Вы здесь

Воспоминания о композиторе Евгении Глебове


Вечер 10 сентября в Верхнем городе. Прогулка во время захода солнца, романтика. И вдруг начинается музыка: идешь на нее — красиво ... Около ратуши, при концертном зале — сцена, оркестр. Публика набежала быстро. Играли музыку Евгения Глебова в день его 90-летия. Узнаваемую для тех, кто помнит кинофильмы, для которых он создавал музыку. Ведь он автор не только великолепно-изысканного балета «Маленький принц», который звучит наиболее часто из всех его балетов (Глебов поспособствовал развитию этого направления в белорусском композиторском искусстве и был высоко оценен на международном уровне). Он активно сотрудничал с «Беларусьфильмом», создав музыкальные картины, которые могут жить своей жизнью даже без привязки к ленте. А может, это и лучше: кадры из фильмов, что выводились на экран около сцены, отсылали к дальнему куску прошлой жизни, а музыка воспринималась современно и сейчас. Особенно озвученная живым оркестром на открытом воздухе для публики, очарованной неожиданным подарком.


Его подготовила Белорусская государственная академия музыки, устроив в первую декаду сентября проект «Музыкальное наследие Родины» за счет средств Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. К проекту присоединилось Министерство культуры страны и органы власти разных регионов Беларуси. Таким образом произведения композитора, которого уже можно назвать классиком белорусской музыки ХХ века, могли услышать не только в столице — благодаря гастрольно-концертному туру студенческого духового оркестра под руководством лауреата международных конкурсов, декана оркестрового факультета Максима Росохи. Цикл концертов был специально приурочен к 90-летию народного артиста БССР и СССР профессора Евгения Глебова. Глебов и Академия музыки — история 30-летнего пути, на котором он нашел учеников и воспитывал в них стремление в первую очередь служить искусству. Сам закончил Белорусский консерваторию, учился у Анатолия Богатырева. Он понимал, что быть хорошим композитором  — одно, а научить писать музыку — другое: это то, что где-то внутри, но рвется наружу и сдержать невозможно, если суждено ...

Случилось так, что в профессиональную музыку Евгений Глебов пришел довольно поздно, поработав на железной дороге, уже взрослым человеком осваивал нотную грамоту и музыкальные инструменты. Так вдохновить и убедить мог, по-видимому, только Иосиф Жинович, который чувствовал природу творцов, видел самородков и оценил творческие задатки уроженца Смоленщины.

Тот доверился интуиции мастера: простой сотрудник железной дороги превратился в композитора с мировым именем, автора шикарных произведений в разных жанрах. Он писал оперы и балеты, симфонические и камерные произведения ... Об этом знают знатоки музыки, а широкому кругу слушателей Глебов известен по кино. Точно известен — достаточно было сыграть оркестру, и часть слушателей вернулось в свое детство и юность, когда на телеэкранах показывали ленты «Последнее лето детства», «Три веселые смены», «После ярмарки», «Троянский конь», «Прошлогодняя кадриль», «Я родом из детства», «Саша-Сашенька», мДикая охота короля Стаха» и другие ... Как отметила киновед Антонина Карпилова, к работе в кино Глебов пришел в 1960-е годы и через недолгое время стал «лучшим мастером отечественной киномузыки». И вот что удивительно: произведения, звучавшие во время концерта, узнавала и молодежь, которая пришла к сцене (сами посмотрели классику «Беларусьфильма»? Где-то слышали и отметили для себя яркую музыку?).

А некоторые, может, ждали выхода солистов, так оркестр представлял талантливых студентов Академии. И замечательно, что это происходило не только в столице: музыкальное наследие страны принадлежит всем независимо от места жительства. А для ее понимания нужны, прежде всего, готовность услышать и чуткость. Это несложно. И это пленяет.

Вот за умение очаровать красивыми звуками особенно ценили Глебова. Он умел сделать классическое популярным. Умел подчеркнуть, что белорусская культура предлагает высокие образцы и обогащает мировую, когда создавал музыку по произведениям литературы «Курган» Купалы, «Альпийская баллада» Быкова, «Тиль Уленшпигель» Костера, «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Мастер и Маргарита» Булгакова . С оперно-балетном наследии композитора сейчас на театральной сцене можно увидеть балет «Маленький принц» в Большом театре Беларуси. Красивый, романтичный, светлый по музыке, он ведет в мир Таланта, которому подвластны мировые тайны. Открытием этого мира, а для некоторых и новостью о том, что он существует, могут быть вот такие просветительские проекты, которые проводятся в стране. Не сразу, а постепенно человек понимает: можно считать себя равнодушным к серьезной музыке, но невозможно быть равнодушным к музыке красивой.

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: Глебаў: і настальгія, і рамантыка

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».