Вы здесь

Семья кричевских гончаров возрождает мастерство глиняной игрушки


Он научил ее лепить из глины, а она показала ему крестьянскую работу. Встретившись однажды на занятиях по гончарному мастерству, Вячеслав Яковенко и Любовь Ященко пошли по жизни вместе и идут так уже десять лет. Все это время они возрождают мастерство кричевской глиняной игрушки и создают необычных сов, которые сами выбирают себе хозяев, нуждающихся в помощи.


Глина управляет эмоциями

У мастеров есть не только отдельные фигурки: котики, лошадки и люди, а и колокольчики, подсвечники, погремушки ... А еще целые глиняные композиции, состоящие из нескольких изделий и объединенных в одну тематическую зарисовку. Эти творческие наборы фигур побывали на многих выставках, где мастера неоднократно занимали первые места.

— Это вот «Старинный Кричев XVII столетия». Замок, судоверфь, где-то еще кораблик был ... А это «Осень», «Моя малая родина» ... А это я пашу поле, — перечисляет народный мастер Беларуси Вячеслав ЯКОВЕНКО свои произведения и смеется, показывая на фигурку пахаря авторство своей второй половины. — Я и за настоящим плугом хожу, и кошу. Жена научила.

— А корову это вы, наверное, ведете? — спрашиваю у Любови ЯЩЕНКО, члена Белорусского союза мастеров народного творчества, глядя на другую фигурку из композиции.

— А как же, я, — соглашается она.

Пока разговариваем, Вячеслав Николаевич делает очередного коня, хотя пока я вижу в его руках только глиняный шар. Обычно мастер всегда знает, что следующее родится в его руках, однако бывает и иначе ...

— Иногда хочешь сделать одно, а глина диктует свое, и выходит такая фигурка, которую и не представлял, — говорит Любовь Ященко. — Глина может управлять человеком. Особенно если ты озабоченный приходишь. Сядешь за дело, а глина якобы отвлекает на себя тревоги, успокаивает, командует твоими мыслями, заставляет их приобрести совершенно иное направление.

Особенно в этом помогают свистульки. Играть на них врачи советуют даже неуравновешенным людям или гиперактывным детям.

— Когда только берешь глину в руки, начинают взаимодействовать биополе человека и материала. Через минуту у нас уже рассеяно внимание. Еще через пару минут биополе глины подстраивается под наше. Наша аура и защитные функции организма усиливаются, —  говорит мастерица. — А если вас мучает какой-то вопрос, достаточно поиграть на свистульке. И успокоишься, а мозг сам найдет ответ.

И не утка, и не лошадь

Первые обереги, кстати, были именно глиняные. Древнеславянский оберег в виде всадника, сидящего на неизвестном создании (полуутка-полуконь), считается символом языческого Поднепровья земли, которая сейчас входит в состав России, Украины и Беларуси. Так что игрушка эта объединяет три народа. Утка символ ночи и материнства охраняла человека в темноте, а лошадь символ солнца, любви и плодородия в светлое время. Такую игрушку-свистульку каждый воин обязательно брал с собой на битву. Оберег охранял также охотников и путешественников.

Именно эта древняя свистулька стала образом и брендом фестиваля декоративно-прикладного искусства «Кричевская лошадка». В этом году в сентябре он пройдет уже в четвертый раз. Особенность кричевской утки-коня, фигурку которого впервые нашел археолог Андрей Метельский, в том, что она имеет голову лошади и туловище утки. Игрушка датируется XVII веком.

— 98 фигурок из глины были найдены на раскопках городища на Гомельщине, которое датируется вторым тысячелетием до нашей эры. К сожалению, все они были разбиты, только одна  лошадка осталась цела. На то время эти фигурки были сакральными вещами. Люди верили, что настоящий конь появится, если его слепить. А как игрушка свистулька появилось во II веке нашей эры, — делится знаниями мастер.

Свистульки мастеров как живые. Они имитируют до 20 видов голосов и пения птиц и животных. Петушок кричит, лошадка ржет, сова ухает и может имитировать кукушку, утка крякает, птицы издают трели, котики мяукают, собаки лают, поросёнок хрюкает, медведи, тигры и львы рычат, коровы и быки мычат, лягушка квакает и пускает пузыри, водяная поет соловьем, если в неё налить воды .. Звук свистульке делают по памяти — похожим на тот, что сами слышали, говорят ремесленники:

— Чтобы в свистульке появился задуманный голос, нужна определенная толщина стенок и размер дырочек. Большая форма свистульки звук более глухой, меньшая по размерам звучит звонче. Изготовление с двумя-тремя звуковыми отверстиями это просто свистулька. Если четыре и более, до семи-восьми это окарина. На ней можно сыграть мелодию и настроить по нотам.

Секреты декоративно-прикладного искусства и ремесла Вячеслав Николаевич преподает и взрослым в народной студии «Благость», и малым в детской народной студии «Свистульки». Многие бывшие ученики уже сами передают ремесло следующим.

Обваривание, молочение, задымление...

Изделия отличаются не только изображением фигурки, но и внешностью. Где-то игрушка черная, задымленная, где-то цветная, аж сверкает, расписанная ... Способов обжига глины множество.

—  Раскаленную фигурку вынимаешь из печи и кладешь в опилки. Они занимаются, дымят, и глина набирается дыма. После игрушка не пачкается, становится более жесткой и сильной и играет звонче, — говорит Любовь Ященко. — Это вот сделано путем молочения: раскаленную фигурку окунают в сладкое молоко, после чего ставим ее дополнительно на обжиг и доводим до 400 градусов. Получается такой интересный цвет. Есть также обваренная глина — когда раскаленное изделие вынимают из печи и окунают в рассол, на воздухе идет окисление, фигурка покрывается пятнами. Получается такое рябенькое произведение, после обязательно нужно помыть водой, иначе вся игрушка станет черного цвета. Есть еще ангоб — когда в одном изделии сочетают различные виды и цвета глины.

За возрождение приднепровской глиняной игрушки Вячеслава Яковенко наградили орденом Почета, а сведения об изделиях и мастере внесены в международную энциклопедию «Лучшие люди».

Историческая ценность игрушки не вызывает сомнений. Что касается экономической составляющей, то, говорят мастера, дорога и проживание на «Славянском базаре», например, окупаются, однако зарабатывать на жизнь только любимым делом не получится.

— Мы же не можем делать игрушки круглые сутки. У нас не ширпотреб, а изделия с душой, говорит Вячеслав Яковенко.

— К нам подходят и из магазинов, и предприниматели, чтобы мы им отдавали на продажу свои игрушки оптом, однако мы не соглашаемся, — поддерживает Любовь Михайловна. Мы и не наделаем столько, и души в тех произведениях не будет, ее же только руками можно вложить. Пусть через компьютерные штампы-изображения свистулька и будет идеальна, а у мастера где-то рука хуже сделает, однако промышленная игрушка будет без души, без энергетики!

Совы меняют жизнь

Сова — символ мудрости, семейный оберег, покровительница женщин. Она наводит в доме порядок, не дает произойти ссорам. В доме сова должна стоять на виду.

Свистулька-сова впервые появилась в XVIII веке, когда на Кричевщине было восстание Василия Ващилы. Его соратник, гончар Иван Сыч, делал не только посуду, но и птиц-сычей, которые дудели как настоящие. С тех пор начали делать изображения сов ... По поверью западных славян, чехов и поляков, раз в год она выполняет женское желание, замечает мастер.

— На Рождество она выполняет любое желание, на Купалье — о любви, на Покров можно загадывать о прибыли, рождении детей. В полночь нужно загадать желание, посвистеть в сову трижды и лечь спать, ни с кем не разговаривая. Вскоре желание сбудется, — говорит Любовь Михайловна. — Сова и мою жизнь резко изменила ... Вячеслав — мой второй муж, и познакомились мы с ним через мою дочь, которая пошла к нему заниматься. Ей понравилось настолько, что она бросила музыкальную школу, но мне не признавалась. Как только дочь слепила сову и принесла ее домой, то и я попала на занятия к Вячеславу и начала сама лепить. Перед этим несколько раз хотела подать на развод, но что-то меня удерживало, да и идти было некуда. А тут Вячеслав предложил: «У меня квартира большая, приходите с дочерью, поживите, сколько нужно». Так мы у него и остались ...

Совы, которых только раз в год, во время великого поста, делает Любовь Михайловна, обладают настоящей мистикой. Только когда женщина попостит и помолится, она берется за дело, иначе сова не приобретет своих качеств. Огромная сова, сделанная руками Любови Михайловны, «живет» даже у главы государства.

— Нашим покупателям я обычно рассказываю поверья, связанные с совами. Как-то по весне очередной раз мы были на выставке, одна девушка слушала, смотрела и вдруг говорит: «Вот это, наверное, моя сова» ... В августе она позвонила и сказала, что беременна, хотя десять лет у них с мужем не было детей и врачи говорили, что уже и не будет, — вспоминает Любовь Ященко. — А в Белгороде одна женщина слушала мои рассказы, после заплакала и убежала ... Потом вернулась и берет последнюю сову: "Она на меня все время смотрела» ... Через три года я эту женщину встретила вновь. Она рассказала, что сирота, некогда вышла замуж за парня, родители которого на этом настояли, так как она забеременела. После еще двух детей родила, однако муж издевался над молодой. А как она принесла в дом сову, он ... через два дня исчез на целых три года. Несколько месяцев назад вернулся другим человеком ... на руках носит, во всем помогает.

Что ж, талант и мистика, наверное, всегда рядом ... «Моя» сова меня тоже ждет, только ее Любовь Михайловна пока не сделала ...

Ирина СИДОРОК

Фото Андрея САЗОНОВА

Название в газете: Сава жаданняў і вершнік на качцы

Выбор редакции

Общество

На Поставщине прошел инклюзивный фестиваль

На Поставщине прошел инклюзивный фестиваль

Для детей с ограниченными возможностями «Особенные, как все».

Культура

Алесь Бодак: ... Вся палитра белорусской литературы

Алесь Бодак: ... Вся палитра белорусской литературы

Мы встретились с директором издательства «Мастацкая літаратура» Алесем Бадаком, чтобы поговорить о ближайших и, возможно, более далеких перспективах.

Общество

35 зарубежных студентов учат русский язык, чтобы чаще приезжать в Беларусь

35 зарубежных студентов учат русский язык, чтобы чаще приезжать в Беларусь

Их жизнь выходит далеко за рамки одних лишь занятий.