Электронная торговля в нашей стране продолжает расти. Но сегодня обсуждаются не темпы его увеличения, а перспективные объемы. Количество интернет-структур у нас постепенно растет, однако китайские торговые площадки по-прежнему остаются популярными среди наших граждан. С начала года в нашей стране значительно увеличилась «обработка» коммерческих посылок, прибывающих из-за рубежа. Какие проблемы есть в е-соmmеrсе и что поможет их решить? Журналист «Звязды» вместе со специалистами этой отрасли попытался разобраться в ситуации.
«Белпочту» завалило посылками
Представитель этой организации ответил, что с увеличением лимитов по цене одной посылки почтовых отправлений в страну стало приходить значительно больше. В настоящее время предприятие обрабатывает около 30 тысяч почтовых отправлений ежедневно.
Напомним, порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в Беларусь увеличили до 200 евро и 31 килограмма. Это месячная норма в совокупности, норма стоимости и веса одной посылки по-прежнему составляет 22 евро и 10 кг. Это предусмотрено президентским указом № 490 «О таможенном регулировании». Представители «Белпочты» отметили, что один китайский портал делает самый большой товарооборот среди всех игроков на этом рынке в нашей стране.
Идут туда, где дешевле
Суммарный удельный вес всех интернет-площадок в розничном товарообороте организаций торговли пока незначителен. В прошлом году этот показатель составил 3,8%. Исследованиями этого сегмента занимается маркетплейс Dеаl.bу.
Его руководитель Максим Маринич считает, что подавляющее большинство наших граждан покупает и в зарубежных интернет-магазинах, и в белорусских. В прошлом году 49% белорусов (это 4,7 миллиона человек) совершило хоть одну покупку в интернете. По сравнению с предыдущим годом количество тех, кто покупает онлайн, увеличилось на 4%. Всего 9% белорусов покупает только на зарубежных площадках. В первую очередь белорусы покупают на них косметику и парфюмерию, технику и электронику, товары для детей и одежду. Причем по сравнению с прошлым годом белорусских покупателей косметики в зарубежных интернет-магазинах стало на 7% больше, а тех, кто там принимает одежду, — на 10% меньше. Сократилось на 3% количество покупателей техники и на 5% тех, кто заказывает детские товары.
При этом 98% белорусов, которые совершают онлайн-покупки за рубежом, делают это в интернет-магазинах Китая. На втором месте США, на третьем — Польша, а на четвертом — Россия. Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 рублей, а в иностранном белорусы тратят в 2,8 раза меньше — 25 рублей. Например, средний чек на одну покупку на китайской площадке — 23 рубля.
По данным Dеаl.bу, самая популярная причина, по которой клиенты выбирают зарубежные интернет-магазины, — там дешевле. Это отметили 83% покупателей. А вот 39% сказали, что у иностранных продавцов есть то, чего нет у нас, 17% — что к ним большее доверие. Чаще всего только зарубежные площадки выбирают жители Брестской области (27% клиентов), меньше всего такой способ распространен в Минске и Минской области (6%).
Покупатель очень помолодел
Исследование показало, что на зарубежных сайтах покупает преимущественно молодая аудитория — люди от 18 до 30 лет. Если смотреть географию покупателей, то большинство — из периферии. По словам Максима Маринича, у покупателей зарубежных сайтов уровень достатка средний или ниже среднего. Это клиенты, которые достаточно внимательно относятся к своему бюджету, поэтому предпочитают подождать посылку месяц-два и заплатить небольшую цену, чем платить больше здесь и сейчас.
— Получается, что те, кто редко покупает онлайн, чаще выбирают только зарубежные интернет-магазины. Но чем больше у человека появляется опыта покупок в интернете, тем чаще он выбирает не только зарубежные, но и белорусские площадки, — объясняет Максим Маринич.
При оценке ситуации эксперты разошлись во мнениях. Трансграничную торговлю нельзя охарактеризовать однозначно — хорошо это или плохо. У белорусского потребителя должен быть выбор, должна быть возможность покупать за рубежом. При этом есть обратная сторона вопроса: на китайских площадках продается то, что могут продавать и наши производители, при этом иностранная посылка приходит прямо на почту и стоит дешевле. Эти же вещи может продавать белорусский предприниматель, но он сталкивается с определенными трудностями — более дорогой логистикой и сертификацией.
По оценкам эксперта, объем рынка электронной коммерции в стране составляет 700-800 миллионов долларов.
Когда «старший брат» не дремлет
Тогда идет экспансия «посылочной» торговли со славянской (московской) пропиской. Интернет-магазин Оzоn также провел исследование и составил портрет своего среднестатистического покупателя в нашей стране. Эта площадка пока не имеет у нас ни официального офиса, ни даже склада, но уже присматривается к нашим покупателям.
— В этом году средний чек белорусских покупателей на Оzоn составляет 105 рублей. Типичный клиент — это женщина 25-40 лет, которая живет в Минске или областном центре. Чаще всего покупатели оформляют «комбо» — заказы на всю семью. Около 80% оформленных заказов в вашей стране — мультикатегорийные, — рассказывает руководитель отдела международной логистики Оzоn Дмитрий Лавров.— Самые популярные категории — это книги (в каждом втором заказе), товары для мам и детей (в каждом четвертом), товары для дома (в каждом шестом). Примерно 85% клиентов выбирает доставку в пункт выдачи заказов, 14% — курьерскую доставку.
Кстати, наша страна не только покупает на Оzоn, но и продает. Там представлено около 300 белорусских брендов. По словам Дмитрия Лаврова, суммарные продажи белорусских брендов растут на 20% каждый квартал. Самые популярные товарные категории белорусских производителей: косметика (30% заказов), одежда (30%) и товары для детей (20%). Любимые белорусские бренды у клиентов Оzоn — «Белита» и «Витэкс», «Полесье» и Mаrk Fоrmеllе. Товары последнего бренда заказывают жители России, Японии и США.
Никаких запретов, только конкуренция
Развитие электронной коммерции — общемировой тренд, но наша страна здесь пока отстает. По мнению Максима Маринича, основная причина — слаборазвитая инфраструктура. Пока на этом рынке у нас работает фактически только «Белпочта».
Что такое складская инфраструктура? Это ассортимент. В данном случае побеждают те, у кого есть этот ассортимент. Второй момент — доставка товара. Белорусские интернет-магазины какое-то время пытались включать стоимость доставки в стоимость товара. И у потребителей сложилось представление, что доставка — это всегда бесплатно. Но это такая же услуга, которая стоит денег. По мнению экспертов, рынок доставки товаров в настоящее время находится в состоянии формирования. Отсутствие у нас этих инфраструктурных вещей и влияет на то, что рынок электронной коммерции не двигается вперед.
Присутствие на небольшом отечественном рынке иностранных гигантов также составляет определенный дискомфорт для национальных игроков. Но вводить какие-то запретительные меры для зарубежных интернет-магазинов не стоит. Это не приведет к более качественному развитию сегмента в долгосрочной перспективе, только даст временные бонусы. Получается, что у белорусских игроков на этом рынке есть один только способ решать проблемы — это создать сервис, увеличивать ассортимент, развиваться и трансформировать свой рынок.
В настоящее время в ЕЭК активно обсуждается вопрос развития цифровой торговли, создана даже специальная рабочая группа. Один из участников этой группы — начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Бразовская:
— В ближайшем будущем будет разрабатываться дорожная карта по развитию цифровой торговли в ЕАЭС. Это будет касаться, в принципе, не только регулирования законодательства, но и продажи товаров, таможенных деклараций и налогов. В дорожную карту будут закладываться все сферы деятельности, которые необходимо обсудить. Фактически будет создаваться единый рынок цифровой торговли. А какие-то конкретные вопросы — разрешат ли продавать лекарства, алкоголь или табак в интернете — пока не обсуждаются.
Сергей КУРКАЧ
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».