Вы здесь

Или эхом, или рикошетом


Тема Великой Отечественной войны, наверное, наиболее болезненная и волнующая для белорусского народа. Поэтому искусством заангажированная навсегда: оно будто имеет на нее незыблемую квоту. И, скорее всего, еще не одно поколение отечественных творцов будет обращаться и возвращаться именно к этой теме. Хорошо ли это, или плохо — покажет время, ведь память также стирается, блекнет, как старые фотографии. Поэтому неслучайно в издательстве «Четыре четверти» возникла книжная серия «Дети войны». Роман могилевского автора Сергея Антонова «Лоскутные звезды» вышел именно в этой серии.


Роман посвящен первым месяцем оккупации города Быхова немецко-фашистскими захватчиками. В центре внимания —  тотальное уничтожение всего еврейского населения, увиденное и рассказанное одиннадцатилетним мальчиком, который чудом выжил. Война в его рассказе — ужас, это не романтично и не героичено, в первую очередь она несет смерть и страх, а во вторую — выворачивает каждого человека наизнанку, превращает в животных, хотя ... даже животные более благородные, чем многие так называемые люди .

Первая «акция» (так немцы называли свои массовые убийства) в Быхове состоялась в конце августа 1941 года на окраине города около Ганькового рва, рядом с которым расстреляли более 250 молодых евреев, куда и сбросили потом тела. В начале сентября было создано гетто в окрестностях старинного городского замка, который просуществовал неделю. Более 4 тысяч человек было расстреляно в течение этой недели в Быхове. Маленьких детей пьяные полицаи (которые выслужвались перед немцами с энтузиазмом гончих) и немцы подбрасывали в воздух и стреляли наперегонки, будто играли в снайперов. Особенно «старался» полицай Яценко, который фигурирует в романе. И это не вымышленный персонаж.

Автор строит произведение словно художник, который на одно полотно накладывает другое, в несколько слоев, как бы декларируя связь времен — сегодняшнего и прошлого. Ведь последствия действительности — это результат событий, происходивших когда-то. Или эхом, или рикошетом, но они всегда напоминают о своем существовании.

Главный герой романа — журналист из Могилева, 62-летний крепкий мужчина — приезжает в город своего детства Быхов на похороны отца и находит его записи, в которых он рассказывает о событиях 1941 года, со всеми фамилиями палачей и жертв. Из записок герой узнает, что его отец, еще будучи подростком, пережил несколько расстрелов, видел своими глазами, как уничтожили всю его семью и тысячи других. Видел, что зверствовали в отношении евреев в большей степени свои — полицаи, которые верили в собственную безнаказанность. Заметен тот факт, что теми записками заинтересовалось довольно значительное количество местных жителей, которые даже ... пытались украсть их у него!

Записки — по сути, обвинительный акт — обходятся причиной возникновения детективной истории, которая разворачивается на страницах романа с невероятной скоростью и превращается чуть ли не в голливудский боевик с погонями, выстрелами и трупами. Примирение исторического материала с беллетристикой делает книгу захватывающей, несмотря на очевидные недостатки, и в частности языковые. Ведь язык, которым написано произведение, казенный, он не дышит жизнью и напоминает не лучший перевод американских романов Джеймса Хэдли Чейза. Возможно, такой был замысел. В таком случае характер произведения выдержан от первого до последнего слова.

«Лоскутные звезды» — не аллегория. Во время войны желтую звезду-лату как «знак позора» нацисты заставляли нашивать на одежду евреев для того, чтобы различать их в общественных местах. Разделение на достойных существовать (но не жить), и подлежащих уничтожению, превращение людей в животных — таковы планы фашистов. Впрочем, в произведении показано, что немалое количество побежденных повиновалось новой власти, а еще — зверело от разрешения этой власти убивать и издеваться над другими. Поэтому сами немцы, особенно офицеры, пренебрегали даже здороваться с такими и стоять поблизости.

Война открывает темные стороны каждого человека, и гнилье дает о себе знать сразу. Гнилья того обнаружилось много, причем живущего. Многие из полицаев после войны выдавали себя за героических партизан, так как иногда никто не мог оспорить обратное. Нередко случалось, что становились уважаемыми и даже неприкосновенными лицами в тех местах, где обживались, осторожничали и решительно избавлялись от самой маленькой опасности, ибо слышали угрозу. Их никогда не беспокоило совесть, несмотря на кровь тысячи убитых и замученных. И если случался чудо — палачей все же вскрывали и обвиняли в преступлениях, — ползали в ногах у судей, умоляя о прощении жизни.

Судьба евреев и белорусов во время войны похожа: тотальный геноцид со стороны немецко-фашистских захватчиков. А еще ранее — со стороны НКВД ... Перед читателем предстают непростые вопросы.

Таким получился новый роман С. Антонова, которого больше всех знают как писателя-фантаста и автора антиутопических романов. Произведение о недавнем прошлом — дань памяти тем, благодаря кому мы имеем возможность жить сегодня.

Микола АДАМ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.