Вы здесь

Директор компании LWO: Беларусь становится тихой ІT-гаванью


Цифра сегодня повсюду: мы пользуемся безналичными кошельками, покупаем электронные билеты в кино, даже в любви признаемся через смартфон. Что ждет сферу интеллектуальных технологий, какая реальная цель «цифрового» декрета и почему айтишник — обычный человек, рассуждает директор компании LWO Олег КОНДРАТЕНКО.

LWO входит в пятерку крупнейших поставщиков программного обеспечения на внутренний рынок, работает в основном с банками и государственными учреждениями. С 2013 года — резидент Парка высоких технологий.


— Олег Васильевич, компания LWO на рынке с 2008 года. Проанализируйте, пожалуйста, как подписанный Президентом в конце 2017-го Декрет «О развитии цифровой экономики» повлиял на работу компании? Уже можно отметить качественные изменения?

— Декрет создал возможность новых точек роста для наиболее современных и динамичных сегментов экономики. Это важно — не только и не столько для самой IT-сферы, сколько для экономики страны в целом.

В начале 2017 года этот документ казался трудноосуществимой мечтой, ожиданием — подобно надежде на торжество справедливости, честности и открытости. Как эти сущности не могут жить без реальной поддержки, так и Декрет «О развитии цифровой экономики» нуждался в доброй воле и прагматичной силе.

Прежде всего огромное спасибо главе государства. Благодаря его смелым и волевым решениям у нас есть такой важный и нужный стране документ.

Наш Президент поддержал самые смелые идеи белорусского IT-сообщества, и сегодня мы явно видим эффект от восьмого декрета. В прошлом году в Парк высоких технологий пришло около 300 компаний — это больше, чем за всю 12-летнюю историю ПВТ. Также стремительно взлетел экспорт IT-услуг (на 40% по прошлому году) —  это ли не 1,5 миллиарда долларов. Открываются новые центры разработок международных компаний. Беларусь становится тихой IT-гаванью для программистов со всего мира.

Сейчас государство на самом деле обернулась лицом к IT. Начинается процесс цифровизации  очень активны в этом плане первый вице-премьер Александр Турчин, руководство Оперативно-аналитического центра при Президенте и Национального банка.

Декрет № 8 стал важной вехой, его уже назвали и «ледоколом, который взломал лед и открыл море для наших кораблей», и «долгожданным, жизненно важным инструментом», и «источником оазиса для обескровленного в пустыне». Все это о документе, который дал прозрачные правила работы и снял критические для развития информационных технологий ограничения, которые не позволяли строить действительно нужные системы.

Программисты за работой

— При разработке документа учитывались потребности тех, кто непосредственно занят в этой сфере. Вы вносили свои предложения, делились мнением? Как, на ваш взгляд, Декрет № 8 повлиял на ситуацию в сфере высоких технологий в целом по стране?

— В общем я с приятным чувством вспоминаю работу над Декретом. Работали очень дружно и государственные структуры, и ІT-сообщество. Очень комфортно было общаться с новым директором Парка высоких технологий Всеволодом Янчевским — умным и энергичным человеком, который координировал и, можно сказать, вдохновлял весь этот процесс.

Что особенно ценно, Декрет № 8 был разработан и подписан в самое короткое время и содержал в себе самые революционные пункты: от возможности производства беспилотных автомобилей и космических аппаратов к нормам международного права и сделкам через смарт-контракт. Этот документ сработал еще и как хорошая реклама для Беларуси во всем мире. Мы попали в заголовки всех мировых таблоидов, что дало свой эффект.

— На ваш взгляд, наши законы успевают за развитием сферы высоких технологий? Какие еще нормативно-правовые акты необходимо создать или усовершенствовать, чтобы в полной мере реализовать возможности Декрета № 8?

— Например, у нас в стране 20 лет назад был правильно принято направление на увеличение доли безналичных платежей в экономике. Постепенно все привыкли к использованию пластиковых карточек. Сегодня жизнь показывает, что абсолютно все уходит в онлайн. Уже есть белорусские платежные сервисы, работающие подобно картам международных платежных систем, например, с помощью мобильного телефона.

Проведена большая работа: на рынок выходят продукты, которые не только работают на благо экономики нашей родной Беларуси, но и выполняют функции защиты отечественной платежной системы. И тут Национальный банк, как регулятор, уже начал работу по внесению изменений для возможности использования таких сервисов.

Кроме того, розничный бизнес не должен будет покупать дорогие терминалы. Используя новейшие платежные продукты, мы снизим затраты продавцов, усилим конкуренцию, а платить безналично для многих из нас станет удобнее, чем наличными деньгами. В магазинах уменьшатся очереди, а на кассах начнет меньше тратиться бумаги. Будет легче разбирать спорные ситуации при оплате хоть продуктов у бабушки на рынке, хоть съемной квартиры студентам. Прозрачность будет еще выше, условия начать или вести бизнес — более легкие, что повысит уровень жизни наших граждан. А это и есть реальная цель цифрового Декрета.

Обсуждение программы

Социальная политика высоких технологий

— В последнее время можно слышать, как сферу высоких технологий некоторые называют «мыльным пузырем», — мол, достигнет своего потолка и «лопнет». Каковы, на ваш взгляд, перспективы открываются перед ІT-сферой на ближайшие годы?

— Наша компания в основном работает на проектах внутри страны, но благодаря импульсу Декрета № 8 мы уже выиграли несколько тендеров по проектам цифровизации банков за рубежом. Мир меняется фантастически быстро. Есть дефицит на цифровые сервисы, и он растет такими темпами, что постоянным в последнее время остается только увеличение потребности в новых разработках. Сегодня мы платим американским и другим иностранным платежным системам десятки миллионов долларов в год ... А можем платить в 5—10 раз меньше. Вот и ответ, зачем наши белорусские интеллектуальные решения.

— Ваша компания насчитывает свыше четырех сотен сотрудников. Оцените, пожалуйста, кадровую ситуацию в сфере. Некоторые компании вынуждены привлекать иностранных специалистов — а как у вас? Какой в компании подход к кадровой политике: принимаете на работу молодых специалистов, учите сами или «перекупаете» профессионалов?

— Компания LWO наша, белорусская. У нее белорусские корни и, поскольку основные наши потребители внутри страны, то и платят нам по внутренним расценкам. Мы готовим кадры, ищем профессионалов... Однако есть конкурентная среда, есть трудности, когда работаешь на внутреннем рынке. Но мы понимаем: если не мы, то кто? При этом пропагандируем семейные ценности, премируюм людей за свадьбу, за рождение ребенка. Сегодня мы проводим социальную политику, даем беспроцентные займы в рублях на 3-5 лет, чтобы ІT-специалисты оставались в стране.

— А какой вообще, на ваш взгляд, уровень нашего образования в ІT-сфере? Программы в вузе постоянно адаптируются, но достаточно ли? Успеваем за развитием в области или приходится доучивать специалистов на местах?

— Многие говорят, что наши образовательные программы недостаточны, что их требуется дорабатывать, изменять. И мы, конечно же, во многом «за» эти предложения. Вот только я категорически против мнения, что у нас все плохо, система образования дурная и так далее. Это просто неправда. Улучшать ее можно и очень нужно, следует менять, но всегда и везде, хотя даже в Англии, студенты после вузов не готовы к реальной работе. Для этого есть разного рода практики, системы, есть инструменты обучения внутри предприятий. Это огромная работа, и каждая из стран ее делает по-своему, а когда белорусская система образования будет усовершенствована, —это только лучше для всех нас.

И  здесь не стоит говорить, что айтишники — это избранные. Нет, они обычные, которые просто работают, как и все граждане страны ... И хотят быть лучшими, хотят быть нужными и востребованы прежде всего у себя на Родине.

Варвара МОРОЗОВА

Название в газете: Беларусь — ціхая ІТ-гавань

Выбор редакции