Вы здесь

Что мы покупаем через интернет, и почему отечественная торговля в сети проигрывает


Электронная торговля в нашей стране продолжает расти. Но сегодня обсуждаются не темпы его увеличения, а перспективные объемы. Количество интернет-структур у нас постепенно растет, однако китайские торговые площадки по-прежнему остаются популярными среди наших граждан. С начала года в нашей стране значительно увеличилась «обработка» коммерческих посылок, прибывающих из-за рубежа. Какие проблемы есть в е-соmmеrсе и что поможет их решить? Журналист «Звязды» вместе со специалистами этой отрасли попытался разобраться в ситуации.


«Белпочту» завалило посылками

Представитель этой организации ответил, что с увеличением лимитов по цене одной посылки почтовых отправлений в страну стало приходить значительно больше. В настоящее время предприятие обрабатывает около 30 тысяч почтовых отправлений ежедневно.

Напомним, порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в Беларусь увеличили до 200 евро и 31 килограмма. Это месячная норма в совокупности, норма стоимости и веса одной посылки по-прежнему составляет 22 евро и 10 кг. Это предусмотрено президентским указом № 490 «О таможенном регулировании». Представители «Белпочты» отметили, что один китайский портал делает самый большой товарооборот среди всех игроков на этом рынке в нашей стране.

Идут туда, где дешевле

Суммарный удельный вес всех интернет-площадок в розничном товарообороте организаций торговли пока незначителен. В прошлом году этот показатель составил 3,8%. Исследованиями этого сегмента занимается маркетплейс Dеаl.bу.

Его руководитель Максим Маринич считает, что подавляющее большинство наших граждан покупает и в зарубежных интернет-магазинах, и в белорусских. В прошлом году 49% белорусов (это 4,7 миллиона человек) совершило хоть одну покупку в интернете. По сравнению с предыдущим годом количество тех, кто покупает онлайн, увеличилось на 4%. Всего 9% белорусов покупает только на зарубежных площадках. В первую очередь белорусы покупают на них косметику и парфюмерию, технику и электронику, товары для детей и одежду. Причем по сравнению с прошлым годом белорусских покупателей косметики в зарубежных интернет-магазинах стало на 7% больше, а тех, кто там принимает одежду, — на 10% меньше. Сократилось на 3% количество покупателей техники и на 5% тех, кто заказывает детские товары.

При этом 98% белорусов, которые совершают онлайн-покупки за рубежом, делают это в интернет-магазинах Китая. На втором месте США, на третьем — Польша, а на четвертом — Россия. Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 рублей, а в иностранном белорусы тратят в 2,8 раза меньше — 25 рублей. Например, средний чек на одну покупку на китайской площадке — 23 рубля.

По данным Dеаl.bу, самая популярная причина, по которой клиенты выбирают зарубежные интернет-магазины, там дешевле. Это отметили 83% покупателей. А вот 39% сказали, что у иностранных продавцов есть то, чего нет у нас, 17% что к ним большее доверие. Чаще всего только зарубежные площадки выбирают жители Брестской области (27% клиентов), меньше всего такой способ распространен в Минске и Минской области (6%).

Покупатель очень помолодел

Исследование показало, что на зарубежных сайтах покупает преимущественно молодая аудитория люди от 18 до 30 лет. Если смотреть географию покупателей, то большинство из периферии. По словам Максима Маринича, у покупателей зарубежных сайтов уровень достатка средний или ниже среднего. Это клиенты, которые достаточно внимательно относятся к своему бюджету, поэтому предпочитают подождать посылку месяц-два и заплатить небольшую цену, чем платить больше здесь и сейчас.

Получается, что те, кто редко покупает онлайн, чаще выбирают только зарубежные интернет-магазины. Но чем больше у человека появляется опыта покупок в интернете, тем чаще он выбирает не только зарубежные, но и белорусские площадки, объясняет Максим Маринич.

При оценке ситуации эксперты разошлись во мнениях. Трансграничную торговлю нельзя охарактеризовать однозначно — хорошо это или плохо. У белорусского потребителя должен быть выбор, должна быть возможность покупать за рубежом. При этом есть обратная сторона вопроса: на китайских площадках продается то, что могут продавать и наши производители, при этом иностранная посылка приходит прямо на почту и стоит дешевле. Эти же вещи может продавать белорусский предприниматель, но он сталкивается с определенными трудностями — более дорогой логистикой и сертификацией.

По оценкам эксперта, объем рынка электронной коммерции в стране составляет 700-800 миллионов долларов.

Когда «старший брат» не дремлет

Тогда идет экспансия «посылочной» торговли со славянской (московской) пропиской. Интернет-магазин Оzоn также провел исследование и составил портрет своего среднестатистического покупателя в нашей стране. Эта площадка пока не имеет у нас ни официального офиса, ни даже склада, но уже присматривается к нашим покупателям.

В этом году средний чек белорусских покупателей на Оzоn составляет 105 рублей. Типичный клиент это женщина 25-40 лет, которая живет в Минске или областном центре. Чаще всего покупатели оформляют «комбо» заказы на всю семью. Около 80% оформленных заказов в вашей стране мультикатегорийные, рассказывает руководитель отдела международной логистики Оzоn Дмитрий Лавров.— Самые популярные категории это книги (в каждом втором заказе), товары для мам и детей (в каждом четвертом), товары для дома (в каждом шестом). Примерно 85% клиентов выбирает доставку в пункт выдачи заказов, 14% курьерскую доставку.

Кстати, наша страна не только покупает на Оzоn, но и продает. Там представлено около 300 белорусских брендов. По словам Дмитрия Лаврова, суммарные продажи белорусских брендов растут на 20% каждый квартал. Самые популярные товарные категории белорусских производителей: косметика (30% заказов), одежда (30%) и товары для детей (20%). Любимые белорусские бренды у клиентов Оzоn «Белита» и «Витэкс», «Полесье» и Mаrk Fоrmеllе. Товары последнего бренда заказывают жители России, Японии и США.

Никаких запретов, только конкуренция

Развитие электронной коммерции общемировой тренд, но наша страна здесь пока отстает. По мнению Максима Маринича, основная причина слаборазвитая инфраструктура. Пока на этом рынке у нас работает фактически только «Белпочта».

Что такое складская инфраструктура? Это ассортимент. В данном случае побеждают те, у кого есть этот ассортимент. Второй момент доставка товара. Белорусские интернет-магазины какое-то время пытались включать стоимость доставки в стоимость товара. И у потребителей сложилось представление, что доставка это всегда бесплатно. Но это такая же услуга, которая стоит денег. По мнению экспертов, рынок доставки товаров в настоящее время находится в состоянии формирования. Отсутствие у нас этих инфраструктурных вещей и влияет на то, что рынок электронной коммерции не двигается вперед.

Присутствие на небольшом отечественном рынке иностранных гигантов также составляет определенный дискомфорт для национальных игроков. Но вводить какие-то запретительные меры для зарубежных интернет-магазинов не стоит. Это не приведет к более качественному развитию сегмента в долгосрочной перспективе, только даст временные бонусы. Получается, что у белорусских игроков на этом рынке есть один только способ решать проблемы — это создать сервис, увеличивать ассортимент, развиваться и трансформировать свой рынок.

В настоящее время в ЕЭК активно обсуждается вопрос развития цифровой торговли, создана даже специальная рабочая группа. Один из участников этой группы начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Бразовская:

В ближайшем будущем будет разрабатываться дорожная карта по развитию цифровой торговли в ЕАЭС. Это будет касаться, в принципе, не только регулирования законодательства, но и продажи товаров, таможенных деклараций и налогов. В дорожную карту будут закладываться все сферы деятельности, которые необходимо обсудить. Фактически будет создаваться единый рынок цифровой торговли. А какие-то конкретные вопросы разрешат ли продавать лекарства, алкоголь или табак в интернете пока не обсуждаются.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».