Вы здесь

РТБД поставил драму «Сірожа»


Все начинается с Высоцкого, который умер. Новая постановка Республиканского театра белорусской драматургии «Сірожа» без особой экономии времени активно использует видеоархивы, кторые отражают эпоху – начало 1980-х – и отбивают такт в рассказе о пятерых студентах. Брежневское правление, смерть Высоцкого, похороны Машерова, «интернациональный долг» в Афганистане, Олимпийские игры – что это за времена и каких людей они привечают? В комнате общежития случаются ссоры, драки, влюбленности, вечеринки и надрывные драмы, которые определят всю дальнейшую жизнь героев. Пройдет тридцать два года, и мы вроде бы увидим, кто победил, а кто из них – проиграл.


Еврею Мише пророчат Нобелевскую премию по математике, Макс – весельчак и пьяница, модник Крокодайл критикует власти и практикует медитации. С ними постоянно тусуется красавица и дочь высокопоставленного «служителя народа» Дина. Пара недель прошла с похорон Владимира Высоцкого, в комнате царит меланхолия, друзья разговаривают почти механически – и в этот густой мир, словно вихрь, врывается деревенский парень Сергей, неуклюжий, простецкий, серый, который разговаривает на трасянке и не знает о чувстве такта.

Парня сопровождает дядя Петя – бывший фронтовик, а теперь председатель колхоза. Уже с первых сцен мы видим проявление конфликта даже не поколений, где можно было бы сослаться на разный опыт: «Сірожа» показывает независимую от возраста разность между советским человеком и тем, кто находится в трезвой оппозиции официальной риторике. Каждый из героев спектакля, поставленного Александром Гарцуевым по пьесе Юлии Чернявской, определяется в том числе своим отношением к государству: кто-то от него бежит, кто-то игнорирует, кто-то относится со скепсисом и только один молодой человек играет по его правилам. Именно система дает разгуляться низким порывам и самовластно менять жизни, а у тех, кого она непосредственно не коснулось, так или иначе оставляет необъяснимую тоску.

Все, что здесь есть и происходит, показывает эпоху: ее быт через портрет Есенина или коврик на стене, железные кровати, кассетный проигрыватель, бутылки самогонки, вывешенные за окно продукты из-за отсутствия холодильников, джинсы от фарцовщиков и «Листья жёлтые по городу кружатся»; и ее характер через взгляды, ценности и возможности (или их отсутствие). Формулу же ее мимолетом озвучил комендант общежития: «Должен быть порядок, даже если по факту бардак», – видишь одно, а бери и записывай, как требуется. Он же – многозначительные отголоски прошлого то и дело проскакивают в диалогах – все время оговаривается, называя 406 комнату камерой.

Между героями проводится явная разделительная линия: для одних война в Афганистане является интернациональным долгом, для других – введением войск на территорию чужой страны; для первых Сталин – это порядок, для вторых – лагеря; Мандельштам может быть символом карательной системы, а может – Мандельштампом. Тот, кто осуждает афганскую кампанию, попадет на войну и получит ранение, а тот, кто ее приветствует и одобряет, возьмет и на нее «отправит». Главный герой Сергей – воплощение этого удобного «нового» человека (ну, нового по крайней мере для первых десятилетий после Октябрьской революции), который мыслит шаблонами, принимает навязанные установки, повторяет за пропагандой и если надо – не брезгует стукачеством, только в этом случае не ради высокой идеи построения коммунизма, а из личных причин. Хочешь сделать подлость – страна тебе поможет.

В первую очередь, кажется, спектакль все же не о времени, хотя его постижение через непохожих друг на друга персонажей, комедийные сцены, красивое переплетение настроений чрезвычайно увлекательно. В конце концов «Сірожа» превращается в саму по себе жанровую драматическую историю. Колоритный 1980-й отходит на второй план и во втором акте – встречайте постаревших героев и исполнителей их ролей – расплываются лирика и личные рефлексии о прошлых поступках, обиде и мести.

Мотив подменяет собой способ действия, самокопание – динамику надрывной любви с участием пяти человек, внутренние демоны – демонов советской системы. Накал страстей в комнате общежития и драма-драма остаются в «молодости», а удобный гражданин Сирожа становится победителем по жизни.

Премьера постановки состоялась в РТБД 10 июля. «Сірожа» – это удачная и атмосферная история о 1980-м и утрированная и тусклая личная драма. И все же комедия, трагичные сцены и почти нуарное давление эпохи становятся, по-видимому, обязательными к просмотру в новом театральном сезоне.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: «Калхознік» усіх перамог

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.