Вы здесь

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока


— О, так здесь вас все знают! — кричу я в машине, пораженная тем, что на протяжении всей дороги к дому Геннадия Константиновича нас приветствовали прохожие — взрослые и дети. Как тут не знать, когда рядом живет человек, который привез со всего мира бабочек, ночевал в хижине вожака племени в экзотической Индонезии, а относительно недавно сел на велосипед и с родной Судобовки (район Жодино) приехал ... на Дальний Восток.


«На вершинах снег лежал, а я — в тапках ...»

Геннадий Пузанкевич не был отличником в школе. А вот что ему нравилось, так это писать эссе на вольные темы. Потом он пошел работать лесником, сам построил дом-усадьбу, которая и сейчас поражает своим таинственным видом. Влекло путешествие, движение, дикая природа. Поэтому появилось желание побродить по тропикам, попробовать гранат, сорванный с дерева, поиграть с лемурами и погоняться за бабочками на острове Цейлон, Мадагаскар и много еще где.

Мечты сбываются — путешественник из Жодино может этим похвастаться. Но одна вещь фотографировать хитрых лемуров и хамелеонов, другая — людей, которые там живут:

— Купили на рынке поросенка, сигарет и пошли знакомиться ... У каждого племени в той же Индонезии (а их там, может, сотни) — свой образ жизни, свои традиции, привычки. Какое-то слово где-то имеет один смысл, а в другом месте — совсем не такой. Нужно уметь находить правильный контакт с такими людьми, потому что даже жестом руки ты можешь обидеть человека. И без проводника лучше не идти вообще.

Геннадий Константинович своей простотой, искренностью привлекал внимание местных жителей. Однажды вождь племени даже пригласил путешественника в гости — в свою хижину, сделанную из травы и веток.

— Домик у него была двухэтажный, если можно так сказать. Высотой где-то под два метра. На первом уровне жена вожака спит с детьми, а мы полезли на второй ярус. А еще специально для нас местные жители разыгрывали бой. Имитация, но по-настоящему: копья, топоры, крики. Зрелище!

Бывал Геннадий Константинович и в таких племенах, которые в недалеком прошлом занимались даже каннибализмом. Здесь наш путешественник был особенно осторожен во всех своих движениях и словах.

На Килиманджаро поднимался с группой. Но дошел один. На горе были три финиша (на разных высотах), и далеко не все решались подниматься после первого. Геннадий Константинович признался: «Было сложно, потому что воздуха на высоте мало, ощущается давление. На вершине снег лежал, а я в тапочках был ... Да! Я путешествую в легкой обуви. Мне хорошо».

С Жодино до Владивостока за четыре месяца

— Первые километры морально давались тяжело. Ехал и думал: зачем? Сидел бы дома, хозяйство вел ... Но на моем пути попадались люди, самые разные. Они вежливо встречали меня, поддерживали морально и финансово. Я искренне благодарен всем, с некоторыми общаюсь и сейчас.

Экономить приходилось на всем. Покупал Геннадий Константинович в основном запчасти для транспорта. Ел Роллтон — хорошо, если кто угощал нормальной едой. Причина не только в финансах. Велосипед — не машина, весь багаж нужно тянуть самому. Кажется, взял только необходимое для путешествия, однако вес вместе с велосипедом получилось около 50 килограммов. Представьте, что этот груз путешественник протащил через 10 760 километров! Вдоль Байкала ехал почти трое суток, видел его прозрачность и величие. Плюс самостоятельной поездки в том, что в любой момент можно остановиться и посмотреть окрестности, сфотографировать. Геннадий Константинович все старался сохранить не только в своей памяти, но и в фотоаппарате. Если вдруг в сопках «ловила» мобильная связь — скорее отправлял СМС семье, которая, конечно же, волновалась и ждала новостей.

— Расстояние между Читой и Хабаровском — около 500 километров. За этот отрезок дороги не попал ни один населенный пункт. Были проблемы с водой. Но заехал! За четыре-пять дней где-то ...

Геннадий Пузанкевич каждый день старался преодолевать не менее ста километров. Его встречали разные люди, многие приглашали к себе, угощали обедом и удивлялись такой необычной и даже опасной идеи. И чем ближе делалось последняя отметка на карте — Владивосток — тем скучнее становилось нашему путешественнику.

— Печально стало. Цель почти достигнута, и что? Ну доеду я до Владика, а потом? Такие мысли были. На въезде в город, кстати, чуть под машину не попал ... А потом «отпустило». После решил отлучиться от основного маршрута, побывал на Сахалине и в Саянах. Назад, в Судобовку, добирался на поездах.

Серые квадраты Пузанкевича

В периоды «затишья» Геннадий Константинович тоже не тратил время. Кроме живых лебедей (обоих он называет одинаково — Гоши), высаженных деревьев и кустов, привезенных с Дальнего Востока, можно увидеть чучела диких зверей и птиц, бабочек и жуков. Токсидермией занимается с 1974 года. И сейчас в его мастерской находятся экспонаты, которые нужно подлатать, а кто-то только получает здесь «вторую жизнь». Повсюду материалы для работы, на столе чертежи, линейки, иглы... Увидев часть этого процесса, могу сказать, что работа достаточно кропотливая, требует терпения и выдержки, если не сказать сдержанности.

Так, в доме хозяин держит личного волка, медведя, нескольких павлинов и сов... Сложно перечислить, сколько застывших глаз смотрит на тебя из угла и стен. Поэтому ночных злодеев токсидермистам нечего бояться! На отдельной стене висят, как говорит сам хозяин, «серые квадраты Геннадия Пузанкевича». Под ними то, что боится солнечного света, то, к чему нельзя прикасаться, и все, что мы можем, — это наблюдать за красотой творчества природы: под «серыми квадратами» хранится коллекция бабочек с разных уголков мира. Невозможно обнаружить более красивого, потому что каждый имеет уникальную окраску и форму крыльев. Кроме бабочек, тут же спят жуки разных видов, многоножки, пауки, среди которых я узнала только тарантула ...

На улице — настоящее хозяйство. Минуя огород, можно увидеть Горлиц, которые, кстати, недавно обзавелись птенцами, цаплю, фазанов, гусей, лебедей и, конечно же, кур. В конце немалого двора есть пруд, который хозяин сам когда-то оборудовал. В сезон сюда любят прилетать утки.

Сейчас Геннадий Пузанкевич работает в краеведческом городском музее. Работы много, и 59-летний путешественник из Жодино признается, что цель поехать на Дальний Восток не последняя ...

Екатерина КОСТЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.