Вы здесь

Уход за ближним стоит работы. Какие еще есть варианты помощи семье?


С такой проблемой многие нередко сталкиваются во время активной трудовой деятельности. Однажды встает вопрос — оставить работу или найти какие-то другие способы, чтобы обеспечить достойный уход за старым и больным родным человеком. У каждого из нас, у наших друзей и знакомых есть свои истории на этот счет. И свое мнение.


Жизненные истории

Например, на моих глазах одна коллега, сотрудница областной газеты, чуть больше года разрывалась между работой и домом, где лежала больная мать. Они с мужем по очереди дважды в день приезжали домой. Он договорился с руководством, ему сделали обеденный перерыв с 11 до 12 часов, ей, соответственно, с 12.30 до 15.30. Так они ездили ежедневно, кормили больную, меняли памперсы. А если нет возможности регулировать рабочий день или работа находится довольно далеко от дома? Еще одни знакомые нанимали частную сиделку, на что шла не только пенсия старика отца, но почти что и зарплата его дочери. Для многих тоже не выход.

Эту историю пришлось услышать в одной из последних командировок. У Нины, назовем ее так, хорошая семья, можно сказать, типичная для простых работящих жителей райцентра средних лет. Они с Анатолием поженились довольно молодыми, родили двоих детей, построили квартиру в городе. Он работает в строительно-мелиоративной организации, она работала в почтовой связи. Раньше неделю работали на основной работе, в выходные ехали в деревню, помогали родителям мужа. Ну и конечно, имели от них продовольственную помощь, иначе трудно было бы и кредиты оплачивать, и детей поднимать. Нина сейчас вспоминает покойную свекровь добрым словом. Раньше, правда, не всегда понимала, когда та ворчала на мужа. Он ухитрялся на выходных держать форму, а свои пьяные грехи оставлял на будние дни. Незадолго до смерти матери тяжело вздыхала, мол, намучаетесь вы с ним.

После смерти хозяйки дома хозяин совсем почувствовал вольницу. И чуть ли не в первый выходной невестке позвонили с другого конца деревни: забирай свекра. Она едва вытащила из канавы пьяного человека, с трудом приволокла домой. Мужа не было, он работал тогда вахтовым методом. А следующий раз такая пьянка закончилась вообще плохо, кровоизлиянием в мозг. Неизвестно еще, сколько пролежал на полу, собутыльники позвонили детям, когда сами проснулись утром.

Нина с Анатолием приехали быстро, деревня рядом с райцентром, увидели синие ноги отца. Подумали, что выпил и подрался. Не сразу по этой причине «скорую» вызвали. Потом врачи сказали, что болезнь проявляется и так. Одним словом, вышел из больницы он глубоким инвалидом. Нина оставила работу, они с мужем переехали в родительский дом. Отца они подлечили, физически он стал активным, а вот сознательное отношение к жизни так и не вернулось. Теперь она только бегает за ним и устраняет все проявления вредительства, как за малым ребенком: то недельный запас куриного корма рассыплет за раз, то теплицу раскроет и пленку выбросит. Когда такое случается раз-другой, можно стерпеть, а если каждый день, неделя за неделей, месяц за месяцем и уже год за годом, то, конечно, нервы сдают, здоровье начинает давать сбои. А ей надо думать и о своей пенсии, то есть следовало бы устроиться на постоянную работу. Но как быть с отцом? Интересно, что сын отказался перейти в роль сиделки. Была такая возможность: в организации Анатолия начались перебои, даже вынужденные отпуска за свой счет были. Стаж у него достаточный, она тогда предложила на семейном совете вариант, что сама выйдет на работу, а мужа оформит на пособие по уходу за инвалидом. Он сказал, что у него не хватит терпения, он может сорваться, накричать, а то и ударить. И она отступила. Оставила все как есть.

Вот еще одна история из командировок. В 2003 году я писала о бывшей учительнице из пущанской деревни Пружанского района, по жизни которой неумолимо прошлась послевоенная перекройка границ. Это трагически-щемящая история, но мое восхищение вызвало высокое достоинство этой женщины и то, как она рассказывала о горькой судьбе семьи мужа-покойника, интеллигента в третьем поколении. А несколько лет назад снова побывала в деревне, и мне рассказали о жизненном финале моей героини. Она заболела болезнью Альцгеймера. Ухаживать за ней приехала дочь из России, которая только достигла пенсионного возраста. Мать ходила по деревне, просила хлеба у людей, несла полную бессмыслицу, безосновательно обвиняла дочь во всех грехах. А дочка все это так близко принимала к сердцу, что, похоронив мать, менее чем через год умерла сама. Все как один в деревне считают, что Ульяна Петровна доконала дочь.

Социальная поддержка

К сожалению, так бывает. Если в западных странах все пациенты с подобными диагнозами направляются в специализированные пансионаты, у нас очень часто заложниками болезней родителей становятся дети. Что делать, если пожилого больного человека оставить одного нельзя, а работу терять тоже не хочется? С этим вопросом иду к заместителю директора Территориального центра социального обслуживания населения Московского района Бреста Анне ЗОЛОТЕНЬКОЙ.

— Первая и самая главная форма помощи пожилым пенсионерам — это обслуживание социального работника, который приходит в дом или квартиру от двух до пяти раз в неделю, — говорит Анна Георгиевна. — В зоне обслуживания 53 социальных работников Московского района сейчас насчитывается 447 пенсионеров. В основном это люди в возрасте 83-85 лет. А еще есть отделение социальной поддержки семьи и детей, где работает 19 сиделок для лежачих больных. И вот эти сиделки часто становятся поддержкой семьи или даже спасением ситуации.

Заведующая отделением социальной поддержки семьи и детей Татьяна ШИКУНЕЦ сообщила, что сиделка осуществляет уход за больным четыре часа или восемь часов в день, соответственно — на половину ставки или на ставку. Эта услуга платная, плата составляет рубль в час.

Сиделки — это штатные сотрудники территориального центра. Перед приемом на работу они проходят медицинскую комиссию, проверяются наркологом и психиатром, проходят психологическое собеседование и тестирование. Все перечисленное необходимо, чтобы отсечь приход случайных людей. В их обязанности входит полный уход за больным человеком. Они меняют памперсы и белье, моют больного, готовят еду и кормят. Обязательными чертами характера должны быть толерантность и сострадание. Старые и немощные люди очень часто капризны, с неврологическими и психическими проблемами. По словам Татьяны Вадимовны, случайные люди, как правило, отсеиваются в первые месяцы работы, остаются те, кто имеет терпение и любовь к людям. Таких в коллективе большинство, работает даже один мужчина — Николай Крылов.

Николай Александрович как раз из тех, кто сам потерял работу, когда пришлось ухаживать за близким человеком. Потом устроился в территориальный центр, теперь его называют одним из лучших сотрудников отделения. У него двое подшефных, с которыми он работает по полдня. Мужчина считает, что очень часто становится нереальным остаться на работе кому-то из родственников больного. Скажем, когда твой близкий человек после инсульта парализован с дополнительным диагнозом «полная потеря личности». И тогда услуги сиделки на те же четыре часа — это хоть какая-то защита члена семьи, который ухаживает, от эмоционального выгорания или психологического истощения.

Забота детей

Знакомые вернулись из Германии. Рассказывали, как гостили в одной семье. Хозяевам дома за сорок, как и принято на Западе, дети у них небольшие, ученики начальной школы. Малыши с удовольствием навещают бабушку и дедушку в пансионате, который находится довольно близко от дома. А престарелые родители перешли в социальное учреждение также с удовольствием. Пенсий хватает на оплату. А распорядок жизни такой, что старые люди не унывают. Условия там очень комфортные, у них отдельная комната с кухней и санузлом вроде блочного интерната. Хотят — готовят сами, не хотят — могут поесть в общей столовой. Занятий и развлечений в учреждении на любой вкус, пока ты двигаешься и активный, если нет — соответствующий уход. У нас, по-видимому, еще само общество должно пройти определенный этап развития, пока созреет такой уровень обеспечения достойной старости. Конечно, и у нас есть дома-интернаты для престарелых. Но пожилые люди боятся перспективы провести последние дни в подобных учреждениях. И не без оснований боятся, надо сказать. Все больше рассчитывают на детей.

А дети нередко чувствуют себя растерянными, не знают даже, куда обращаться в первую очередь, особенно если срочно приходится забрать больную мать или отца с другого города или деревни. Поэтому прежде всего нужно пойти в территориальный центр социальной помощи своего района, узнать о порядке получения услуг социального работника или сиделки. Эти услуги можно получить по месту жительства независимо от того, где зарегистрирован пожилой человек. Потом необходимо оформить пакет документов, первым из которых будет медицинская справка. Следует учитывать, что сиделку выделяют для лежачих больных. Если уход нужен постоянный, стоит рассмотреть предложения частной сиделки, правильнее сказать, сверить бюджет, так как стоимость частного работника превышает стоимость социального в разы, а то и в десятки раз. И только после этого нужно принимать окончательное решение о своей дальнейшей работе.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».