Вы здесь

Как научить детей быть взрослыми?


Одна женщина не могла пить воду из стакана. Совсем, никак, непреодолимо. На сеансе психоанализа ее вернули в детство. Оказалось, во времена, когда она была еще маленькой и не умела говорить, однажды захотела попить. Стакан стоял на столике, однако, прежде чем девочка до нее дотянулась, ее опередила кошка и немного похлебала оттуда. Девочке это не понравилось. Вскоре пришла мать и со словами «наверное, ты хочешь пить» стала поить дочку из этого стакана. Девочка сопротивлялась как могла... В результате возникло стойкое отвращение к стакану с водой. Это одно из многих подтверждений того, что многие наши проблемы происходят из детства... О причинах конфликтов человека с обществом, которые берут корни из детства, мы говорили с психологами в «Клубе львов» на встрече в рамках проекта «Папа-школа».


Социальный дарвинизм

Существует мнение, что менять сферу своей деятельности нужно каждые пять-шесть лет, иначе рискуешь погрязнуть на одном месте и перейти в застойный режим. Если менять только место работы, но оставаться в том же «амплуа», то маловероятно выбиться на путь карьерного роста. Психологи все чаще советуют приобретать разнообразные компетенции, чтобы приспосабливаться к новым обстоятельствам. Такой подход срабатывает и может стать полезным, в том числе и при воспитании детей.

Когда человек превращается в личность, это называется социализация — усвоение норм, правил, ценностей общества, к которому он принадлежит, а также стереотипов и шаблонов поведения. При этом происходит адаптация или приспособление к миру.

— В природе выживает вид, который наилучшим образом приспосабливается к обстоятельствам. Те, кто не может, остаются на предыдущей ступени развития. Это идеи социального дарвинизма. Так и в обществе: кто лучше адаптируется, будет более успешен, — говорит магистр психологии Иван Цыркун. — И здесь возникает понятие ширины социализации — количества сфер, к которым смогла приспособиться личность. Чем больший опыт приспособления, тем выше ее выживаемость в обществе.

Система образования также очень влияет на создание мнения человека об окружающем мире, доносит до него общепринятое мнение большинства.

Айсберг по Фрейду

Зигмунд Фрейд считал, что причина конфликта человека — в его импульсах и инстинктах, которые сдерживались в детстве. Он предлагает воспринимать человека как составное из трех частей. Верхняя часть — видна, как у айсберга, — это осознанное эго. Скрытая «под водой» часть — подсознание. И третья невидимая часть — механизм контроля, или суперэго: это результат воспитания, те самые нормы и правила, сдерживающие ненадлежащие импульсы.

— Чем больше сдержанных импульсов, тем больше вероятность развития различных неврозов и истерии, — объясняет Иван Цыркун. — Социально приемлемый способ трансформации психической энергии — сублимация. В широком смысле это творчество или любая социально приемлемая деятельность.

Психосексуального развитие, согласно теории Зигмунда Фрейда, длится до 15 лет. В 15 лет окончательно формируется психика и наступает вторичная стадия, когда приобретаются статусы: профессия, принадлежность к определенным социальным группам, получение семейного статуса.

— Окончательно это обычно приобретается годам к 30. После наступает стадия устойчивой социализации, когда количество социальных ролей фактически не меняется. А с выходом на пенсию приходит стадия потери социальных ролей, — говорит психолог.

Не конкурент, а учитель

«Как реагировать, когда сын-подросток меряется с тобой силой, а тебе уже трудно его победить?» «Что ответить, когда девочка спрашивает у папы, красивая ли она?» — эти и другие вопросы задавали участники встречи психологом, ознакомившись со стадиями взросления ребенка.

— Ваши вопросы говорят, что вы начинаете серьезную (?!) борьбу с подростком, думаете, как его победить! Но зачем? Для взрослого это должна быть просто игра, — говорит кандидат психологических наук Надежда Цыркун. — Задача родителей — занимая доминирующую позицию, научить ребенка жить в социуме, натренировать его, чтобы выпустить в свет. И в игре ребенок всегда должен быть победителем, иначе он получает стресс. Играйте в открытую, помогайте разобраться, какой ход сделать следующим. Таким образом вы выйдете из ситуации конкуренции и займете место учителя. Это позиция взрослого человека.

Кроме того, существует влияние культуры, вкладываемый в человека в виде социальных норм, воспитания, соблюдения правил морали и этики. Но поведение в одной и той же ситуации может закладываться совершенно разными людьми, которые ориентируются на различные нормы, отмечает Надежда Цыркун:

— Вышел мальчик на улицу, ему хочется по лужам побегать. Однако мама надела ему белые носки и говорит, что нужно быть аккуратным и красивым. А папа говорит, что мужчины лазают по деревьям и гоняют мяч. В результате ребенок стоит около лужи и его «клинит». Он не может выбрать между заложенными нормами. Так что заложенные нормы — это хорошо, но нужно уметь из них выбирать. Ни одна норма ни плохая, ни хорошая. Мы несем в себе наших маму и папу. И если взрослый человек говорит: «я конфликтую с родителями», это означает, что конфликт у него с собой, потому что он не может найти правильное применение системе ценностей.

Приспосабливаясь к новым условиям изменяющейся жизни, взрослым нужно стараться не потерять родительский авторитет. Особенно сейчас, когда даже со школьной программой родителям трудно бывает справиться. Однако критиковать новые условия — это признак старости и угасания репродуктивных функций, поэтому лучше так не делать, считает Надежда Цыркун.

Мы — «вечные правила» в головах наших детей, взятые, в свою очередь, от собственных родителей, считает специалист. И приводит пример:

— Женщина варит суп и режет мясо на две части. Почему? «Так надо». Так делали ее мама и бабушка. А если начать копать глубже, то окажется, что у прабабушки была маленькая кастрюля, в которую целый кусок мяса просто не влезал. Вот вам и «правила»...

 

Участники встречи и так знали, что воспитание — нелегкое дело, а после такой лекции единогласно решили разбираться в себе и своих устремлениях еще глубже, чтобы не наделать ошибок в отношениях со своими детьми.

Ирина СИДОРОК

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Козерогам важно на этой неделе закончить неотложное дело, которое уже давно не дает покоя.