Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу. Уже в 2018 году Александр стал обладателем гранд-премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В репертуаре тенора партии Лыкова в «Царской невесте», Малькольма в «Макбете», Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме», Альфреда в «Летучей мыши» и другие. А в начале нового театрального сезона мы его увидим в премьерном спектакле «Князь Игорь». Не потому ли певец так сосредоточен на работе?
Про тэатр
— Мне кажется, что человек идет в театр за энергией, которой ему не хватает в ежедневных реалиях. Несмотря на то что сегодня во множестве информационных ресурсов можно увидеть практически все, что пожелаешь. Я уверен, что видеозаписи спектаклей и концертов, поданные в интернете, никогда не заменят театр. Ни один экран, даже самого высокого качества, не донесет ту атмосферу и эмоции, которые человек может получить, находясь в зрительном зале. Ни одна звукозаписывающая студия не сможет воссоздать тот звук и вызвать ощущения, которые слушатели могут пережить, когда приходят на живой концерт или спектакль.
Об актерской свободе
— Много споров вызывают подходы осовременивания классических произведений. Думаю, не стоит бояться экспериментов. Понимаю это сейчас, поработав с режиссерами из разных стран. Отличный опыт и сильные впечатления принесла мне работа над оперой «Богема». Александра Борисовича Тителя, выдающегося российского режиссера, который поставил ее совсем не в классических канонах. При этом он требовал от артистов проживать роль здесь и сейчас, вести себя так, как мы бы это делали в реальной жизни, он не допускал никакой искусственности, постоянно добивался от нас естественности и убедительности на сцене. Мой персонаж — поэт Рудольф — во многом близкий мне, современный, поэтому создавать этот образ было удовольствием, но давалось непросто — чтобы выполнить все должным образом в музыкальном плане, необходима большая концентрация и выдержка. Играть самого себя здесь и сейчас не так легко, как может показаться, — периодически хотелось присоединить некую «искусственность», что-то добавить от себя, но режиссер добивался от нас исполнения без излишнего драматизма.
Актерская импровизация может быть уместна, а бывает и наоборот. Чаще всего режиссер ставит конкретные задания и требует выполнять все им задуманное именно так и не иначе. Но в некоторых постановках можно позволить себе какие-то вольности — и эта инициатива не наказуема. Например, в спектакле «Летучая мышь» режиссер Миклош Габор Кереньи из Венгрии давал исполнителям большое пространство для импровизации, и артисты использовали собственные находки и наработки. Это вторая постановка оперетты Штрауса с моим участием: в «Летучей мыши» я выступал во время службы в Музыкальном театре — спектакль, поставленный в классических канонах в 1981 году и восстановлен в 2001-м, до сих пор идет и пользуется популярностью у зрителей.
О любимых партиях
— Лирический тенор, который исполняет партии Ленского, Лыкова, Водемона, когда правильно пользуется своим инструментом — голосом, может попробовать перейти на более сильные партии, драматический репертуар. Главное — сразу не бросаться на большие полотна, ко всему надо подходить с головой, чтобы сохранить голос и развить его. Кстати, партию Водемона в «Иоланте» часто поет тенор-спинто. Да и партия Рудольфа в третьем акте «Богемы» непростая, драматическая — плотный оркестр, высокая тесситура, нужен запас в голосе.
Каждый композитор интересен и хорош по-своему, я к этому по-философски отношусь. Но особенно нравится музыка Пуччини, петь ее приятно, несмотря на то, что у него всегда довольно плотный оркестр.
Что к участию в новых проектах: в театре начались постановочные репетиции оперы «Князь Игорь» Бородина, эта премьера откроет новый театральный сезон в сентябре. Работы у всех очень много, потому что спектакль большой, в нем заняты солисты, хор, балет, и нужно много времени, чтобы все правильно собрать и представить зрителям интересный, масштабный спектакль.
О поиске сябе
— В музыкальной школе в Кобрине я учился играть на баяне и факультативно занимался академическим вокалом с моей первой учительницей Ниной Петровной Саливончик. Учиться пению очень нравилось, поэтому работал усердно и интенсивно. В 2003 году взял Гран-при на Х Международном фестивале духовной музыки, который проходил в польском городе Бохня. Потом поступил в Брестский музыкальный колледж и продолжил обучение по классу баяна: идти на вокальное отделение в Академию музыки во время ломки голоса не имело смысла.
За четыре года обучения в колледже произошло немало интересных событий. Наш ученический оркестр народных инструментов неоднократно приезжал выступать в Минск. Мы побывали и во Франции с двухмесячными гастролями. С учащимися Брестской балетной студии наш оркестр выступал в разных городах Франции — каждые три дня работали на новых площадках. Мир посмотрели, себя показали.
Однако я по-прежнему мечтал петь и по прошествии учебы приехал в Минск поступать на подготовительное отделение в Академию музыки. Два года учился вокалу на подготовительном и пять лет на вокальном отделении. Моим педагогом в течение семи лет был народный артист России Эдуард Иванович Пелагейченко, блестящий белорусский тенор, который в свое время пел все основные партии в нашем театре.
Как только я поступил и переехал в Минск, начал искать работу, потому что было неудобно тянуть деньги из семейного бюджета, с мамы, которая воспитывала меня одна. Мне повезло: через полгода прошел прослушивание в Музыкальный театр, и меня назначили в артисты хора. Хор дал много — и первоначальную закалку, и привычку к сцене. А через два года мне предложили половину ставки солиста-вокалиста. Всего в Музыкальном театре я прослужил пять с половиной лет. Это был замечательный опыт, интересные люди, многим из которых я очень благодарен.
Когда учился на пятом курсе, решил попробовать прослушаться в стажорскую группу Большого театра. И меня взяли! Целый год был стажером, а потом по распределению пришел в основную труппу театра. Мои друзья, отличные тенора Виктор Менделеев и Александр Михнюк, с которыми мы вместе учились в Академии, стали коллегами по театру.
Есть ли у нас конкуренция? А какой смысл? Мы во всем уступаем и помогаем друг другу, когда это нужно.
О конкурсах
— Конкурсы — очень важная составляющая профессионального роста молодых вокалистов. Еще во время обучения в музыкальной школе я стремился к участию в детских конкурсах, где становился лауреатом, где дипломантом. Первый «взрослый» конкурс — «Убельская ласточка», на котором получил вторую премию.
Потом принял участие в Международном конкурсе вокалистов имени народного артиста СССР Алексея Иванова, стал лауреатом третьей премии. Важную роль в продвижении на международную сцену сыграл Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, на котором я занял третье место. В прошлом театральном сезоне меня пригласили в Лионскую оперу принять участие в постановке произведения чешского композитора Леоша Яначека «С мертвого дома» по мотивам повести Федора Достоевского. Поставил спектакль польский режиссер Кшиштоф Варликовский, художественный руководитель Нового театра в Варшаве. Спектакль шел на чешском языке, было очень интересно наблюдать, как работают солисты из Канады, Румынии, Англии, Чехии, французский хор. С Михайловского театра приехал Дмитрий Головнин. Конечно же, для меня это был отличный первый опыт участия в международном проекте.
О неклассическом
— Существует некий стереотип: оперный певец должен слушать только классическую музыку. Но это не совсем так. Что касается меня, люблю разных исполнителей: например, мне всегда нравилось группа Queen и Фредди Меркьюри.
Я себя не ограничиваю только оперным творчеством, классикой. Очень нравится рок-музыка, электронная музыка м транс, электрохаус, почему бы нет? .. Можно искать вдохновение в разных жанрах. Мне кажется, если человек одарен музыкально, творчески, способен раскрыть свою душу перед слушателями, зрителями, в каждом жанре искусства он будет «цеплять» публику.
Ольга САВИЦКАЯ
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.
«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».
Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.