкции, аккуратные домики. Появились водоемы, аттракционы, инфраструктура. Короче, современная рекреация для фауны в центре города... Единственное, что осталось прежним, интерес жителей и гостей Гродно.


Отстроен заново

С директором Олегом Жданкиным осматриваем территорию. Выражаю мысль, что неплохо было бы во время реконструкции еще больше расширить зоопарк, за его территорией земля пустует.

— Тут ничего не изменишь, это плановые постройки, территория также обозначена — чуть более пяти гектаров. Действительно, была идея продолжить его дальше, расширить, но генеральный план города предусматривает улицу и дорогу к железнодорожному вокзалу. Поэтому в ту сторону расширяться нельзя. Мы можем развиваться только в плане коллекции, — объясняет директор.

Новая эра изменила и саму концепцию зоопарка. Это не просто зрелищный объект, но еще и место для отдыха. Человек приходит сюда, не только понаблюдать за животными, но и угоститься в кафе, отдохнуть. Здесь созданы красивый зеленый ландшафт, водоемы с красивыми мостиками, удобные скамейки и беседки.

— Это именно городской зоопарк, сюда можно без проблем попасть из любой точки Гродно. И для приезжих также удобно, так как зоопарк находится рядом с железнодорожным вокзалом, — говорит Олег Игоревич.

А еще — это центр охраны животных, изучения и сохранения генофонда видов, которые содержатся в неволе. При зоопарке работает детский кружок «Зубренок». Для этого отведено специальное двухэтажное здание. На первом этаже — живой уголок, где дети учатся правильно ухаживать за детенышами животных. На втором — аудитории, там идут занятия. Научные сотрудники в год проводят в школах почти 270 лекций. Каждые выходные зоопарк организует тематические мероприятия и праздники.

Там, где был велотрек...

А вот 90 лет назад, в 1929 году, здесь была городская околица с заброшенным велотреком. А еще в городе имелись любители животного мира. Руководил зоологическом отделом молодой преподаватель мужской гимназии Ян Кохановский. Благодаря его усилиям, местные власти выделили территорию бывшего велотрека под первый зоологический сад. Кстати, он был на общественных началах, существовал на пожертвования жителей. В то время коллекция насчитывала 17 видов, преимущественно местной фауны. А первым обитателем стал раненый бобер, которого гимназисты вылечили и выходили.

В войну почти все здания зоопарка были разрушены, наиболее ценные животные вывезены в Кенигсберг, многие погибли. Ян Кохановский попал в число 100 заложников, которых фашисты планировали расстрелять за убийство немецкого врача. После обращения местных жителей 75 человек отпустили, в том числе и Кохановского. Но в «черный» список попал его друг — учитель, отец шестерых детей Вевюрский. Тогда Кохановский просил шефа гестапо отпустить друга и забрать вместо него ... Именем Яна Кохановского названа улица недалеко от зоопарка. А на самом здании установлены его барельеф.

После освобождения города местные власти приняли решение о восстановлении зоопарка. Правда, в начале в нем было всего несколько животных, в том числе павлин. Для посещения объект открыли позже, в 1946 году. Интересно, что в эти годы зоопарк даже выполнял госпоставки. Например, зерна нужно было сдать 125 килограммов, молока — 174 литра.

Беспокойная хозяйство

В настоящее время в зоопарке более трех тысяч обитателей - от зубров до хомячков. На их содержание нужно немало средств. Больше всего за год идет круп — до 15 тонн. Рыбы нужно четыре тонны, по две тонны — мяса, картофеля и яблок. Сотни килограммов повидла, печенья, сухофруктов, орехов. А еще десятки тысяч яиц, пять тонн молока ... Только один тигр съедает в день шесть-семь килограммов мяса. Средства на содержание выделяет бюджет, помогают спонсоры, но зоопарк и сам зарабатывает. Здесь проводят платные консультации, лекции, экскурсии ... На территории есть несколько платных аттракционов, работает кафе с комплексными обедами и праздничными программами. Дополнительные билеты нужно взять, чтобы покататься на пони и посетить «Бабушкин дворик» — небольшой контактный зоопарк.

— Большая часть ресурсов зоопарка — это собственные средства, — с гордостью говорит Олег Жданкин. — В последнее время ни одного животного мы не купили за бюджетные деньги. И корма сами покупаем. И когда люди говорят, что у нас недешевые билеты, я отвечаю: животные тоже хотят кушать, и их надо кормить.

При зоопарке есть свой магазин, где можно приобрести небольших существ — тех же хомячков. Продавать животных в мини-зоопарки и агроусадьбы директор не стремится. Считает, что там их содержание не всегда соответствующее, особенно кормление.

Кадровая политика — брать на работу тех, кто любит животных.

— В первую очередь обращаю внимание, как человек обращается с животными. Важно, чтобы он не допускал грубости, не был озлоблен, — говорит Олег Жданкин.

Правда, таких директор за свою десятилетнюю работу не припомнит. Хотя кадры нужны. Например, сейчас ищут зоотехника с опытом работы, а еще — научного сотрудника ...

Такин, ягуар и ... домашний козел

Животные здесь особенные — с паспортами. У каждой своя кличка, своя биография, в общем, на каждого заведено личное дело. Есть и редкие экземпляры. Например, сычуаньский такин. Только 30 зоопарков мира могут похвастаться таким животным. Это самое малоизученное копытное в мире, так как обитает в труднодоступных районах Китая и ведет ночной образ жизни. Поэтому увидеть этот вид в живой природе очень сложно.

Львицу застали за обедом. Чтобы сделать хороший снимок, приближаюсь к самой клетке. Хищница только глазами повела. А вот к клетке с леопардом было приказано не подходит слишком близко — его реакция может быть очень быстрой. В зоопарке он живет второй год, а до этого был в Праге, потом в Ровно. Неподалеку вольер с черным ягуаром, выросшим здесь, в зоопарке, куда его привезли еще детенышем. Есть пума, пара львов и пара тигров. По словам директора, линия кошачьих хищников укомплектована.

Бывает, что приносят травмированных животных — зайцев, лисичек, ежиков. Немало в этом списке аистов. Птиц после того как они окрепли, выпускают в природу, туда, где им место. Но появились уже и городские аисты. Один из них свил гнездо над орлиным вольером.

— Он, по-видимому, пролетая мимо, увидел здесь множество аистов. Начал прилетать к нашей самке, но, к сожалению, она не могла летать. Тогда аист нашел себе другую подругу, и они поселились здесь в гнезде. Вот в этом году было двое птенцов. И эти аисты, видимо, начали летать по городу — они же уже городские. Люди звонят: спасайте птиц. Я говорю: не трогайте их, пусть себе летают. Полагаю, что на следующий год прилетит еще больше аистов, которые станут «городскими», — замечает Олег Игоревич.

В отдельном вольере живет «двортерьер» Лиза. Это помощница сторожа, с ним она по ночам обходит территорию. И когда слышит — что-то не так, начинает лаять. Но днем ​​выпускать ее опасно, будет шуметь и гоняться за птицами. Лизу специально взяли маленьким щенком и вырастили для охраны зоопарка.

Кто ответит за долгострой?

Директор отметил, что коллекция будет расширяться. В частности, есть намерение приобрести обезьян. Ведутся переговоры по копытным. Но многие виды исчезли, и неизвестно, будут ли воссозданы.

— Были раньше белые Медведь, тапиры, слоны — сейчас их нет. В общем приобрести животных сложно из-за ограниченности базы. Но есть и такой парадокс. Можем найти средства и даже самих животных, но не можем их привезти из-за границы. Некоторые животные подпадают под запрет белорусской ветеринарной службы, — рассказывает Олег Жданкин.

— А конкретные предложения есть, и довольно интересные. Недавно зоопарку хотели отдать на содержание белых носорогов, а еще раньше — жирафа. Там, где они сейчас находятся, нет соответствующих условий. Экзотических животных можно было бы разместить в слоновнике, который пустует. Но, оказывается, в нем много недоделок. Невозможно заселить сюда и слона. А когда-то их имелось даже три в зоопарке. Пока здание не будет доведено до нормы, оно так и останется пустым.

Такая же ситуация с аквариумом. Специальное помещение со стеклянными витринами пока не заселили, хотя после восстановления прошло семь лет. Здесь даже электричество не проведено. Здание, которое находится у центрального входа, приходит в упадок, его фасад облупился. И все потому, что до сих пор так и не передан зоопарку. Из-за этого нет возможности разводить и экспонировать рыб и земноводных.

Зато в местном водоеме рыба просто кишит. Если стать на мостик, сюда плывут целые косяк карасей. Каким образом они замечают людей, неизвестно. По словам директора, их здесь никто не ловит, не пугает, только кормят. Вот они и плывут к мостику со всех сторон.

Кстати, водоем также обещали благоустроить. Сделать берега как в канале. Для водоплавающих делаются специальные собрания. Причем современные технологии позволяют провести работу за несколько дней. Возможно, все недоделки будут устранены ... хочется верить — не до 100-летнего юбилея зоопарка.

Маргарита УШКЕВИЧ, фота автора

Название в газете: Жывы куток вялікага горада

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.