Последний день войны в Минске, он же первый день мирной жизни. Он же — сюжет известной картины Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года», хранящейся с 2006 года в постоянной экспозиции в Национальном художественном музее Беларуси.
Картину размером более 2,7х5 метров художник создавал на протяжении почти десяти лет — с 1946-го по 1955-й. Кстати, первоначально это произведение, одно из самых известных и популярных в белорусской живописи второй половины XX века, предназначалось для обозрения очень ограниченным кругом людей — картина находилась в интерьерах Дома правительства в Минске, в фойе зала заседаний.
...В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства исследователи монут изучить документы и познакомиться ближе с некоторыми моментами создания этого полотна. Например, с тем фактом, что договор о создании картины был заключен с Волковым в марте 1945 года — однако в книге о художнике 1958 года произведение датируется 1946—1955 годами. Издание прижизненное, согласованное с мастером, поэтому мы принимаем такую датировку, тем более ее косвенно подтверждает информация из других источников. То, что художник не сразу начал работать над полотном, очевидно объясняется различными внешними и личными причинами. Также, возможно, автор посчитал началом работы над картиной непосредственно создание эскизов, этюдов, а не предварительное обдумывание и сбор материала. Во всяком случае, свидетельство, дававшее художнику право зарисовывать на улицах части сюжета, было выдано в 1946 году.
Таким образом, Волков трудился над картиной не менее девяти лет — беспрецедентный случай в истории белорусской советской живописи! Автор так рассказывал в автобиографии 1950 года про свои побудительные мотивы: «Сюжет картины следовал из моих личных переживаний и наблюдений и мною был горячо пережит, а отсюда желание сделать эту вещь в полную меру своих возможностей. В этой картине я хочу передать всю любовь и горячую благодарность героической армии, спасшей блестящим маневром от неминуемой гибели всё население Минска, в том числе мою собственную жизнь, и освободившей не только Беларусь, но и Европу».
Валентин Волков (1881—1964) был одним из старейших и наиболее профессиональных художников Беларуси. Уроженец города Ельца Орловской губернии, из семьи потомственных художников, первоначально иконописцев, в 1915-м он окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии искусств в Петрограде. Жил в Беларуси с 1923 года — сначала в Витебске, затем в Минске. Волков участвовал в выставках, преподавал, отметился такими картинами, как «Баррикады», «Кастусь Калиновский», «Молотобоец», «Партизаны», «Плотогоны», «Передача опыта», портретами, пейзажами. Большинство этих произведений погибло в годы войны, но до нас дошел, в частности, портрет Максима Богдановича (1927 год), вывезенный нацистами в Германию и возвращенный в Минск в 1957-м. Кроме того, у художника был опыт монументальной живописи — еще в Петрограде он участвовал в оформлении города к годовщине революции; на станции в Негорелом, тогда пограничном, вместе с сыном Анатолием выполнил два панно на тему социалистического строительства в СССР, а в 1939—1940 годах создал живописный фриз для павильона БССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, также вместе с сыном он создал панно для парада партизан в Минске в 1944 году.
Становится понятно, почему именно к Валентину Волкову обратились власти с предложением о написании подобной масштабной картины-панно об освобождении Минска, хоть среди белорусских художников были не менее талантливые мастера следующего поколения, но еще не такие «проверенные в деле». Отвечал запросам тогдашней идеологии и традиционный реализм художника. Волков ожиданий не обманул, но... Его классический, тщательный труд над картиной исторического жанра занял долгие годы: договор был продлен до января 1951-го, а работа все нще была не окончена. Кроме того, художник на протяжении этих лет выполнял ряд работ, в основном заказных портретов, преподавал, зарабатывая на жизнь, материалы, натурщиков. Неудовлетворение заказчиков привело к созданию комиссии Союза художников, оценившей труд мастера и заверившей, что картина выполнена на 80 %, — но это все же был не «готовый объект». А до первой экспозиции картины — на Республиканской выставке — оставалось еще три года.
Чтобы завершить масштабное произведение, художник создал свыше 220 рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 живописных этюдов. Только в Национальном художественном музее хранится пять эскизов, 18 этюдов и около 80 рисунков. Такой огромный подготовительный материал понадобился Валентину Волкову потому, что всё нарисованное в картине, написано с натуры — десятки людей, архитектура, военная техника, амуниция, оружие, цветы. И точное, с точки зрения автора, решение персонажа, группы их в соответствии целому иногда находилось далеко не сразу. Более того, общая идейная концепция произведения выработалась постепенно. Сам автор рассказывал на обсуждении декадной выставки белорусского искусства в Москве в 1955 году, где экспонировалась уже окончательно дописанная работа, что он тоже встречал советские войска и сначала, создавая эскизы, шел от увиденного тогда, от непосредственного впечатления, — но выходила жанровая картина, рисунок теплых лирических эпизодов. Мастер же хотел придать торжественность сюжету, передать величие момента.
Валентин Волков воплотил в белорусском искусстве своего рода «формулу» радости, веселья, благодарности за спасение. Но составляющие этой формулы вполне конкретны. Действие разворачивается в точно фиксированной архитектурной ситуации: начало улицы Ленина на фоне площади Свободы, где видны костел Пресвятой Девы Марии и башня бывшего коллегиума иезуитов. С севера в город вошли части 5-й гвардейской танковой армии. Но военных на картине художник писал, конечно, значительно позже, приглашая для этого военнослужащих из Уручья. Сохранилось имя только одного такого «натурщика» — Алексей Комлев, бывший основной моделью для центрального персонажа. 19-летний командир танка позировал художнику с букетом в руках, но в итоге был написан с автоматом: автор решил, что так правильней, ибо война еще совсем не окончена. Алексей Комлев завершенную картину не видел, только репродукции, поскольку демобилизировался в 195-м и вернулся на родной Алтай. Прототипом мотоциклиста слева в картине посчитал себя Дмитрий Суворов из Екатеринбурга: «Так вышло, что я как связист и разведчик сопровождал на мотоцикле первую колонну советских танков, вошедших в Минск. До сих пор помню, как на рассвете 3 июля партизаны вывели нашу бригаду на окраину. С недалекого пригорка виден город в тумане. Солнце поднимается, туман рассеивается, и мы — вперед. Я с мотоциклом — как единое целое, в руль вцепился и мчусь под обстрелом, следом грохочут танки /.../ А когда прорвались к центру, пришли с цветами женщины, дети. Радовались, кричали «Ура!». За освобождение столицы Дмитрий Суворов был награжден медалью «За отвагу». Возможно, прав ветеран, и его лицо, поразившее Валентина Волкова 3 июля, потом воплотилось в художественном образе. Правда, американский «Харлей-Дэвидсон» Суворова был заменен на картине на трофейный немецкий «Цюндапп», но, значит, у Волкова была возможность писать с натуры только эту марку мотоцикла.
Для изображения на картине гражданских лиц автор приглашал позировать жителей района нынешних улиц Якуба Коласа, Богдана Хмельницкого, Дорошевича, Некрасова; родственников (в том числе сына, художника Анатолия Волкова, с женой Зинаидой Иосифовной — они стоят возле самого танка), свою жену Елену Жмак (она правее, в красном платье); художников Николая Довгяло (справа, пожимает руку раненому солдату) с дочерью Зоей (девочка в пионерском галстуке), Владимира Хрусталева (худощавый человек в сапогах слева), своего ученика из Минского художественного училища Василия Ермоленко (правее центра, рукопожатие с раненым солдатом в каске). Некоторое участие в создании картины принимал и внук автора, Сергей Волков, ныне художник, продолжатель и хранитель дела и традиций семьи. Не всех, к сожалению, мы знаем поименно, но в этом есть и символический смысл: каждый из этих реальных людей одновременно воплощает многих других жителей освобожденного города. Несколько лет назад посетитель музея сообщил, что женщина слева, рядом с мотоциклистом, — его родственница Мершиде Волотовская, инженер молочного завода. И, возможно, это не последняя подобная весточка из прошлого.
...Картина создана таким образом, что впечатление от триумфа и радости, ясного дня, пышных летних цветов как подчеркивается, так и осложняется жутким пейзажем полуразрушенного города, изможденностью минчан, изношенностью их одежды. Это парадоксальное сочетание расширяет содержание произведения, выявляет разнообразие и сложность жизни и, конечно, напоминает о титанической работе по освобождению Минска, которая придет на смену безоглядной радости освобождения горожан. Поэтому полотно, при определенной его художественной условности, воспринимается действительно реалистичным, а не только правдоподобным. Воплощенное счастье горожан, в свою очередь, контрастирует с усталостью солдат: «Война совсем не фейерверк, а просто — тяжкая работа...» Контрастны ярко освезенная левая и центральная и погруженная в глубокую тень правая часть картины. Дыму пожарищ справа противопоставляется небесное пространство с мирными нежными облачками. Все эти элементы могуть не прочитываться сознательно, но воздействуют исподволь и будто заключают в происходящее, делая зрителей еще и свидетелями события.
Произведение искусства нередко живет долго («viva brevis, ars longa») и по-разному читается в разные эпохи. Конечно, в эпоху «сурового стиля» и позже картина воспринималась несколько архаично — и по подробной повествовательности, и по апофеозности, и по художественному языку. Мастера того времени изображали преимущественно боль и горе, трагичный героизм военных лет, тем более после «лакировочного» искусства предыдущего периода. И значительно вольнее обращались с цветом, формой, пространством, добиваясь выразительности и экспрессивности. Искусству такого плана свойственны подчеркнутый демократизм, неприглаженная правдивость народных образов. Но в демократизме Волков им не уступит: в его картине нет официоза — народ освобожден, народ-освободитель, никакого провластного пафоса не наблюдается. Поэтому высшее советское звание в области искусства «народный художник», полученное Волковым в 1955 году, находит настоящий смысл. Тогда же картина вошла в коллекцию Художественного музея.
После почти 30-летнего перерыва полотно Волкова появилось перед публикой в 2005 году. Оно было снято с деревянного барабана, вновь натянуто на подрамник и стало основным экспонатом выставки, посвященной 60-летию Победы, окруженное теми же этюдами и эскизами — свидетельством многолетних трудов.
Произведения искусства несут определенную информацию, рассказывают историю свойственными им средствами и в то же время постепенно приобретают свою собственную историю, судьбу. И если судьба этой картины Волкова в основном прослежена и счастлива, то местонахождение второго варианта этого полотна, еще больших размеров, сегодня неизвестно...
Валентина ВОЙЦЕХОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь.
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.