Вы здесь

Кумыс, запах степи и бескрайнее небо. Корреспондент «СЕ» открыла для себя Казахстан


Никогда не видела столько неба — таким было первое впечатление от казахстанских просторов. А ведь до этого белорусские поля казались такими привольными... Но тут, в степи, кажется, что можно видеть, как закругляется земля.


По степным меркам сто километров — не расстояние, совсем рядом. Города не теснятся друг к другу, а щедро окружены простором. И как казахстанцам удается не заблудиться в степи — просто удивительно! Такое впечатление, что кочевой когда-то народ наделен дополнительным мастерством: навигацией. Куда ни глянь — ширь да даль, никаких ориентиров для привычного к городу человека. А местные жители уверенно прокладывают маршрут из точки А в точку В.

Наверное, само пространство диктует мировосприятие: привычка к простору рождает любовь к свободе. Такое чувство, что даже у жителей столицы где-то глубоко-глубоко в генах сохранилась жажда странствий, желание разбить юрту, а через полгода сняться с места... И повторить все вновь.

В степи возникает новое ощущение. Не тревога, но и не умиротворение. Какое-то чувство оторванности от земли, словно сила гравитации здесь меньше. И восхищение людьми, которые под сильными ветрами и при годовых колебаниях температуры от плюс до минус сорока обрели удивительную стойкость, закалились и научились жить с суровой природой в добрососедстве.

Города в Казахстане раскидываются вширь, а не тянутся вверх — словно растекаясь по бывшей целине. Даже в столице («В Астане был, а вот в Нур-Султане — ни разу!» — отправляя в командировку, заметил главный редактор) строители высоток ухитрились не заслонить горизонта.

Отличает Нур-Султан продуманность архитектуры — распланированные кварталы, «вписанные» в общую картину здания. Строят не кто во что горазд, а с учетом вида, открывающегося с каждой новостройки. Вообще столица — большая стройка. Скоро, обещают, появится даже наземное метро.

А пока из общественного транспорта — только автобусы. И то после 22 часов ходят они очень редко. Зато в день выборов президента проезд, например, был бесплатным. Да, можно пройтись пешком, но... Все на самом деле дальше, чем кажется. Наверное, близость степи так влияет.

Пожалуй, влияет она и на то, с какой готовностью помочь казахстанцы относятся к приезжим — знают, что нельзя оставить человека в нужде. Спросила в отеле, где купить кумыса, — получила не только подробные инструкции, но и заботливое предупреждение: пить осторожно, с непривычки могут быть разные последствия.

К счастью, мне-то любовь к этому напитку с резким, необычным вкусом передалась по наследству. Зато какое удовольствие наблюдать за лицом того, кто пробует его впервые! Только ради этого стоило тащить бутылку в багаже. Кстати, добираться до Нур-Султана очень удобно: из Минска прямым авиарейсом. Вылет вечером, в три утра — в столице Казахстана. Утром — потому что разница во времени три часа. Главное, не попасть в один самолет с аэрофобом Костей, как было на обратном пути: гражданин Казахстана, сильно подшофе, всю дорогу пытался обнять бортпроводника с недоверчивыми возгласами: «Ты белорус, да? Прям зарегистрирован в Беларуси? Брат!» К концу полета весь салон был в курсе, что Костян боится летать, что он направляется из Минска в Витебск к другу, что провожала его супруга... После полета хотелось экипажу выразить сочувствие и огромную благодарность.

Впрочем, можно простить Костяну бурное выражение эмоций. Казахстанцы действительно относятся к белорусам, да и вообще к иностранцам по-братски. И верят в будущее своей страны. Так, жители Нур-Султана после открытия международного финансового центра убеждены, что их край вскоре станет финансовой меккой. Казахстан, находясь между Россией и Китаем, проводит многовекторную политику и стремится уйти от зависимости от экспорта нефти и газа.

Безвизовый режим действует для граждан стран постсоветского пространства и Евросоюза. И вполне возможно, что Казахстан вскоре станет популярным туристическим направлением. Столица предлагает деловой и медицинский туризм, южные области — спортивный и оздоровительный... Каждый регион хорош по-своему. Что важно для гостей из Беларуси — отсутствие языкового барьера. Сейчас в Казахстане официально разговаривают на казахском и русском, с детских садиков учат английский как второй язык.

С трепетом здесь относятся к сохранению, как сами называют, «религиозной гармонии». Большинство жителей исповедует ислам — кстати, Нур-Султан гордится соборной мечетью Хазрет Султан, первой по величине в Центральной Азии. Недалеко расположился Байтерек, символ столицы, со слепком руки первого президента. По поверью, здесь нужно загадать желание. Никаких ограничений ни в одежде, ни в еде, ни в проведении досуга по религиозным соображениям в светском Казахстане не чувствуется.

...Чувствуется только, что захватывает дыхание от вида бескрайнего неба, от вкуса невероятно сладких арбузов, аромата крепкого чая. Открыть Казахстан, разгадать его загадки, понять душу кочевников не получится с одного раза. Не зря он тянет вернуться, манит своим простором.

Варвара Морозова

Казахстан

Название в газете: А я еду за кумысом...

Выбор редакции