Вы здесь

Сконцентрироваться на мыслях предлагает в этом году ТЕАРТ


Сконцентрироваться на мыслях предлагает в этом году ТЕАРТ. 15 спектаклей, что составили белорусскую и международную программу, согласно организаторам представляют из себя в определенной степени концентрат идей, рассуждений и эмоций.


— Каждый спектакль сосредоточен на чем-то своем, важном, — отмечает директор Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» Анжелика Крашевская. Действительно, современный театр очень разный, но он не потерял своей функции разговаривать с людьми о чем-то очень важном, серьезном, больном, то, что хочется обсудить или решать на уровне общества. — А мы хотим говорить о том, что нам больно.

Поэтому в отдельное направление в рамках фестиваля в этом году выделено программа «Театр социальных исследований», которая дополняет шоукейс Belarus Open. Вообще подбор спектаклей белорусской программы — это тоже исследование: общество путем театральных практик. Потому что в театр мы ходим не только ради отдыха или удовольствия, но и для того, чтобы получить толчок для размышлений, осмысления того, как живем и что можем усовершенствовать в себе и вокруг. И даже сам театр может совершенствоваться, для этого собственно фестиваль и задумывался.

«Кандид, или Оптимизм»

— Театр — это живое искусство, он может меняться, — считает Людмила Грамыко, куратор программы Belarus Open. — За время существования форума ТЕАРТ и шоукейса, который составляют отечественные постановки, белорусский театр изменился.

Стоит присмотреться. Стартует фестиваль с 20 сентября именно с белорусской программы, куда вошли самые отличительные спектакли, которые вызвали резонанс за последнее время, где есть поиск и идея, актуальность. Где ведется речь о нас, о Беларуси. Это важно еще и потому, что на фестиваль приглашаются критики из других стран, они стремятся понять, что волнует людей, живущих в этой стране, и какие процессы происходят в нашем театре. Для этого отобрали восемь постановок: «Охота на себя» Республиканского театра белорусской драматургии (режиссер Стас Жирков), постановку Юрия Дивакова «Песнь песней» Центра визуальных и исполнительских искусств ART Corporatіon, «Кандида, или Оптимизм» Могилевского областного театра кукол в постановке Игоря Казакова , танец-спектакль «Воздух» Ольги Лабовкиной и театра Karakulі, спектакль Николая Халезина и Натальи Коляды «Дом № 5», «Уездный лекарь» Гомельского городского молодежного театра (режиссер Юрий Чудаков), спектакль Александра Янушкевича «Стражи Тадж-Махала» (Центр визуальных и исполнительских искусств ART Corporatіon), «ГЭТАМЫ» Независимого театрального проекта (режиссер Стас Жирков).

Театр как социальное исследование и средство влияния на общество — направление не новое для тех, кто следит за театральным движением. Но впервые он выделен в отдельный раздел на международном форуме. Готовимся к знакомству с Лабораторией социального театра ECLAB Валентины Мороз, которая покажет спектакль «Родные люди?» На тему домашнего насилия. Белорусско-британский проект HUNCHtheatre Владимира Щербаня участвует с постановкой «Левые диссиденты», созданной по современным отечественным авторов Елены Шпак и Андрея Диченко. Брестский театр «Крылья холопа» и Оксана Гайко презентуют проект Brest Storиes Guиde, предлагающий разговор на тему антисемитизма, обращаясь к историческим событиям уничтожения Брестского гетто.

Театр как отражение человеческой истории хочет быть актуальным. Белорусский театр хочет учиться и осваивать новые течения, подходы и способы разбудить нашу неравнодушие к самой жизни. И есть режиссеры, для которых это главная цель творчества. Именно на личность режиссера обращает внимание «Школа ТЕАРТ».

— Наша цель реализуется по двум направлениям: прежде всего надо посмотреть, какие функции в настоящее время выполняет режиссер, — объясняет куратор этой части Александр Марченко. — А дальше надо выяснить, какие возможности есть для расширения таких функций.

Учиться стоит у лиц. Например, таких как Вацлав Гавел, который очень повлиял как автор и как человек с сильной пассионарной энергией на пробуждение народов Восточной Европы. В рамках школы состоится показ спектакля «Дуплет» и встреча с его создателем грузинским режиссером Константином Абашидзе. Еще одно лицо — швейцарский режиссер Дэнни Майфер, один из руководителей театра  La Comedіe de Geneve. Под его руководством пройдет режиссерская лаборатория, в ходе которой участники будут думать над созданием спектакля по Шекспиру.

Свои лица в театре? .. Есть, и также готовы поделиться профессиональным опытом, но во время дискуссии. Интересные мысли Дмитрия Богославского, Игоря Казакова, Александра Янушкевича? Известны по работе в отечественных репертуарных театров, они попробовали себя как свободные художники и могут говорить о том, как оставаться в театральном процессе и реализовать себя в искусстве.

И об искусстве, его мировые образцы. С ними обычно знакомит международная программа, всего четыре спектакля. Гомеровская «Одиссея» — вечная классика, которую интересно смотреть в необычных интерпретациях. Театр Талия из Германии в рамках 25-летия Института Гете в Беларуси представит отличительный вариант прочтения Гомера от режиссера Анту Ромера Нуньеса. Классический текст будет произноситься на языке, которым не существует вообще. Вот и возможность убедиться в том, что театральное произведение, даже если не знаешь языка артистов, все равно трогает зрителя. То же самое должно случиться во время еще одного просмотра — французского хореографического спектакля «Пиксель». Хореограф Мурада Мерзуки направлен на диалог. Это диалог не только между культурами и народами, это еще диалог между искусством танца и визуальными 3D-изображениями.

 «Площадь героев»

В диалог между эпохами предлагает включиться Литовский национальный драматический театр в спектакле «Площадь героев», созданном по Томасу Бернхарду польским режиссером Кристианом Люпом. Был побежден фашизм во время Нюрнбергского процесса? И не может ли это угрожать нашим современникам, только уже на другом уровне и под другой маской? ..

В чем-то созвучной может показаться постановка «Сталинград» режиссера Резо Габриадзе. Его собственные воспоминания из далекого прошлого оживают через работу актеров с марионетками. Театр, который покоряет мир, — театр искренний.

Концентрат искренности — вот чего следует ожидать в этом году во время ТЕАРТ.

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: Што баліць. Пра тое гавораць сучасныя рэжысёры

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.