Вы здесь

Что посмотреть на экспозиции «Нематериальное культурное наследие Минщины»


Но в нашем случае это было не только оправданным режиссерским ходом, но и необходимостью, так и пение, и сказки — неотъемлемая часть экспозиции «Нематериальное культурное наследие Минщины», что работает в Минском областном центре народного творчества. Впервые здесь собрали и показали двенадцать элементов нематериального культурного наследия из разных уголков Минской области, внесенные в Государственный список историко-культурных ценностей (а два из них — рождественский обряд «Цари» из деревни Семежево на Копыльщине и «Будславский фест» из Мядельского района —включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО).


«Нематериальное наследие как культурное явление еще не до конца оценено обществом, да даже и самими носителями, — полагает ведущий методист отдела традиционной культуры МАЦНТ Игорь ЖЕЛТКОВ. — Между тем именно она является краеугольным камнем идентичности белорусов. Образ Беларуси в сознании ее жителей состоит, как пазл, из элементов нематериального наследия, и этот образ соединяет нас в единый народ. Поэтому нынешняя выставка — очень значимое, и, на мой взгляд, в некотором смысле уникальное событие, предоставляющая широкую палитру идентификаторов национальной культуры».

«Сейчас готовятся документы по внесению в Государственный список историко-культурных ценностей еще двух объектов — это обряд выпекания хлеба в деревне Жоровка Любанского района и традиция соломенных ковров «Руховские ковры» Стародорожского района», —  добавляет руководитель Минского областного центра народного творчества Ирина Позняк .

«Само понятие «нематериальное культурное наследие» появилось относительно недавно — в 2003 году, после принятия соответствующей конвенции ЮНЕСКО, которую наша страна подписала одной из первых в мире, — напоминает директор фонда «Культурное наследие и современность», эксперт Беларуси в межправительственном комитете по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Алла Сташкевич. — С 2014 года мы активно начали процесс идентификации, инвентаризации этого наследия — был создан белорусский национальный инвентарь «Живое наследие». И я очень рада, что за пять лет, прошедших с начала этой работы, в списке историко-культурного наследия Беларуси уже 126 элементов нематериального культурного наследия. Особенно радует то, что процесс идет снизу вверх, от самих носителей этих традиций, ремесел, обрядов и практик, которые заинтересованы, чтобы государство взяло под охрану элементы нематериального культурного наследия, обеспечило их жизнедеятельность. Ведь эти вещи нельзя законсервировать, они — течения в большой реке живой культуры, которая должна развиваться и передаваться из поколения в поколение».

Как элементы нематериального наследия представленные на выставке? Очень даже вещественные и ощутимые. В одном углу просторного зала стоит стол, где все желающие могут присесть и почитать сказки Лидии Михайловны Цыбульской — либо посмотреть на видеозаписях, как их рассказывала сама носительница. (Она, к сожалению, несколько лет назад ушла из жизни, но сказки остались — и в устном изложении преемницей, и в печатном сборнике «Сказки из принеманского домика», который увидел свет благодаря собирателям и популяризаторам традиционной культуры). Также можно почувствовать через видеосюжеты прелесть певческой традиций из разных районов Минщины, пощупать макет дуба, на котором тянут Коляду, подробно изучить фотолетопись различных обрядов.

В другом углу — персонажи архаического рождественского обряда «Щадрец»: Коза, Баба и Дед в специальной берестяной маске, на каждого из которых не только стоит посмотреть, но можно и прикоснуться к ним, чтобы ярче представить их танцы и пение. А по соседству со щедрующими привлекает взгляд главный герой обрядового игрища «Ката пячы». К нему не рекомендуется подходить голодным, чтобы не захлебнуться слюной, так как кот со Скирмантова вкусный: собран из булок, колбас и сала. «Об этой живой традиции рассказала мне свекровь, — говорит жительница агрогородка Скирмантава Наталья Редько. — Проводят игрища 27 ноября, до предновогоднего поста, чтобы нагуляться и нашутиться, как говорят, на весь год. Кто играет? Женатые — чтобы все ладилось в семье, неженатые, молодежь — чтобы найти свою пару, а кот выступает охранником действующих и будущих семей. Кота выпекают, собирают из кусков и подвешивают высоко под потолок, а участники игрища берут кто вилки, кто кочергу и подпрыгивают, чтобы откусить кусок от кота — и все это с танцами, шутками, прибаутками ... »

Посреди зала — не заметить напрямую невозможно — холсты с красно-белым полотенцем, которые представительница Копыльщины, народный мастер Татьяна Волкова производит по тем же технологиям и с теми же образцами, которые когда-то использовали наши пра- и прапрабабули.

 

А рядом презентует свои работы народный мастер из Воложенщины Кристина Лембович, чья ученица тут же на месте демонстрирует, что такое ткачество поясов «на болте». Кристина, кстати, с тех тружеников, кто не только сберегает ремесла и традиции, но и передает их младшим поколениям: она руководит и кружком ткачества, и ученической батлейкой, выполняя одновременно педагогическую, просветительскую и социальную работу. За многие годы уже некоторые ее ученики имеют собственных учеников. «Не всех детей можно заинтересовать традиционной культурой, — соглашается мастер, — чтобы сделать один только пояс, нужно много терпения, так как хлопчатобумажные и шерстяные нити могут и путаться, и рваться, далеко не каждый ребенок здесь справиться. Но уже те, кто приходит и задерживается, втягиваются в дело полностью. Из моего опыта, эти дети, даже если они из неблагополучных семей, но очень открытые, «несовременные», готовы воспринимать материи народной культуры». Впрочем, мастер-классами по народным ремеслам все чаще интересуются и взрослые люди, горожане, желающие обратиться к корням. И как раз это радует носителей и хранителей нематериального культурного наследия, так как если традиции востребованы у современников — они живут ...

Что, где, когда

  • Рождественский обряд "Цари" из деревни Семежево Копыльского района получил статус историко-культурной ценности Беларуси в 2008 году.
  • Местный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых песен аутентичными фольклорными группами «Журавушка», «Глыбокія крыніцы» и «Павалякі» из деревень Закальное, Яминск, Вобчин Любанского района внесены в Государственный список в 2008 году.
  • Рождественский обряд «Шчадрэц» из деревни. Рог Солигорского района статус придан в 2009 году.
  • Рождественский обряд «Тянуть Коляду на дубе» из деревни Новины Березинского района получил статус НКС в 2012 году.
  • Традиция ткачество поясов в Воложинском районе (агрогородки Саковщина, Раков) 2016 год.
  • Исполнительское мастерство в жанре сказочной прозы Л. М. Цыбульской из деревни Могильно Узденского района  2016 год.
  • Традиция почитания Святого камня в деревне Кременец Логойского района — 2016 год.
  • Торжество в честь чествования иконы Матери Божьей Будславской «Будславский фест», Мядельский район 2016 год.
  • Обряд переноса Михайловской свечи в агрогородке Велятичи, Борисовский район 2016 год.
  • Поющая традиция междуречья верховьев Птичи и Случи, деревни Бараново и Прусы Стародорожского района 2016 год.
  • Техника залогового ткачества красно-белых полотенец из деревни Семежево Копыльского района 2012 год.
  • Игрища «Ката пячы» в агрогородке Скирмантова Дзержинского района 2017 год.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.