Вы здесь

Как земляки увековечили память фронтовиков из родной деревни Заречье


С Михаилом Куцем и Георгием Шведом стоим у первой мемориальной доски на памятной аллее. На ней портрет Николая Гука и годы жизни его: 19261945. Указано, что солдат погиб в январе 1945-го. Вполне вероятно, что до 19-летия своего парень не дожил. Рассуждаем, что призыву подлежали с 18 лет. По сути дети шли на войну, такие юные, неопытные. Часто они погибали первыми, многим не суждено было вернуться. А это — нерожденные их дети, одинокие сверстницы, неутешные матери. Такая она, война. Ее можно почувствовать по истории одной отдельно взятой деревни почти через 80 лет ...


Родня у портрета фронтовика.

Стенд, который упал

Портрет Николая поставили первым не зря, он стоит сейчас как раз напротив своего дома, откуда Колю и проводили родные на войну. Даже полоска земли, на которой сейчас расположен весь мемориал, некогда их семье принадлежала. Смотрит Коля на деревенскую улицу. Едва ли не самый молодой он с 27 односельчанами не вернувшимися с фронта в Заречье. А 32 человека вернулись. Всего с небольшой деревни на Пружанщине в войне участвовало 59 мужчин.

После войны абсолютное большинство жителей работали в колхозе, растили детей. К памяти погибших фронтовиков и поклонению живых участников войны здесь всегда относились внимательно. В свое время колхозный парторг собрал по домам фотографии фронтовиков, создал стенд под названием «Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость Родины». Стенд висел на почетном месте в «красном уголке» колхозного двора, где собирались больше всего по праздничным поводам.

Но слава оказалась не вечной, так как менялись поколения и уклад жизни. Колхозный двор пришел в упадок, фермы закрывали, построения сносили. И вот уроженец этой деревни Георгий Швед однажды случайно заглянул в бывший «красный уголок» и ужаснулся: стенд валялся на полу. Его видно, сняли, поставили к стене, потом щит наклонился или кто-то зацепил. Георгий Ярославович забрал те снимки домой. Он и раньше собирал памятные фотографии земляков, а также сам снимает, поэтому архив имел неплохой. Стал немного приводить в систему, потихоньку в родительском доме устанавливать что-то вроде музея. И все время размышлял, как же лучше увековечить память земляков. Однажды поделился этими мыслями с односельчанам Михаилом Куцем.

Идея, что проникает в душу

— Мне тогда твоя идея в душу запала, — говорит Михаил Михайлович. — И я стал думать, что же такое сделать, чтобы не исчезла память о родном селе, ее жителях.

У нынешнего брестского предпринимателя Михаила Куца отец тоже воевал, но, к счастью, вернулся. И отец его жены фронтовик. Так что для семьи эта тема всегда была особенная. А если на день села в 2015 году Георгий Швед в центре села выставил щит со снимками, которые он сохранил, отреставрировав, то люди стали подходить к нему, чтобы рассмотреть. Узнавали родных, плакали, звали внуков, показывали портреты. Вот тогда и Куца словно осенило, в голове картинка возникла с будущим мемориалом. Стали советоваться с другими земляками, обсудили возможное участие каждого.

Конечно, львиную долю расходов взял на себя предприниматель. Были изготовлены мемориальные доски с фотопортретами погибших земляков. Их выстроили в виде аллеи, в конце которой установили памятный знак-арку со звоном. Чьих снимков не нашли, написали фамилии на отдельной доске.

Земляки из разных стран

На открытие мемориала в сентябре прошлого года съехались несколько сотен выходцев из Заречья. Такого количества людей деревня не видела давно. Были гости не только из разных городов Беларуси, но и из зарубежья. Дочь фронтовика Ивана Гука Ольга Ищенко приехала из Одессы. В «похоронке», которую получила ее мать в конце зимы 45-го, говорилось, что Иван Васильевич Гук погиб смертью храбрых 13 февраля и похоронен в Восточной Пруссии. А Оленьке был только год, когда отец ушел на фронт, и об отце она знала только из рассказов близких людей. «Пока жива, буду приезжать сюда», — сказала тогда дочь Ивана Гука.

О своем отце Иване Щербо, артиллеристе, кавалереа ордена Славы 3-й степени, говорила дочь Мария Манюк. Семье даже не удалось отыскать его могилу, так как артиллерист умер от тяжелых ран в фронтовом госпитале, похоронен где-то в Австрии. На открытии Мария Ивановна говорила о горе своей матери и других солдатских вдов, которые выплакали глаза и преждевременно постарели. Теперь у их потомков есть еще один повод приехать в деревню, зайти на кладбище, постоять около портретов родителей. Ибо день деревни Заречье будет проводиться каждый год, — заверила председатель Великосельского сельского Совета Татьяна НОВИЦКАЯ.

Самая молодая жительница

А в деревне остается совсем горстка людей. Когда год назад мемориал открывали, было еще под два десятка человек. Теперь — почти вдвое меньше. Таисия Александровна Субота сказала, что она самая молодая жительница Заречья, а ей уже 78 лет. Таисия Александровна очень рада, что у них появилось такое замечательное памятное место: «Болею сейчас. На прошлой неделе у доктора была, назад ехать из города такси брала. Так этому парню-водителю сказала, чтобы дальше проехал, развернулся напротив нашей главной аллеи, чтобы и он увидел. Он так и сделал».

Вот Михаил Куц считает, что кто-то обязательно пройдет-проедет, кто цветок на 9 мая положит, другой маршрут скорректирует, чтобы специально заехать и детям показать.

— Ну а после нас, надеюсь, кто-то подхватит эстафету, не даст погибнуть этому мемориалу. Память должна оставаться. Кто же мы такие без памяти о корнях, о деревне, из которой вышли, о земляках? — рассуждает Михаил Михайлович.

Чтобы подхватили эстафету

Энергичные выходцы из Заречья решили не останавливаться на достигнутом и развивать мемориал. Сейчас возводится часовня. Ее купол, внутреннее наполнение готовятся в Бресте, сюда вскоре будут привезены готовые компоненты и смонтированы. «А со временем, если все будет хорошо, вон там, — показывает рукой Михаил Михайлович,— оборудуем стоянку для машин. Там же разобьем сквер с деревьями, поставим несколько столов со скамейками, чтобы на день деревни можно было присесть, пообщаться, вспомнить земляков, которых уже нет, и порадоваться встрече их потомков. Села скоро не будет как населенного пункта, но мы должны сохранить его для себя, наших детей, внуков».

И правда, Заречье преобразилось с возведением мемориала. Ранее на его месте, в самом центре села был пустырь, он постепенно зарастает травой, кустарником. Перед установкой мемориальных досок было проведено благоустройство, проложены дорожки, посажены туи. Газон сейчас досматривается. Привезены и камень-валун, который напоминает, что Заречье известно с XVIII века.

— Удивительное дело: чем больше живешь и больше отдаляешься от родных мест, тем больше сюда тянет, —рассуждает Михаил Куц. — Когда-то большая деревня была. Стадо коров насчитывал 80 голов. Были две фермы голов на 600 в сумме. А моя мать доила коров, когда на ферме не было никакой механизации. 16 коров три раза в день надо было выдоить вручную. Конечно, приходилось помогать. Тяжелая работа тогда была в сельском хозяйстве. Неудивительно, что мы стремились скорее уехать из деревни. Я после окончания школы поступил в военное училище, служил в разных местах Союза. Потом осел в Бресте. И родителей нет с 80-х годов. А сюда все равно тянет, приезжать хочется. Здесь прошло детство. Здесь раньше, до мелиорации, болот больше было, а красота какая, а птичьи песни весной! Не зря же сейчас активно заговорили о малой родине. Теперь понимаешь, что она у нас заложила что-то такое, чего на всю жизнь хватает.

Светлана ЯСКЕВИЧПружанский район

Название в газете: ​Вярнуліся да родных хат

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».