Вы здесь

Галина Станилевич: Мне не все равно, в каком мире будут жить мои внуки


О том, как важно понимать свои эмоции и управлять ими.

Люди, которые способны разумно оценивать свои возможности, могут спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, и обладают умением разрешать конфликты при столкновении интересов, встречаются не очень часто. А вы, например, можете остановиться и не продлевать бесплодный спор, когда все вокруг на взводе? Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории? А способны признаться самим себе в неприглядных чувствах? Все это навыки эмоционального интеллекта, который еще могут называть социальным.


Об эмоциональном интеллекте заговорили после того, как обнаружилось, что традиционные тесты на интеллект не способны предсказать успешность человека в карьере и в жизни в целом. Оказалось, что тесты на ментальный интеллект не оценивают способность к эффективному взаимодействию с другими людьми и эффективного управления своими собственными эмоциями. Между тем именно эти умения присущи всем успешным людям — иными словами, всех их объединяет высокий эмоциональный интеллект.

По не совсем классическому определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, которое дает Википедия, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно интерпретировать ситуацию и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

Можно ли этому научиться? «Можно!» - уверена руководитель Школы развития эмоционального интеллекта Галина Станилевич.

Эта школа работает в Минске уже год, она существует в виде кружков дополнительного образования и активно сотрудничает со столичными общеобразовательными школами. Руководитель школы говорит, что интерес к ее детищу резко выросл в этом году, особенно после того, что случилось в Столбцах, когда ученик убил учительницу истории и другого школьника и ранил еще двоих подростков.

Галина Станилевич рассказала нам о навыках XXI века, об использовании своих эмоций и о том, как важно не становиться их заложником.

Это не о знаниях, а о навыках

— Зураб Кекелидзе, главный психиатр России, как-то в интервью привел статистику, которую редко озвучивают, — говорит наша собеседница. — Там пугающие цифры. Отклонения в развитии и дезадаптация сегодня наблюдаются более чем у 60% школьников. То есть, таким детям будет очень сложно адаптироваться в мире. Им будет трудно реализоваться в профессии, сделать карьеру, взаимодействовать с другими людьми, построить семью ...

На Западе в течение последних десятилетий проводят исследования: что происходит в нашем якобы успешном мире, где качество жизни улучшается, достаток растет, но вместе с этим у людей растет и дезадаптация, и депрессия. Оказалось, что недостаточно развивать у детей только умственный интеллект.

Что принято считать навыками XXI века? Это не только компетентность и профессионализм. Это еще и личные качества — от них зависит, где вы будете работать, куда вас возьмут. Можно быть очень умным, но не уметь общаться с людьми. А семейная жизнь? Как можно ее построить, не умея слушать и слышать другого человека, разрешать конфликты и т д.? Поэтому это очень важные компетенции.

Причем это не знания, а именно навыки. Все мы знаем, что не надо нервничать по пустякам, но у кого есть такой навык? Навык  это когда знание ты можешь применить на практике.

Плохих и неправильных эмоций не бывает

В быту эмоциональный интеллект мы, кстати, чаще всего называем чертами характера. Например, когда говорим о человеке, что он уравновешенный, спокойный, дружелюбный, умеет отстаивать свою позицию и при этом уважать чужую ... человека, который умеет дружить, способен пожалеть, попросить и предложить помощь и еще много чего. Чаще всего мы это называем качествами характера, и это все является навыками эмоционального интеллекта.

Если у нас есть такие качества, мы лучше понимаем людей, не имеем в отношении их неоправданных ожиданий, не требуем от себя и других больше, чем в наших силах, не становимся заложниками эмоций.

Вообще, мы учим детей тому, что плохих и неправильных эмоций нет. Они должны быть просто адекватно использованы. И мы учим, какие эмоции для чего годятся. Например, не стоит идти на переговоры в хорошем эмоциональном состоянии, с повышенным настроением. Здесь нужно немного злости. Потому что вести переговоры без такой эмоции, как злость внутри, не очень продуктивно, это значит, что вы, скорее всего, сдадите свои позиции, отступите. И гораздо меньше вероятности, что вы защитите свои позиции. Это все тонкие грани, но очень важные.

Распознавать, понимать, переключаться ...

В нашей программе мы занимаемся развитием трех навыков. Первый это распознавание своих эмоций и состояний, когда человек может назвать, что с ним сейчас происходит. Если он в состоянии отделить тревогу от раздражения, усталость  от апатии. Такой человек не примет легкое восхищение за большую любовь, а интересную перспективу за главную цель жизни.

Второй навык если человек понимает причинно-следственные связи: почему со мной это происходит? Что такого случилось, что вызвало этот мое состояние? И к чему это может привести? Т.е. эмоциональный интеллект это когда я понимаю, что со мной происходит, а не только что-то чувствую и выражаю эти чувства.

Третий навык —  умение переключать свои эмоции. Для этого нужно знать определенные техники. Например, если ребенок находится в радостном состоянии, а у него впереди контрольная работа, то это его состояние будет не очень адекватным. Для того чтобы успешно сдать контрольную, нужно добавить немножко печали. Тогда человек станет более внимателен и собран. Но надо понимать, что это не должна быть печаль, которая навалилась и овладела всем, а только легкий ее налет. Вот как ввести себя в этом состоянии?

И если, например, ребенок идет в школу со страхом, то не стоит ожидать от него высоких оценок. В состоянии страха мозг заинтересованы в том, чтобы затаиться и выжить, а не в том, чтобы получать новую информацию и выдавать ее по первому требованию.

Разговаривать с людьми — большая наука

Есть еще и четвертый аспект — он уже больше для взрослых  это когда я умею управлять и своим состоянием, и чужим тоже. Очень мало людей умеют управлять собой. Но жизнь такая, что нам необходимо уметь управлять и эмоциями других. Это не значит манипулировать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот очень рассержен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей.

Мы считаем самым ярким своим достижением то, что наши дети начинают делиться с нами тем, что они переживают. Им интересно рассказать о себе и послушать о других, интересно, а как это бывает у взрослых ...

Сейчас многие родители жалуются, что на вопрос «как дела?» дети отмалчиваются или говорят «нормально». И мы в ответ говорим взрослым: а вы не пытались рассказать о себе? Например, «я так устала, мне скучно, у меня случилось то-то, вот это удалось, а это нет ...». Если начать говорить так, то и ребенок включится и точно так же начнет рассказывать о себе.

Поэтому мы очень рады, что наши дети освобождаются, что они замечают свое настроение и состояние и учатся управлять ими, что у них повышается самооценка.

Это большая наука уметь общаться с другими людьми, и большая наука слушать других людей и уметь реагировать на их переживания.

Наша школа частная. Это российская франшиза, где мы обучаем детей по готовой программе научно обоснованной и сертифицированной, корни которой лежат в Йельском университете, но она адаптирована к нашим реалиям и менталитету ...

* * *

На мой вопрос в конце разговора, почему она этим занялась, Галина Станилевич ответила так: «Во-первых, я предприниматель. Во-вторых, я тренер для взрослых, и это та тема, которой я занимаюсь. Но есть и третья причина: я бабушка троих внуков. Старшему 17 лет, младшей 7 месяцев. Когда мы говорим, что люди не умеют справляться с собой, своими эмоциями это о том, что такой мир опасен. Он более агрессивный, непредсказуемый. А мне не все равно, в каком мире будут жить мои внуки».

Светлана Бусько

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.