Вы здесь

Куда исчезают сказки?


Вы заметили, как изменились детские книжки? Даже самые юные читатели сегодня получают такое чтиво, о котором их родители даже и не догадывались.

Книжки для дошкольников наполняются полезной информацией, заданиями, играми или учат детей, как разбираться с эмоциями и находить выход из сложных ситуаций. Все чаще попадаются издания, написанные для детей психологами. Героями их произведений могут быть как зверьки и сказочные существа, так и сверстники наших детей, которые учатся взаимодействовать, решать проблемы, различать, что хорошо, а что нет.


А как меняется литература для школьников! Многие авторы разрабатывают проблемные вопросы, с которыми могут сталкиваться подростки, и не чураются даже таких сложных тем, как буллинг, наркотики, нетрадиционная сексуальная ориентация, первый интимный опыт и т. п. Современные детские авторы дают в руки родителей отличные инструменты для воспитания и обучения малышей. И мы обязательно об этом еще поговорим на наших книжных встречах. Но сегодня давайте попробуем разобраться, куда исчезают сказки. Я не о той классике, вроде «Колобка» или «Репки». И не о сборниках народных сказок. Они, естественно, всегда будут. Почему современные писатели почти перестали писать сказки для малышей? И не переведутся ли в ближайшее время белорусские и русские сказочники?

Потусим?

Это очень захватывающее дело —следить за тем, как меняются содержание и жизнь детских книжек. Книжные магазины, библиотеки и интернет вам в помощь, но не избегайте книжных выставок и фестивалей, презентаций, встреч с писателями. Там происходит много интересного. По современным книжкам устраиваются спектакли и анимационные экскурсии, викторины, игры, герои превращаются в хэнд-мэйд игрушки, тексты записываются на аудио или их можно прослушать на коллективных громких чтениях, уютно расположившись на мягких пуфиках. А почему бы не пойти на чай с писателем? К тому же на таких встречах вас познакомят не только с новинками, но и помогут хоть немного сориентироваться в книжном «океане». Представляете, ежегодно в мире выпускается около 50 тысяч новых детских книг! Естественно, чтобы быть замеченными, авторы стремятся сделать что-то неординарное. Правда, таких писателей не так уж и много, но их книги читают миллионы детей, они переводятся на разные языки мира. И подобная литература доходит до Беларуси. Востребованные современные зарубежные авторы переводятся в том числе и на белорусский язык. Между прочим, читать некоторые из этих книг можно бесплатно — в столичных детских библиотеках мои дети часто берут «свеженькие» книжки, те, что я часто вижу на выставках и в книжных магазинах. И как признаются сами библиотекари, при закупке новой литературе они часто прислушиваются к запросам своих читателей. В свою очередь, подростки могут объединяться в фан-клубы и через интернет связываться с авторами.

Эволюция очевидна

— Примерно 40 лет в мире практически не пишут сказки для дошкольников, — поделился своими наблюдениями на книжном фестивале Юрий Шишков, представлявший издательство «Карьера Пресс». Он профессиональный психолог, 15 лет практиковал в Лондоне, и ему приходилось много читать, в том числе и книжки для детей. И тогда он заметил интересную вещь: английские школьники изучали совсем не те произведения, которые дети из Беларуси и России знают как классическую английскую литературу...

Если бы мы более активно знакомились с современной европейской классикой, а также тем, как изменилась наша собственная литература (новыми белорусскими авторами уже сделано очень много увлекательных, полезных, нестандартных и т.п. произведений), то любителей чтения среди наших детей было бы в разы больше.

К сожалению, у нас долго не замечали, как меняется детская литература в мире. А трансформация эта началась с середины прошлого века. В прошлом веке книжки создавались в основном для детей из семей интеллигенции. Просто раньше крестьянским или «пролетарским» ребятам было не до чтения, иногда им самим приходилось выходить на работу чуть ли не с семи лет, и рабочий день был неограничен. После Второй мировой войны детская работа была запрещена, а детей отправили в школы. Количество маленьких читателей значительно выросло, а, значит, потребовались новые авторы. За рубежом велись поиски форматов, тем, подходов. А вот в бывших советских республиках определенных взрывов на внутреннем читательском рынке не наблюдалось из-за цензуры, тут писателям было не до экспериментов, детская литература должна была воспитывать новые поколения, учить «доброму и светлому».

Незаметной прошла для нас революция в детской психологии, которая достаточно серьезно изменила представления о том, как, чему и в каком возрасте учить детей.

Наверное, вы уже заметили, какие книжки можно сегодня приобрести для самых маленьких? У них могут быть «глазки», вставки из различных материалов, которые, например, имитируют шерсть лошади, окошки, музыкальные клавиши и т д. А сколько вообще необычных вещей: книжки-пазлы, картонки и даже такие, с которыми можно купаться, которые можно мять, и они не боятся даже «читателей», которые такую ​​книжку могут затянуть в рот.

Детям, которым 3-8 лет, предлагают книжки с иллюстрациями на целую страницу, а то и на разворот, а текста на них — всего несколько слов. Познание мира в этом возрасте в основном идет через освоение визуального опыта, в это время развивается эмоциональная сфера, поэтому иллюстрации настолько важны для дошкольников. Но такие книжки хорошо приучают пупсов и к чтению. Малыши не могут разобрать букв, но отлично запоминают короткие тексты и при помощи изображений могут пересказать сюжет. Кстати, большой вклад в развитие книжной иллюстрации сделали... эмигранты. После революции большое количество художников оказалось за пределами страны Советов, и некоторые из них зарабатывали деньги, создавая иллюстрации для детских книг. Так, в 20-30-е годы прошлого века во Франции появилась серия прекрасно проиллюстрированных детских сказок. Причем по замыслу французских издателей создавались небольшие книги — в каждой по одной сказке. Именно с этого времени меняется подход к оформлению книжек для маленьких детей — рисунки становятся крупными и качественными.

 

После восьми лет ребенок сам начинает фантазировать. В книжках, предназначенных для этого возраста, еще могут быть иллюстрации, правда, они уже не такие крупные и в них пропадает цвет.

А уже в 12 лет мальчики и девочки получают литературу без изображений — фантазия читателя сама создает в голове различные образы, миры. В книгах для подростков появляются отношения между мальчиками и девочками, просто с теми, кто рядом...

На новый лад

Даже маленьким деткам авторы сегодня стараются дать полезную литературу. Через мультяшных зверушек, предметы, которые «оживают», или невероятных существ их знакомят с миром взрослых. Карапузикам могут рассказать, как создается электричество, производится бумага (да вообще в природе множества различных вещей и явлений). Через яркие книги они открывают удивительные секреты животного и растительного мира, знакомятся с микробами, динозаврами, легендами, художниками, учеными, памятниками архитектуры.

В увлекательных иногда детективных или фантастических историях герои книг (соответственно, и читатели) попадают в разные исторические эпохи, страны, культуры (часто в книгах даются реальные знания из истории, географии). Но куда же делась сказка?

Есть целая наука, связанная с изучением сказок. В основе их заложены мифологические конструкции, которые веками передавались народом. Сюжеты и мифы можно расшифровывать, интерпретировать, выяснять, какие были представления предков, либо пытаться определиться, чему они учат. Психологи даже используют сюжеты и персонажей в сказкотерапии.

Естественно, сказки, которые мы знаем в литературной обработке, значительно отличаются от тех первобытных мифов. В них сюжеты упрощенные и часто рассчитаны на то, чтобы был поучительный эффект. Вот только маленьким детям серьезную историю, в основе которой лежат сложные подтексты, понять трудно. С развитием знаний о детской психологии писатели задумались: зачем давать дошкольнику смыслы, в которых он не разбирается? И сказки стали уходить...

Сегодня их пишут для тинейджеров и даже молодежи старшего возраста. Собственно классические (еще заимствованные из мифов) сюжеты остались, но подаются они в обработке на новый лад. В них подростки встречаются с реалиями, присущими современному миру. Часто герои новых сказок — это известные нам ранее персонажи. Например, вы можете встретить в современных сказках Красную Шапочку или персонажей из мифов Древней Греции. Но они живут в новых условиях или путешествуют между «человеческой» и «фантастической» вселенными. Вообще, интересно следить, как современные авторы работают с классическими сюжетами — какие ищут новые ходы, находят повороты, как насыщают содержание идеями, искусно обращаются с подачей текстов, сочетающих героев из разных сюжетов. Сказочные сюжеты, кстати, могут проникать в разные жанры — в исторические рассказы, детективы, приключенческую литературу...

Что дальше?

Почему сегодня так популярно фэнтези? Может, потому, что детям родители не дочитали сказок, причем таких, в которых главные герои не звери, а люди? Но я заметила по троим своим детям, что ни у кого из них в самом нежном, 4-5-летнем возрасте не «пошли» ни сказки братьев Гримм, ни сказки Андерсена. Настораживает, что на детских площадках, когда малыши придумывают сюжетные игры, то представляют себя мультяшными персонажами и героями Марвела. Может, поэтому им так нравятся Человек-паук или Железный человек, что не хватает сказочных героев или персонажи из классических народных сказок им проигрывают? Ну в кого в первую очередь захотят превратиться современные мальчики и девочки — в «Бабок Ёжек» и «Кощеев» или в героев с суперспособностями? Или просто наши сыновья и дочери мало знают о новых книжных героях, качествам которых хотелось бы подражать? А может, современным авторам их нужно еще создать?

А какими вы хотите видеть белорусские детские книжки? Если мы знаем о таких заморских изменениях, означает ли это, что наша литература должна развиваться в том же направлении? Очень бы хотелось услышать мнения на этот счет от наших родителей и авторов. Лично я думаю, что детская литература еще не раз нас удивит. И надеюсь, что писатели, которые борются за читателя, смогут противостоять интернету и социальным сетям и перетягивать оттуда наших детей в волшебный сказочный мир.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Экономика

Формула торговой гравитации: Узбекистан получает статус наблюдателя в ЕАЭС

Формула торговой гравитации: Узбекистан получает статус наблюдателя в ЕАЭС

Модель работает в отношении не только локальных субъектов.

Спорт

ФК «БАТЭ» победил в финале Кубка Беларуси по футболу

ФК «БАТЭ» победил в финале Кубка Беларуси по футболу

Борисовчане переиграли клуб из Бреста.