Тенденция последнего времени — развитие брендов. И наибольшие плоды в этом деле дает обращение к историко-культурному наследию. В народе говорят: что ни край, то обычай. В каждой местности — своя уникальность, которая ждет раскрытия. Как «раскрыть» особенности и сделать их привлекательными для туристов? Как развить бренд? Что предусматривает конструктивный диалог? Ответы нашли в Ивацевичах — городе, который недавно масштабно отпраздновал 500-летний юбилей.
Именно здесь во время проекта «Капитал места», организованного Ассоциацией защиты интеллектуальной собственности «Белбренд» при поддержке Ивацевичского райисполкома и Посольства Республики Польша в Республике Беларусь, юные исследователи и активисты со всей Беларуси во время каворкинга обменивались идеями, предлагали пути развития брендов на основе историко-культурного наследия.
Ивацевичский район имеет очевидную привлекательность с точки зрения создания новых брендов — как национальных, так и с международным значением. Впервые в письменных источниках Ивацевичи упоминаются под 1519 годом: в Литовской метрике есть акт о передаче гродненским купцам за долги «маёнтка Івачэвічы». Регион, богатый историей, славится и всемирно известными лицами. Здесь в поместье Меречевщина, что недалеко от Косово, родился Тадеуш Костюшко, известный политический и военный деятель Речи Посполитой. Оставил свой след здесь композитор, поэт, меценат, государственный деятель ВКЛ Михал Огинский: по его инициативе и на его средства был построен канал, соединивший бассейны Черного и Балтийского морей, — кстати, это самый старый белорусский канал. Эта земля претерпела события восстания Кастуся Калиновского (1863—1864). Ну и конечно, непревзойденная жемчужина региона — Дворец Пусловских, реставрацию которого планируют завершить к 2020 году (а до 1 октября текущего года будут сданы в эксплуатацию гостиница и кафе дворца).
— В Ивацевичском районе жили лица, известные всему миру, — отметила автор идеи проекта, заместитель председателя Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «Белбренд», руководитель Департамента инновационных проектов Валентина Дынич. — Основная идея проекта «Капитал места» — чтобы богатство белорусской земли становилось известным, востребованным не только нами, но и во всем мире, потому что у нас есть чем гордиться.
— Несмотря на то, что городу Ивацевичи уже 500 лет, мировая общественность еще мало знает о возможности и таланты, которые город готов представить миру, — полагает вице-председатель Евразийской творческой гильдии (Лондон), директор издательства Hertfordshire Press Марат Ахмежанов, который был приглашен в экспертный совет каворкинга. — Мы как общественная организация объединяем творческих личностей по всему миру и будем рады помочь использовать опыт, который есть в Великобритании, по продвижению локаций. А в Великобритании любой город — бренд: Сэндвич, Чеддер, Телестер, Уинчестер сделали большой вклад в историю. Уверен, что в Ивацевичах большое будущее в этом плане, поэтому будем вам помогать.
— Мы иногда недостаточно используем потенциал родной земле, чтобы продвигать себя, проекты, идеи, — полагает Валентина Дынич. — Пример: Чайковский родился в Воткинск (Удмуртия). Думаете, в Удмуртии есть что-нибудь, что напоминает о Чайковского? А вот Моцарт — другой великий классик музыки — один из первых раскрученных брендов, и Австрия от него получает большие деньги. Искусство и бренд сегодня — потенциал, который используется широко, но зачастую не нами.
Интересные идеи и разработки по развитию брендов презентовали участники каворкинга «Капитал места» — молодые люди из всех областей страны. Наиболее поразили представители Брестской области. Так, максимально использовать местную специфику для повышения значимости регионов предложили Станислав Ратахин и Юлия Якушева, ученики 9 класса средней школы № 3 Ивацевичам: они создали веб-сайт «Туристический справочник. Ивацевичский край» (tourіsm.rooіvacevіchі.gov.by) и имеют целью популяризировать туристический потенциал региона. Особенность сайта — раздел «Народные умельцы», где пополняется картотека мастеров Ивацевичского края. Здесь и лозоплетение, и ткачество, и вышивка, и гончарство. Авторы проекта рассчитывают, что сайт будет помогать возрождать местные традиции и сделает народные ремесла туристическим брендом малых деревень. А следовательно поднимается значимость регионов.
Специальный проект Станислава и Юлии уже нашел обратную связь. Председатель Ивацевичского райисполкома Александр Грицук предложил юным исследователям сотрудничество: решить с помощью сайта задачу по поиску арендатора для объектов дворца Пусловского.
Никита Бенько, ученик 8 класса косовской средней школы, заинтересовался развитием робототехники. Для приобретения практических навыков в освоении робототехники в своем проекте «Программирование Arduіno» Никита предлагает использовать электронную монтажную плату Arduіno. С ее помощью можно создавать и управлять различными устройствами, такими как датчики движения, температуры, давления. Arduіno — инструмент для проектирования электронных конструкций, который взаимодействует с окружением более плотно, чем персональные компьютеры.
— Этот каворкинг — не просто стартап-проекты, — они направлены на то, чтобы придумать, как их продвинуть с акцентом на белорускость, — замечает Валентина Дынич. — Мы ищем, чем примечателен определенный регион. В Щучине, например, есть особая кадриль, которая внесена в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, да танцуют ее в Щучине? А на этой почве можно было бы организовать чемпионат танцев ...
Идей для продвижения регионов может быть много, считает Марат Ахмеджанов и приводит в пример британский опыт: «Удивительно, но страна, где нет пляжей, где все дорого, где туманы и дожди, принимает более чем 36 миллионов туристов в год. Это больше, чем Таиланд, Малайзия или другие страны. Во Франции есть Сен-Тропе, Лазурный берег, Альпы — в Англии этого нет. Но самый главный ее инструмент — культура, история. Чего стоит один Уильям Шекспир! Музей Шекспира в год посещает 250 тысяч иностранных туристов. Учтем, что он находится в небольшом городке в 50 километрах от Лондона — и едут специально ради Шекспира. А фестиваль Чарльза Диккенса! Нет тех, кто не слышал о выдающихся личностях Англии: Джейн Остин, Артур Конан Дойль, Байрон ... Это все бренды — то, что приносит стране деньги. Сrеаtivе media (музеи, концерты, развлекательная сфера; туризм сюда не входит) дает стране 12% ВВП. Нужно использовать этот опыт». Председатель Евразийской творческой гильдии привел историю Леона Бакста. Художник, создатель декораций, тканей Леон Бакст родом из Гродно. Он был выдающейся личностью своего времени. Однажды после войны, в 1946 году, американец Джим Томпсон летел из Нью-Йорка в Таиланд, и ему подарили книгу с работами Леона Бакста. В Таиланде он увидел, что там развито производство тканей из шелка. Он решил использовать рисунки Леона Бакста для этих тканей. Первое, что было тогда востребовано, — галстуки. И это становится успешным брендом. «Бренд Джима Томпсона —один из самых популярных и дорогих в мире. 80% патентов создано на искусстве Леона Бакста. Сейчас это заводы по производству керамики, мебели, тканей, сумочек, одежды,— рассказывает Марат Ахмеджанов.— Вот так: родился и вырос Бакст в Беларуси, начал творить в Санкт-Петербурге, проехал весь мир. К сожалению, его семья авторские права и не узаконила. Поэтому надо развивать творчество выходцев из Беларуси, защищать права».
Обращаясь к возможностям региона, Марат Ахмеджанов задался вопросом: что можно сделать в продвижении брендов для Ивацевичей? Пожалуй, каждый образованный человек слышал про Ивана Грозного. А знает ли кто, как связаны Иван Грозный с Ивацевичами? Оказывается, прямо: его мать Елена Глинская родилась именно в Ивацевичском районе.
Не стоит ли воспользоваться этим для разработки бренда?
Наталья СВЕТЛОВА
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.