Вы здесь

Женщине стоит платить больше. Объясняем почему


Знаете ли вы, что в Беларуси количество образованных женщин превышает количество образованных мужчин, что первые чаще подрабатывают дополнительно, и при этом их средний заработок почти на треть меньше? Помимо перечисленного, и это, наверное, самое главное, после работы — дома, бесплатно — женщины работают вдвое больше, чем мужчины.


«Хотя бы одного вырастить»

Таким образом, женщина в нашем обществе — ломовик. Она тянет семью и работу, получает меньшие зарплаты, при этом реже назначается на руководящие должности или владеет бизнесом. А наградой ей — более долгая, но одинокая и небогатая жизнь с обязательными расходами на лекарства. Ведь мужчины живут на 10 лет меньше, хотя и чувствуют себя более здоровыми. Молодежи (12% населения) у нас тоже недостаточно, чтобы ждать обеспеченной старости — много детей не рожают в таких условиях, так как просто не вытянешь. На жертвенности далеко не уедешь. Поэтому на второго ребенка у нас решаются немногие, а на третьего — единицы. Вот такая получается картинка. И в ней скрывается секрет нашей общей, скажем мягко, небогатости. Так, социологи и специалисты по гендерным вопросам утверждают: если бы женщины получали больше, то страна в целом стала бы богаче.

— Женщина, когда работает, 90% своей прибыли возвращает в семью, тем самым создавая мультипликационный эффект (мужчина возвращает значительно меньше). В результате социально-экономическое развитие страны повышается, уровень бедности в обществе снижается, — объясняет программный специалист по гендерным вопросам Регионального офиса ЮНФПА по Восточной Европе и Центральной Азии Нургуль КИНДЕРБАЕВА. — Женщины и девушки — очень хороший потенциал для экономического роста территории, на которой они проживают. И если мы будем снижать и ликвидировать гендерный разрыв в сфере человеческих ресурсов, женщины принесут доход в среднем от 5 до 30 процентов ВВП.

В Беларуси гендерный разрыв в оплате труда составляет 72,7%. Номинальная начисленная средняя зарплата у женщин почти на 350 рублей меньше, чем у мужчин.

О том, почему не только отдельно взятому обществу, но человечеству в целом важно создавать условия для сохранения баланса «семья — работа», шла речь на форуме «Актуальные направления гендерной политики в контексте Целей устойчивого развития» в Минске.

На этом форуме, который собрал белорусских парламентариев, представителей компаний, международных и общественных организаций, зарубежных и отечественных экспертов, говорили, что гендерное равенство играет важную роль в экономике, в ее переходе на «зеленую», то есть, устойчивую с точки зрения как развития, так и сохранения экологии. Что, если женщина принимает управленческие решения, она больше обращает внимания на потребности уязвимых категорий людей, семей и на ликвидацию гендерных стереотипов.

Другими словами: немного разгрузите женщину дома, заплатите ей больше на работе и доверьте принятие решений — и вы получите процветающую страну, счастливое общество и хорошую экологию, а это значит — будущее.

Направьте девушек на денежные профессии

Что нам мешает сделать такие справедливые и логичные шаги? В Беларуси нет неравенства среди мальчиков и девочек в сфере доступности к образованию. А значительный гендерный разрыв в оплате труда появляется из-за того, что девочки чаще выбирают специальности, которые мало оплачиваются. Специалисты советуют направлять девушек во время выбора будущей профессии. «Надо их больше обучать информационным технологиям, техническим специальностям, инженерии, математике, — считает Нургуль Киндербаева. — Мы привыкли к тому, что женщины работают в социальном секторе, а мужчины — в энергетическом и экономическом. Это называется отраслевая сегрегация».

Специалисты заявляют: преодолеть ситуацию можно с помощью STEM-образования. STEM — аббревиатура науки (science), технологии (technology), инженерии (engineering) и математики (mathematics), которые должны быть интегрированы в один учебный процесс. Вхождение учеников в науку и технологии еще в школьные годы мотивирует на избрание профессии, связанной с ними. Это важно для страны, где научно-технический потенциал предопределяет экономическое развитие.

Однако мало девушке стать программистом или инженером или изобретателем. Рано или поздно она предстанет перед выбором: рожать ребенка или строить карьеру, заниматься наукой. Женщине приходится приносить свои профессиональный рост в жертву материнству. Либо наоборот.

Для баланса нужны условия

Так получается, потому что отпуск по уходу за ребенком у нас длинный — три года, за это время женщина полностью выпадает либо сильно отстает от темпа развития современных технологий, отрасли, в которой работает. Отдать же ребенка в садик раньше трех лет проблематично: ребенок начнет часто болеть, так как группы переполнены и воспитателям, которые получают небольшие зарплаты, сложно уделить достаточное внимание каждому. А альтернативы государственным детским садам и группам продленного дня в школе у ​​нас практически нет.

Частные формы профессионального ухода за детьми до трех лет не востребованы из-за высокой стоимости услуг, и, возможно, других, еще пока недостаточно изученных препятствий (например, сложность ведения такого бизнеса, наличие стереотипов в обществе и прочее).

Доля женщин, которые имеют детей до трех лет и работают, в нашей стране — менее 10 процентов, в то время как в большинстве европейских государств таких 50 и 70%. Практически не используется у нас прописанный в законодательстве неполный рабочий день. Только 20 процентов детей до трех лет посещают ясли. Это один из наиболее низких показателей на европейском пространстве. Во многих странах Северной и Западной Европы более половины детей до трех лет охвачено профессиональными услугами по уходу и дошкольным образованием.

Фото Анатолия КЛЕЩУКА.

Таким образом, помочь женщине не потерять свои профессиональные навыки, не отстать от производственного процесса и не оторваться от коллектива могло бы развитие дошкольных учреждений. Нам нужны такие, в которые ребенок идет без плача и где не подхватывает инфекцию в первый или второй день посещения. Кроме того, они должны быть доступны по средствам и по месту расположения, а также удобны для родителей по своему режиме работы. Но и этого недостаточно.

Важно, чтобы и на работе к сотруднику, который имеет ребенка, относились как к ценности. Ведь, на самом деле, это так и есть. Для компании и организации работник, имеющий семью и детей — это залог стабильности и хорошего имиджа. Нужно только отнестись к нему с пониманием, поддержать.

Например, в Швеции компании, которые позиционируют себя как дружественные к родителям (Parentsmart Companies), проводят беседы с сотрудниками перед тем, как отправить их в декретный отпуск. Выясняют, хочет ли человек во время отпуска участвовать в планерках, общих встречах и обсуждениях производственного процесса. Сами собрания организуют в удобное для родителей с маленькими детьми время. Есть также возможность работать несколько дней в неделю (неполный отпуск), зарплата в таких компаниях пересматривают и регулярно повышают в том числе для тех, кто ухаживает за маленькими детьми. Но самое главное — уровень помощи родителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, практически равен зарплате (частично доплачивают сами компании).

Включить папу

Но и это еще не все. Можно дать женщине с маленьким ребенком возможность работать и даже хорошо ей заплатить, но если она будет приходить с работы уставшая, а ей еще надо забрать ребенка из садика, купить продукты, приготовить ужин, погладить одежду на завтра, поиграть с малышом, поговорить с ним, убраться, а утром всех собрать и накормить, приготовить «ссобойки»... То как на долго ее хватит?

Поэтому ничего из этого не сработает, пока обязанности по дому мужчина не разделит поровну с женщиной. Мы пока, как и в зарплатах, очень далеки здесь от идеала. В Беларуси женщины трудоспособного возраста более 19 процентов своего времени тратят на неоплачиваемый труд — на работу и заботу о доме, мужчины — 9,5 процента. Женщина на один час 44 минуты дольше занимается ведением домашнего хозяйства, чем мужчина. А если сложить всю недельную рабочую нагрузку (оплаченную и нет), то у женщин она окажется на 7,5 часа больше, чем у мужчин. По сути — еще один рабочий день. Мужчины отдыхают, а женщины трудятся.

И вот чтобы кардинально поменять ситуацию, нужно более активное участие мужчин в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. И самый эффективный способ сделать это — дать папе отпуск по уходу за ребенком. Наше законодательство даже очень «за», но среди тех, кто использует отпуск по уходу за детьми, только один процент пап. И причин тому несколько. Первая — это, конечно, потеря значительной части семейного дохода. Рождение ребенка само по себе ощутимо увеличивает семейные расходы. Пособие на ребенка значительно меньше зарплаты папы, как и зарплаты матери (в большинстве случаев).

Кроме того, это как раз та ситуация, где, к сожалению, большое значения имеют стереотипы. Кстати, в той же Швеции в компаниях, которые поддерживают родительство, пример в деле стремятся предоставлять руководители — мужчины. Они сами и не раз уходят на несколько месяцев в отпуск по уходу за ребенком и считают, что это очень сближает их и с детьми, и с женой. И еще одно важное наблюдение: в семьях, где женщина чувствует себя реализованной на работе и не загруженной дома, сексуальная жизнь более качественная, что положительно влияет на всех ее членов. Просто люди, все — и мама, и папа, и ребенок — почувствуют себя более счастливыми.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.