Вы здесь

Почему Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении белорусских партизан родился не сразу?


За период с августа 1941 до августа 1944 года вышло 16 Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников партизанского движения в Беларуси. За это время награждено 7827 партизан. Безусловно, на почти четырехсоттысячную армию партизан эта цифра очень мала. В чем же дело?


Партизаны получали награды и во время войны, но совсем немногие.

С первых дней войны белорусские партизаны проявляли мужество и героизм, совершали подвиги, шли на смерть во имя победы. Может, в Белорусский штаб партизанского движения (БШПД) не приходили представления на награждение партизан? Наоборот, командиры партизанских формирований не скупились на поощрения и засыпали БШПД представлениями на награждение — от партизанской медали к званию Героя Советского Союза. Так, например, командир партизанского соединения бывшей Барановичской области В. Е. Чернышев только в декабре 1943 года направил в БШПД 13 представлений к присвоению званий Героя Советского Союза и 8 представлений к награждению орденом Ленина партизан, которые указывались. Напомним читателям, что в 1944 году вышло два Указа о награждении белорусских партизан. Следующий был только через четыре с половиной года — 30 декабря 1948 года.

А теперь попробуем выяснить причины небольшого количества именно награжденных и длительного времени прохождения наградных документов.

Вот как объяснял ситуацию с наградами белорусских партизан секретарь ЦК КП (б) Белоруссии
П. К. Пономаренко в письме на имя И. В. Сталина от 17 декабря 1946 года. Причиной задержки прохождения наградных листов и представления их в Президиум Верховного Совета СССР он называл «отсутствие посадочных площадок в значительной части бригад, частичную гибель самолетов и связных, которые доставляли документы с тыла противника. Возможность оформить наградной материал на партизан, которые указывались, появилась только после соединения бригад и отрядов с наступающими частями Красной Армии ...»

Далее Пономаренко сообщает Сталину: «Для наиболее правильного решения вопроса награждения партизан бюро ЦК КП (б) Белоруссии обязало областные комитеты партии рассмотреть все наградные материалы, которые поступили. В связи с этим представление наградных документов немного задержалось».

Но секретарь ЦК КП (б) Б не уточнил в этом письме, что решение бюро Компартии Белоруссии о передаче наградных листов было принято обкомом партии еще 2 октября 1944 года, и по нему с БШПД было передано 42 020 наградных листов. Так что это «немного» затянулось ровно на два года.

Не совсем объективной представляется версия Пантелеймона Кондратьевича и в отношении нехватки посадочных площадок, крушения самолетов и гибели связных, которые доставляли наградной материал в Москву. По данным энциклопедического издания «Беларусь в Великой Отечественной войне» (Минск, 1990), на территории Беларуси действовал 41 партизанский аэродром. Первые полеты советских самолетов в тыл врага начались уже летом 1942 года. На партизанские аэродромы доставлялось вооружение, боеприпасы, медикаменты, литература. В советский тыл отправлялись раненые партизаны, документы с отчетами о боевой деятельности бригад и отрядов, разведданные, аттестационный и наградной материалы, деньги и ценности, собранные партизанами у местных жителей в фонд обороны страны.

К счастью, воздушные катастрофы случались редко, да и не в каждом самолете отправлялись в Москву наградные документы. Не учел в своем объяснении Пономаренко и тот факт, что многие ответственные работники ЦК КП (б) Б, комсомола, других ведомств часто находились в тылу врага и также доставляли в БШПД представления к награждению партизан.

Одной из причин несвоевременной подготовки наградных документов для представления их в Верховный Совет СССР можно считать отсутствие в штатной структуре БШПД наградного отдела. Поэтому вся работа по подготовке наградных документов была возложена на отдел кадров. (По-видимому, изначально никто не предполагал, что с течением времени эта работа превратится в проблему о вопросах вознаграждения партизан.)

Военнослужащие (все работники БШПД имели воинские звания. — Авт.) отдела кадров готовили приказы по назначению и перемещению командного состава партизанских бригад и отрядов. Постоянно обновляли списочный состав формирований, вели учет погибших и раненых партизан. В их обязанности входило комплектование слушателей в спецшколах по подготовке партизанских специалистов. Работа отдела кадров постоянно увеличивалась с образованием новых отрядов и бригад.

Безусловно, все представления и наградные листы, которые поступали от партизанских бригад, необходимо было подвергнуть «чистке»: отсеять необъективные, надуманные, которые просто не заслуживали представления. На это надо было время, которого у работников отдела кадров БШПД было недостаточно.

Бывшие партизаны Беларуси, которые так и не получили заслуженные награды, стали обращаться с письмами во все высшие инстанции, начиная от командования бригад и до Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Конечно же, все эти письма переправлялись в БШПД, откуда приходил стандартный ответ: «Вопрос о вашем награждении находится на решении правительства», или чаще всего: «В числе награжденных и представленных к награде вы не значитесь».

Инвалид Отечественной войны первой группы, бывший партизан бригады «Железняк» Гомельской области Е. И. Бердников в письме от 16 июля 1945 года на имя начальника БШПД с болью и обидой выражал суть вопроса о своем награждении: «Почему-то теперь вы плохо заботитесь о бывших партизанах . Прошло два года. Мне пришлось остаться без левой ноги и рук, а жить надо, и жить хочется».

Искал свою награду — медаль «Партизану Отечественной войны» — и бывший партизан бригады имени Я. М. Свердлова Брестской области Василий Бушкевич, который в июле 1946 года написал письмо в ЦК КП (б) Б: «Прошу Вас, чтобы выяснили, почему я не получил медали, причем был представлен на получение, так как хорошо дрался с фашистами».

В Национальном архиве Республики Беларусь сохраняются объемные дела с тысячами подобных писем, в которых высказаны боль, обида и надежда на получение своих наград.

Тем временем уже не Белорусский штаб партизанского движения, а областные комитеты КП (б) Б с октября 1944 года до декабря 1946-го занимались вопросами награждения. Наградные листы, поступившие от БШПД, по прошествии длительного времени, безусловно, подлежали анализу и пересмотру. Была составлена ​​специальная форма списков партизан, которые представлялись к награждению. Так, в графе «Компрометирующие сведения» приводилась причина исключения из списков тех, кто представлен к награждению. Например: «осужден за хулиганство», «мародерство», «дезертир Советской Армии», «в розыске» и т д. Но были и субъективные причины. В списке партизан Брестской области, отклоненных от награждения обкомом КП (б) Б, против фамилии известного героического командира партизанской бригады И. В. Жохова, представленного к званию Героя Советского Союза, рукой какого-то чиновника сделано пометка: «Хватит, что награжден орденом Красной Армии и партизанской медалью». А по кандидатуре партизана бригады имени П. К. Пономаренко И. А. Егорова, который представлялся к ордену Красного Знамени, был вынесен вердикт: «Не за что награждать».

Таким образом, после проведенной «чистки» из более чем сорока тысяч наградных листов, полученных от БШПД, реально представленных к награждению осталась ровно половина.

Нельзя сказать, что со стороны руководства республики не принимались меры по награждению партизан. Так, 25 июля 1945 года на заседании бюро ЦК КП (б) Б рассматривалось письмо бывшего командира Кличевской военно-оперативной группы И. С. Изоха, в котором он жаловался на задержку награждения партизан. Постановлением бюро Бобруйскому обкому КП (б) Б было поручено в двухнедельный срок рассмотреть все представления к правительственным наградам партизан. При этом в постановлении отмечалось, что не каждый наградной лист предусматривает обязательность вознаграждения или полного соблюдения степени представления.

О необходимости ускорить подготовку наградных документов для представления их в ЦК ВКП (б) писал в записке на имя П. К. Пономаренко и заведующий группы по ведению дел БШПД при ЦК КП (б) Б Шаметько: «В настоящее время, в связи с опубликованием указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении партизан Украинской ССР, Курской и Орловской областей, жалобы от белорусских партизан, которые представлены к наградам, значительно выросли. Товарищи пишут нам, а те, кто приехал, требуют объяснения, когда же они будут вознаграждены? »

Как говорилось выше, в декабре 1946 года список и наградные листы на 22 тысячи бывших партизан вместе с пояснительной запиской на имя Сталина были направлены в Москву.

Прошло еще два года, и наконец 30 декабря 1948 года вышло Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении партизан Беларуси. Всего различными наградами было отмечено 21 170 человек. Из них 132 —орденом Ленина, 2235 — орденом Красного Знамени, 6780 — орденом Красной звезды, 3021 — медалью «За отвагу» и т. д.

Из представленного списка на присвоение звания Героя Советского Союза в количестве 33 человек, к сожалению, ни один белорусский партизан этого высокого звания удостоены не был.

Через двадцать лет после Победы, в 1965 году, по инициативе первого секретаря ЦК КПБ П. М. Машерова двумя указами Президиума Верховного Совета СССР были отмечены правительственными наградами более 24 тысяч бывших белорусских партизан и подпольщиков. Но это были уже награды «за участие», которые не имели той значимости, и не несли того подъема, как это было бы в годы Великой Отечественной войны.

Как говорится, все хорошо в пору.

Геннадий БАРКУН, историк

Название в газете: Усё добра ў час

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.