Вы здесь

Художественный критик Лариса Тимошик о фестивале «Арт-Минск»


29 мая в Минске открылся уже второй Международный фестиваль искусства «Арт-Минск». 16 площадок и 240 художников должны превратить город в одну большую галерею, где до 30 июня пройдет целая сеть выставок и мероприятий. О беспрецедентном событии пишет художественный критик и главный редактор газеты «ЛiМ» Лариса Тимошик.


«Искусство кончилось» — констатирует работа творческой группы 605. Можно было бы подумать, серьезная заявка, даже ахнуть от такой смелости: в отечественном изобразительном искусстве свершилась революция... Только эту мысль на протяжении прошлого века в различных вариантах обыграли художники разных стран, да и наши высказывались на этот счет. Однако не все так однозначно, если речь о белорусском искусстве...

В контексте его развития заявление получается действительно провокационным. Потому что главная выставочная площадка фестиваля «Арт-Минск» стремится засвидетельствовать как раз другое: искусства — красивого и изящного — у нас много. И художников много: в этом году организаторы получили около 800 заявок на участие. Он проходит на 16 площадках, главная из которых — Дворец искусств, где в большой экспозиции собраны около 220 авторов. В июне, когда Минск ожидает участников и гостей Вторых европейских игр, это уже более чем столичный художественный форум. Поэтому его открытие в этом году вдохновлял сам Лисенок Лесик — талисман игр. Ярко-оранжевый мягкий персонаж, что разгуливал среди публики, очень сочетался с цветом жилета уборщика-перформера, который во время открытия демонстративно сметал в совок условно бессильное искусство, в то время как произведения белорусских художников уже висели на стенах. Они расположились на двух этажах — их же много! Так в чем вопрос задир под номером 605?

Подобная провокация, изначально совершенная «там, у них», в свое время обращала внимание на то, что традиционные живопись и графика должны были подвинуться и освободить место для произведений, которые предлагали абсолютно другой тип образности — через мысль, где очень важен контекст. И это было искусство не красоты, а другой сущности. А «здесь, у нас» изменения, которые привели к рождению новых художественных форм, еще не осознанные настолько глубоко, чтобы учитывать их в практике. У нас — особый путь. Наши творцы служат гармонии: в традиционном пейзаже или фигуративном искусстве, абстракции, художественных объектах. Но есть произведения в смешанных техниках, с поиском форм, на стыке жанров. И все же преимущество масляной живописи чувствительно. Для большей убедительности живописцы показывают масштаб — через диптихи и триптихи. Чего стоит только портрет биткоина, умноженный на три (Андрей Смоляк показал цифровую действительность в разноцветных гаммах, и если вы думали, что это серо и скучно, то ошиблись — гламурно-красиво). Но и наш окружающий мир — красивый. И человек в нем. Даже если он, как у Марты Шматовой, — в состоянии свободного падения.

Художники умеют рисовать — и показывают это с раскрытой душой, с гордостью. А что же делать, если умеют? В этом — наша традиция, и ее можно увидеть через работы скорее поэтов, или тех, кого уже нет, как Арлен Кашкуревич, или в работах тех, кто молод, но уже известен, как Алеся Скоробогатая, предпочел наш зритель: такие реалистично-довольные лица на ее работах, словно зашли на полотно вот только что...

Но иностранцы в своих странах могли видеть много чего вовсе не такого. Здесь, конечно, мы существуем на контрасте. Инсталляций, концептуальных, актуальных и ультрасовременных форм — единицы. Правда, по сравнению с прошлым годом все же прорыв: оно есть. Куратор корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» Александр Зименко не скрывал удовлетворения: динамика арт-фестиваля на виду.

Надо отдать должное специально приглашенному куратору Илье Шипиловскому, директору российской арт-галереи «Ельцин-Центр». Перед ним была непростая задача составить экспозицию, через которую читался бы вопрос: что есть искусство? Что оно дает человеку (недаром акцент сделан на его образ -— красивый, сложный, в сложных условиях)? При том что в этом году есть на выставке работы художников других стран (в этом году участниками стали эстонская галерея Thе SЕD АRTЕ Gаllеrу и латвийская Musеum EPAC / Musеum оf Ехhibitiоns оf Рrivаtе Аrt Соllесtiоns), но свой вопрос куратор адресует Беларуси. Большой обзор современного творчества не может быть просто констатацией (через экспозицию просматривает линия судьбы отечественного искусства — от традиций, которые укоренились настолько глубоко, а великолепная крона этого образного дерева действительно дает облегчение от жары трудовых будней), что где-то внизу другие ростки впустую борются за жизнь. Они не факт, что приживутся. А может случиться и так, что перекроют большое дерево, дав яркие плоды, нужные именно сегодня. Искусство должно привлекать к себе внимание, отметил куратор.

Те, кто вошел в историю, привлекали в свое время, которое фиксировали, а их произведения цепляют и поныне. Гении, говорим о них. Наш земляк и современник Александр Адамов предложил свой «Портрет гения...» с мыслью: в творчестве все относительно. В отношении людей.

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.