Люди, которые способны разумно оценивать свои возможности, могут спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, и обладают умением разрешать конфликты при столкновении интересов, встречаются не очень часто. А вы, например, можете остановиться и не продлевать бесплодный спор, когда все вокруг на взводе? Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории? А способны признаться самим себе в неприглядных чувствах? Все это навыки эмоционального интеллекта, который еще могут называть социальным.
Об эмоциональном интеллекте заговорили после того, как обнаружилось, что традиционные тесты на интеллект не способны предсказать успешность человека в карьере и в жизни в целом. Оказалось, что тесты на ментальный интеллект не оценивают способность к эффективному взаимодействию с другими людьми и эффективного управления своими собственными эмоциями. Между тем именно эти умения присущи всем успешным людям — иными словами, всех их объединяет высокий эмоциональный интеллект.
По не совсем классическому определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, которое дает Википедия, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно интерпретировать ситуацию и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Можно ли этому научиться? «Можно!» - уверена руководитель Школы развития эмоционального интеллекта Галина Станилевич.
Эта школа работает в Минске уже год, она существует в виде кружков дополнительного образования и активно сотрудничает со столичными общеобразовательными школами. Руководитель школы говорит, что интерес к ее детищу резко выросл в этом году, особенно после того, что случилось в Столбцах, когда ученик убил учительницу истории и другого школьника и ранил еще двоих подростков.
Галина Станилевич рассказала нам о навыках XXI века, об использовании своих эмоций и о том, как важно не становиться их заложником.
Это не о знаниях, а о навыках
— Зураб Кекелидзе, главный психиатр России, как-то в интервью привел статистику, которую редко озвучивают, — говорит наша собеседница. — Там пугающие цифры. Отклонения в развитии и дезадаптация сегодня наблюдаются более чем у 60% школьников. То есть, таким детям будет очень сложно адаптироваться в мире. Им будет трудно реализоваться в профессии, сделать карьеру, взаимодействовать с другими людьми, построить семью ...
На Западе в течение последних десятилетий проводят исследования: что происходит в нашем якобы успешном мире, где качество жизни улучшается, достаток растет, но вместе с этим у людей растет и дезадаптация, и депрессия. Оказалось, что недостаточно развивать у детей только умственный интеллект.
Что принято считать навыками XXI века? Это не только компетентность и профессионализм. Это еще и личные качества — от них зависит, где вы будете работать, куда вас возьмут. Можно быть очень умным, но не уметь общаться с людьми. А семейная жизнь? Как можно ее построить, не умея слушать и слышать другого человека, разрешать конфликты и т д.? Поэтому это очень важные компетенции.
Причем это не знания, а именно навыки. Все мы знаем, что не надо нервничать по пустякам, но у кого есть такой навык? Навык — это когда знание ты можешь применить на практике.
Плохих и неправильных эмоций не бывает
— В быту эмоциональный интеллект мы, кстати, чаще всего называем чертами характера. Например, когда говорим о человеке, что он уравновешенный, спокойный, дружелюбный, умеет отстаивать свою позицию и при этом уважать чужую ... человека, который умеет дружить, способен пожалеть, попросить и предложить помощь и еще много чего. Чаще всего мы это называем качествами характера, и это все является навыками эмоционального интеллекта.
Если у нас есть такие качества, мы лучше понимаем людей, не имеем в отношении их неоправданных ожиданий, не требуем от себя и других больше, чем в наших силах, не становимся заложниками эмоций.
Вообще, мы учим детей тому, что плохих и неправильных эмоций нет. Они должны быть просто адекватно использованы. И мы учим, какие эмоции для чего годятся. Например, не стоит идти на переговоры в хорошем эмоциональном состоянии, с повышенным настроением. Здесь нужно немного злости. Потому что вести переговоры без такой эмоции, как злость внутри, — не очень продуктивно, это значит, что вы, скорее всего, сдадите свои позиции, отступите. И гораздо меньше вероятности, что вы защитите свои позиции. Это все тонкие грани, но очень важные.
Распознавать, понимать, переключаться ...
— В нашей программе мы занимаемся развитием трех навыков. Первый — это распознавание своих эмоций и состояний, когда человек может назвать, что с ним сейчас происходит. Если он в состоянии отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Такой человек не примет легкое восхищение за большую любовь, а интересную перспективу — за главную цель жизни.
Второй навык — если человек понимает причинно-следственные связи: почему со мной это происходит? Что такого случилось, что вызвало этот мое состояние? И к чему это может привести? Т.е. эмоциональный интеллект — это когда я понимаю, что со мной происходит, а не только что-то чувствую и выражаю эти чувства.
Третий навык — умение переключать свои эмоции. Для этого нужно знать определенные техники. Например, если ребенок находится в радостном состоянии, а у него впереди контрольная работа, то это его состояние будет не очень адекватным. Для того чтобы успешно сдать контрольную, нужно добавить немножко печали. Тогда человек станет более внимателен и собран. Но надо понимать, что это не должна быть печаль, которая навалилась и овладела всем, а только легкий ее налет. Вот как ввести себя в этом состоянии?
И если, например, ребенок идет в школу со страхом, то не стоит ожидать от него высоких оценок. В состоянии страха мозг заинтересованы в том, чтобы затаиться и выжить, а не в том, чтобы получать новую информацию и выдавать ее по первому требованию.
Разговаривать с людьми — большая наука
— Есть еще и четвертый аспект — он уже больше для взрослых — это когда я умею управлять и своим состоянием, и чужим тоже. Очень мало людей умеют управлять собой. Но жизнь такая, что нам необходимо уметь управлять и эмоциями других. Это не значит манипулировать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот очень рассержен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей.
Мы считаем самым ярким своим достижением то, что наши дети начинают делиться с нами тем, что они переживают. Им интересно рассказать о себе и послушать о других, интересно, а как это бывает у взрослых ...
Сейчас многие родители жалуются, что на вопрос «как дела?» — дети отмалчиваются или говорят «нормально». И мы в ответ говорим взрослым: а вы не пытались рассказать о себе? Например, «я так устала, мне скучно, у меня случилось то-то, вот это удалось, а это — нет ...». Если начать говорить так, то и ребенок включится и точно так же начнет рассказывать о себе.
Поэтому мы очень рады, что наши дети освобождаются, что они замечают свое настроение и состояние и учатся управлять ими, что у них повышается самооценка.
Это большая наука — уметь общаться с другими людьми, и большая наука — слушать других людей и уметь реагировать на их переживания.
Наша школа частная. Это российская франшиза, где мы обучаем детей по готовой программе — научно обоснованной и сертифицированной, корни которой лежат в Йельском университете, но она адаптирована к нашим реалиям и менталитету ...
* * *
На мой вопрос в конце разговора, почему она этим занялась, Галина Станилевич ответила так: «Во-первых, я предприниматель. Во-вторых, я тренер для взрослых, и это та тема, которой я занимаюсь. Но есть и третья причина: я бабушка троих внуков. Старшему 17 лет, младшей — 7 месяцев. Когда мы говорим, что люди не умеют справляться с собой, своими эмоциями — это о том, что такой мир опасен. Он более агрессивный, непредсказуемый. А мне не все равно, в каком мире будут жить мои внуки».
Светлана Бусько
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.