Вы здесь

Как на Гродненщине заботятся о сохранении архитектурных памятников


Регион без преувеличения можно назвать страной замков. Здесь их концентрация — самая большая в Беларуси. А всего внесено в Государственный список историко-культурных ценностей 700 объектов, из них половина — памятники архитектуры. И этот список пополняется. Например, недавно еще 35 объектов — церквей, костелов, фамильных захоронений, зданий — решением правительства внесено в национальный реестр.

 


Старый замок в Гродно. Фото Николая Лапина.

Самые знаковые объекты проходят реставрацию, на что расходуются миллионы рублей государственных средств. Но в стране идут на это, чтобы сохранить богатое наследие, которое является как делом чести, так и привлекательным средством для туристов.

О том, какая работа ведется в регионе в этом направлении, рассказала начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович.

От Мирского замка до резиденции короля в Гродно

Мирский замок — пример того, как работает древний комплекс на экономику страны. Правда, объект имеет республиканское подчинение, хотя находится на территории области. В 2000 году Мирский замок внесен в Список памятников ЮНЕСКО. Это произошло после того, как комплекс прошел масштабную реконструкцию. Теперь сюда в год приезжает до 300 тысяч туристов.

— А еще лет 30 назад туристический поток был небольшой, но все изменилось после того, как комплекс восстановили. Сегодня его даже трудно сравнить с тем замком, который был в 70-80-е годы, — это колоссальная разница, — говорит Елена Климович. — Сейчас это огромный туристический комплекс, который популяризирует наше наследие, культуру. Здесь проводятся большие фестивали и праздники, сюда любят приезжать и белорусы, и иностранцы.

А главное — комплекс работает на экономику, растет привлекательность не только региона, но и всей страны. И это при том, что при реконструкции звучало немало критики в адрес нового проекта. Но профессиональный подход победил, и сейчас можно говорить о том, что вложенные государственные средства себя полностью оправдали.

Немало споров вызвала и реконструкция знаковой святыни — Старого королевского замка в Гродно. Проект был «заморожен» на долгое время и несколько лет назад наконец вернулся в работу. Было решено привести замок в соответствие с эпохой короля Речи Посполитой Стефана Батория. При нем здание из серого оборонительного комплекса превратилось в величественный дворец. Правда, ненадолго, ибо войны и пожары вновь вернули ему вид казармы. И вот теперь прилагаются усилия, чтобы замок принял облик королевской резиденции XVI века.

Красота кроется в деталях

Кревский замок. Фото БелТА.

Работы ведутся несколько лет. Вид замка все более приближается к дворцу. Появились стена, башня, галерея, он стал выше. Сейчас начался важный этап — геральдическое оформление въездных ворот. После консультации со специалистом по геральдике Национальной академии наук Беларуси разработано предложение разместить на воротах герб Великого Княжества Литовского — Погоня, Речи Посполитой — двуглавого орла и родовой герб Стефана Батория — зубы дракона. Проект представлен на рассмотрение в Министерство культуры.

— Было предложение разместить только родовой герб короля, без государственной символики, но это не совсем правильно, ведь замок — не родовое гнездо, а государственное учреждение, — подчеркнула Елена Климович.

Еще один спорный момент — купол на башне. На него обратили внимание польские специалисты, члены белорусско-польской консультативной комиссии по охране историко-культурного наследия. Они предлагают сделать купол более вытянутым и уменьшить его размеры. Кстати, на специально созданной странице в социальных сетях также ведется обсуждение формы будущего купола.

— Мы работали по разным источникам — немецким, польским. Но документов мало, только гравюра Маковского. Вообще неизвестно, кто на самом деле был архитектором дворца — итальянец Санти Гуччи или немец Йозеф Ройтен, — рассказывает Елена Климович. — Поэтому изучаются аналоги. Мы прислушиваемся к мнению польских специалистов, которые советуют уменьшить размеры купола и изменить его форму.

Параллельно ведется разработка интерьеров. Здесь тоже нужно совершенство: какой вид имела решетка у входа, какие были обрамление потолка, окон, настенная живопись. Как выглядели мебель, люстры, камины... Некоторые детали перенимаются из подобных замков Литвы и Польши. Таким образом удалось воссоздать — пока на бумаге — алебастровый зал и королевскую баню. Возможно, к созданию интерьеров смогут присоединиться польские и венгерские специалисты. Как известно, Стефан Баторий был по национальности венгром.

— Все это будет создавать музейную экспозицию, — замечает собеседница Елена Климович. — Вместе с воссозданным интерьером будут представлены и археологические находки, также и те вещи, которые есть сейчас в музее Старого замка.

Кстати, раскопки позволили обнаружить, что отделка замка велась из песчаника. Так делается и сейчас, а само ископаемое привозят из Польши. В скором времени реставраторы приступят к обрамлению окон и потолков. Для восстановления печей есть намерение привлечь специалиста, который делал такой заказ в Мирском и Несвижском замках. В Гродно, правда, будут своя форма и свой рисунок.

Конечно, восстановить такой объект — дело не только длинное, но и затратное. За это время потрачено 3,2 миллиона рублей государственных средств. Сейчас выделено еще 1,5 миллиона, половина из которых также освоена.

— Безусловно, это дорого. Но если принять во внимание, что в туристическо развитых странах каждый десятый занят в этой сфере, получается значительная часть экономики. Но для того, чтобы развивать туризм, нужно иметь под собой базу.

Поскольку Старый замок является одной из четырех королевских резиденций, дошедших из того периода (три из них находятся в Вильнюсе, Варшаве и Кракове), идет речь о создании единого международного туристического маршрута по трем странам. Все дворцы в свое время прошли значительную реконструкцию.

Прочный фундамент Коложи

Коложа. Фото Анатолия Клещука.

Несколько лет назад самый древний объект региона был взят под контроль государства. На реконструкцию Каложской церкви из фонда Президента было выделено около 200 тысяч рублей. Значительная часть средств поступила из областного бюджета.

В результате удалось укрепить фундамент, придать прочность каркасной конструкции и заменить бывшую деревянную стену новой.

Знаменитый памятник XII века является образцом гродненской архитектурной школы. Он хоть и дошел до наших времен, но несколько раз был под угрозой уничтожения. А все потому, что находится на самом склоне Немана. Именно река стала причиной самого крупного разрушения во время наводнения в середине XIX века. Тогда в Неман «сползла» значительная часть здания.

Сейчас деревянную стену, а это 180 «квадратов», полностью заменили. Обшивка выполнена из термомодифицированной сосны — дерево не боится ни влаги, ни морозов, ни солнечных лучей. Таким образом, аварийное состояние больше не угрожает конструкции храма.

— Стоит вопрос, как сохранить аутентичную стену, плинфу — ту самую древнюю кладку. Она хоть и простояла 800 лет, но в некоторых местах кирпич сыплется, поэтому возникает вопрос: нужно ли ее покрывать раствором? Не повредит ли его состав древнюю плинфу? Сейчас это обсуждается специалистами, — сообщила Елена Климович.

Возможно, такие работы будут вестись на отдельных участках в качестве эксперимента с изучением зарубежного опыта.

Кстати, подготовлено досье для включения памятника архитектуры в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь храм действительно уникальный. Если зайти в него, можно увидеть много чудесного. Это и стеклянный пол с подсветкой, под которым видны остатки древнего фундамента, и мозаика российского художника Виктора Васнецова, известного своими картинами «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк». Когда-то мозаика с изображением святых украшала собор в Варшаве, но в 20-х годах он был разрушен, и фрагмент полотна попал в Коложу. Здесь находится большая икона, которая была раньше в Свято-Софийском соборе, известном как Фара Витовта. Судьба этого храма трагична: в 1961 году его взорвали, часть предметов удалось спасти.

Многие гродненцы знают историю создания дубового иконостаса. Средства на него пожертвовал Владимир Мулявин, который часто приезжал в Гродно и заходил в храм. Кстати, в этом городе он познакомился с третьей женой, которая отсюда родом.

— В храм часто приходят туристы, мы их встречаем доброжелательно, — говорит настоятель Александр Болонников. — Если нет службы, я сам стараюсь рассказать им о нашей уникальной святыне, ответить на вопросы. Стараемся сделать все, чтобы храм был для гостей города и страны местом наилучших впечатлений о белорусах.

Ольшанская панна или монах?

От величественного некогда древнего замка Сапегов в Гольшанах остались одни руины. Но не все потеряно. Одна угловая башня все же сохранилась, и теперь здесь ведутся восстановительные работы.

Башня строится с той кирпича, которую нашли в замке, одном из самых таинственных древних объектов. Недаром белорусский писатель Владимир Короткевич выбрал его местом действия для своего известного романа «Черный замок Ольшанский». Невольно рисуются фигуры панны и черного монаха... Елена Климович возвращает к действительности, но сохраняет интригу.

— Башня почти завершена, ведется монтаж лестницы, по которой туристы смогут попасть внутрь. Там появится музейная экспозиция в три яруса. Задействуют и подвал. Именно здесь с помощью современных технологий предполагается создать ту атмосферу тайны, которая сопровождает историю бывшего дворца. Также можно будет узнать об особенностях замка, увидеть его макет. Отдельный ярус будет посвящен его основателю из рода Сапегов, — говорит собеседница.

Остальную часть Гольшанского замка законсервируют. Такой же подход ждет и руины бывшего Кревского замка. Его строил Гедимин для защиты от тевтонцев. Вместе с Новогрудком и Лидой замок создавал так называемый Каменный пояс. На консервацию руин в Крево, как и в Гольшанах, выделены средства также из фонда Президента.

Дело постепенно движется. Завершилась консервация северо-западной стены и разработан проект на следующую. Таким образом будут восстановлены все стены по периметру, затем начнутся работы по Княжеской башне.

Принцип восстановления такой: сохранить именно старые стены, аутентичную кладку. Кирпич производится вручную, не потоком. Ведь здесь экспонаты — именно сами стены замка, а не музейные экспозиции.

Районные власти настроены на то, чтобы максимально задействовать замок в туристических целях. Для этого разработано несколько анимационных программ, которые туристы могут заказать вместе с экскурсией.

Лидский замок. Фото Анатолия Клещука.

Замок, Гедимин и культурная столица

Все это — Лида, которая в 2020 году станет культурной столицей Беларуси. А в этом году здесь будет установлен многометровый памятник основателю города и замка — князю Гедимину. Сам замок, хотя и был достроен в разные времена, сохранился в хорошем состоянии. Его вид подчеркнут строительством въездной башни, где будет создана музейная экспозиция.

Лидский замок — один из самых популярных по посещению. Это связано с самой площадкой внутри замка, где проходят интерактивные экскурсии, театрализованные представления, площадка востребована для проведения платных мероприятий. Танцы, конкурсы и выступления рыцарских клубов — пример государственно-частного партнерства в организации туристической привлекательности исторического объекта.

В тему

В регионе стремятся найти хозяев бывшим барским усадьбам. Таким образом прибрано усадьба рода Сегеней в деревне Краски Волковысского района. Там ведутся восстановительные работы. В этом же районе в Подороске хорошо обстоит дело по возрождению усадьбы Бохвицев. Обе усадьбы приобрели российские бизнесмены и планируют сделать из них туристические комплексы.

Величественный дворец Уместовских — памятник усадебно-парковой архитектуры — каким-то чудом сохранился в маленькой деревне Жемыславль Ивьевского района. Не сразу, но появились сдвиги в восстановлении дворца. Его купила минская фирма, и здесь ведутся работы по крыше. Идет разработка проекта по реконструкции здания. И уже весной на усадьбе прошел праздник с участием местных жителей.

А вот усадьба Четвертинских в поселке Желудок Щучинского района пока без хозяина. Она также очень величественная, но требует значительных средств. Российский бизнесмен, который взялся за это дело, не осилил его. Поэтому ведется работа по возвращению здания. Вопрос о восстановлении величественного дворца остается открытым.

Маргарита Ушкевич

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.