Вы здесь

В столице показывают проект «Alta Moda ZOYA»


Особенность современной моды: в ней есть популярные бренды и высокие образцы. В этом году это можно перенести на изобразительное искусство — и поможет нам Зоя Луцевич.


В июле в Минске она невероятно востребована. С одной стороны, есть популярный проект на площади Якуба Коласа, где можно почувствовать особенность стиля художницы. Хотя и через репродукции, проект работает на присоединение к искусству людей, которые могут открыть для себя отечественных творцов. Но знатоки, гурманы, для которых искусство — и особенный авторский взгляд на действительность, и источник вдохновения в жизни, — идут в эти дни смотреть оригинальные произведения Зои Луцевич в Мемориальный музей-мастерскую Заира Азгура. Проект Alta Moda ZOYA осуществили в рамках Международного фестиваля искусств ART-MINSK, приуроченный к Европейским играм. Он и в самом деле напоминает игру со зрителем: прежде всего тем, что вписан в пространство. И как! ..

Якобы происходит показ произведений высокой моды — в авторских работах отсылки к истории искусства, которая вылилась красками на полотна и сложилась в яркую мозаику. Семь мозаичных конструкций разместились в музее, якобы на подиуме, — именно они демонстрируют богатство (даже пестроту) идей в мире (или в данном случае в пространстве), где доминирует в законсервированном виде одна идея, известная с советских времен. А известные и большие, даже в буквальном смысле, люди и вожди той эпохи стоят в виде скульптур с обеих сторон зала и смотрят на это разнообразие. Получилось очень концептуально, и не только по существу самого творческого проекта Зои Луцевич, который мог бы демонстрироваться в любом галерейном помещении, но, возможно, не удалось бы такой игры идей и эпох. А это важно, когда мы говорим о моде.

Модная игра Зои возвращает к началу прошлого века, к художникам-конструктивистам, можно усмотреть в ней и признаки инситного искусства, и обращение к пэчворку, экспрессионистским мотивам, стилистике сюрреалистических и концептуальных произведений. Высокая мода прошлого века это активно обыгрывала, и Зоя Луцевич напоминает об этом. Но даже руководствуясь принципами постмодернизма, не стоит забывать о том, что за каждой работой стоит сама художница. А работ здесь на самом деле очень много, потому что семь квадратов разделены на сегменты размером 25х25 сантиметров, что объединяются в гармоничную систему. Всего 102 живописные работы, которые, по моему мнению, невозможно назвать просто «модулями», так как каждое произведение в принципе самодостаточно, но вместе они показывают палитру того, что и как существует параллельно в реальности. Семь базовых квадратов можно сравнить и с семью дизайнерскими коллекциями, где за каждым сегментиком — отдельный образ, который проникает в сознание и не отпускает. Чем?

Восхищением жизнью. Искренним восхищением автора самим процессом творчества — чувствуешь ее радость от того, что сделано. И от того, что это может обрадовать и дать настроение еще кому-то. Зоя серьезная, парадоксальная и вдумчивая одновременно. С мощной профессиональной основой  — дочь художников Светланы Котковой и Олега Луцевича, крестница Зои Литвиновой. Но она шла к своему искусству целенаправленно и вопреки традициям, выставлялась во многих странах Европы и США. Она не была модной художницей на родине, возможно потому, что еще не пришло ее время. Но эпохи меняются. В том числе в моде, расставляют по местам: настоящие имена остаются в истории, а жизнеутверждающие идеи побеждают серость.

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: Мода на імя

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».