Вы здесь

Немецкие аэрофотоснимки помогли найти останки бойцов Красной Армии


Немецкие аэрофотоснимки помогли могилевским поисковикам найти останки более чем двадцати бойцов Красной Армии.

Высота около деревни Гаи — вообще место загадочное. Здесь на подступах к Могилеву в июле 41-го почти полностью погиб батальон капитана Владимирова. Осталось всего несколько бойцов, которые потом рассказывали о тех ожесточенных боях. А заодно указывали приблизительное место, где похоронены погибшие курсанты. Здесь установлен мемориал, сделана аллея памяти. Но найти останки тех милиционеров, которые защищали эту высоту, все никак не получается. В этом году поисковики работали по немецким аэрофотоснимкам. За четыре дня были подняты 23 бойца и много разных военных и бытовых вещей. Но интрига, как говорится, осталась. Среди найденных — ни одного милиционера.


Первые находки.

За сто метров от Шкловского шоссе

В 90-е годы на высоте капитана Константина Владимирова велись раскопки, в которых принимал участие его сын и один из очевидцев. Копали, считай, наугад, поэтому, наверное, ничего особенно и не нашли. В прошлом году впервые после развала Союза были организованы масштабные раскопки с участием 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь. Были большие надежды, соответственно, более основательная подготовка, но результаты снова оказались скромными. Нашли только одного красноармейца. К очередному сезону готовились более серьезно, тщательно работали с архивными документами, в том числе немецкими. И уже за первые несколько часов поисков удалось найти четверых бойцов и много разной амуниции.

Представьте себе бесконечно ровное поле, которое ежегодно засевается. Справа — кладбище, слева — перелесок, с одной стороны шоссе, с другой — та самая высота капитана Владимирова. И по диагонали этого поля раскопки, вокруг которых крутятся парни в камуфляжной форме. Это поисковики могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру», сотрудники и курсанты Могилевского института МВД и специалисты 52-го отдельного специализированного батальона. Подхожу к одной группе поисковиков. Яма глубиной полтора метра, не меньше. Внизу прорисовываются контуры человека, точнее того, что от него осталось. Наверху на подстилке лежит проржавевшая каска, ящик с аккуратно скрученной пулеметной лентой от «Максима», солдатская пряжка, патроны в пачках, стеклянная бутылка, другие вещи.

— На этом месте кроме курсантов боролись ополченцы и военные, — говорит один из поисковиков. — Здесь могли быть и курсанты межкраевой школы НКВД. Вместе с красноармейцами они входили в сводный полк майора Василия Катюшина. Бойцы остались лежать на поле боя там, где их нашла вражеская пуля. Немного, возможно, были прикопаны, и все.

Поисковик Антон Прокопнёв зовет посмотреть вещи с другого раскопа:

— Найдены две самозарядные винтовки Токарева, боеобеспечение к одной из них, магазин, два диска с патронами к пулемету Дегтярева, — перечисляет он находки. — А в земле, как показывают приборы, лежит еще один объект.

Антон Прокопнёв демонстрирует находки.

На глубине от полуметра и больше

В этом году при помощи Могилевского облисполкома было закуплено 36 снимков Люфтваффе, на которых отражены позиции советских войск. Это основательно поможет могилевским поисковикам.

— По аэрофотоснимкам мы могли более точно выяснить, что здесь происходило, — говорит Павел Кончиков, поисковик клуба «Виккру». — На поле, которое годами пахалось, нет другой возможности найти те траншеи. По мелким деталям мы установили приблизительное их местонахождение. Здесь был противотанковый ров, который начинался за вон теми кладбищем и доходил до самого Днепра.

На колхозном поле нашлось много траншей, одиночных окопов, небольших укреплений. Как только немцы оккупировали эту территорию, здесь уже на следующий год начались полевые работы. Поисковики говорят, что все, что осталось на поверхности от боев, свозилось куда-то и просто закапывалось. А после войны тут уже никто никого не искал. Сохранилось только то, что лежит на глубине от полуметра и больше. Ведь пахотный слой составляет где-то около 30 сантиметров.

Кстати, немецкие аэрофотоснимки позволяют увидеть линию обороны не только в пределах деревни Гаи. На фото большая часть Могилева, его окрестности, некоторые позиции на Проне и в районе Гомельского шоссе.

— У нас большие планы на этот год, будет много работы по этим снимкам, — говорит Павел. — Место, где мы сейчас копаем, прорабатывался в течение двух лет, было много ошибок и неточностей. Сейчас мы их исправляем.

Для нас это больше, чем просто воспитание

Для Могилевского института МВД высота капитана Владимирова — святое место. При институте существует исторический клуб, который занимается поиском сведений о своих мужественных предшественниках. Сложно то, что вся информация о сотрудниках милиции была засекречена.

— После прошлогодних скромных результатов поисковой экспедиции на этой высоте наши офицеры, неравнодушные к памяти защитников Могилева, добровольно собрали деньги и купили снимок Люфтваффе, — говорит Алексей Тютюнков, председатель исторического клуба Могилевского института МВД и боец ​​клуба «Виккру». — Стоил он недешево, но это полностью окупилось. Потом облисполком купил еще несколько снимков. По ним мы увидели всю систему защиты советских войск на этом участке фронта и сузили место поисков конкретного поля. Подвиг батальона описан очень схематично, любой исследователь, который пытается что-то выяснить, наталкивается больше на вопросы, чем на ответы. Описание сделано в 60-х годах, причем с точки зрения партийных органов. В результате последних исследований у нас появилась немного другая информация. До сих пор мы знали, что в батальоне было 250 милиционеров. Но эта цифра ничем не подтверждена. Есть основания полагать, что батальон был намного больший по составу, так как только с одной роты Минской школы милиции в него входило как минимум более ста человек. Недавно у нас появились фотографии нескольких защитников из этого батальона. А результатом нынешних поисков в районе деревни Гаи стали поднятые нами останки 23 красноармейцев. Один из них точно был офицер, а вот по второму есть вопросы. Возможно, он и милиционер. Единственный из всех, кого мы нашли. При нем были документы, которые сейчас переданы на экспертизу. Найдены также четыре медальона.

В поисковых работах на местах боев батальона Владимирова принимали участие и курсанты института МВД. В первый день работали десять учащихся второго курса — все добровольцы.

Владимир Васьковцов, который родом из Гомеля, в поисках участвует впервые.

— У меня воевали два деда и прадед. Все, к сожалению, погибли, но в нашей семье о них помнят, — говорит он. — Когда услышал, что нужно помочь в поисках погибших на войне, сразу же согласился. Интересно знать свою историю, видеть, с чем наши прадеды воевали. А еще — помочь военным археологам найти что-нибудь.

Найден еще один защитник.

Заместитель начальника Могилевского института МВД по идеологической работе и кадровому обеспечению полковник милиции Дмитрий Понуждаев считает, что подобные экспедиции воспитывают в курсантах чувство патриотизма и любви к родине. И нет разницы, кого ты найдешь в земле, — погибшего милиционера или обычного солдата. Они делали одно дело — защищали свой край.

— Эта совместная работа с поисковым клубом «Виккру» по выяснению настоящих обстоятельств обороны Могилева очень важна, — говорит он. — Находятся новые бойцы, которые по-христиански будут похоронены. И очень приятно, что первый снимок, который мы приобрели, дал толчок для дальнейших поисков.

Николай Борисенко, председатель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру»:

— Это была первая в этом году вахта памяти, или, как это официально называется, — поисковые экспедиции на местах боев в июле 41-го батальона милиции под командованием капитана Владимирова и 209-го противотанкового дивизиона 121-й стрелковой дивизии. Участие в обороне Могилева принимал дивизион тульских ополченцев: он стоял на участке от Шкловского шоссе до реки Днепр, а батальон НКВД майора Калугина находился ближе к Минскому шоссе. На этот раз мы работали в ста метрах от Шкловского шоссе на позициях, которые занимал 209-й противотанковый дивизион. Бои здесь проходили с 12 до 21 июля. Только 21 июля высота Владимирова была взята, а не 18-го, как считалось ранее. В отчете 7-й Мюнхенской пехотной дивизии говорится, что в этот день был «взят образцово укрепленный пункт советских войск у деревни Гаи». Это документальное свидетельство того, что милиционеры и бойцы Красной армии держались здесь на несколько дней больше.

Первое захоронение, где рядом с красноармейцами лежали милиционеры, мы нашли в 1995 году в районе переезда. Тогда мы подняли 29 человек. Милиционеров распознали по свистку, высоким сапогам, портупеям, специфическим звездам. Все эти 29 бойцов похоронены на высоте капитана Владимирова. Нынешние раскопки показали, что работы здесь нужно продолжать. И мы еще обязательно сюда вернемся.
В последней траншее, которую мы зацепили, было найдено 13 бойцов. И эту траншею нужно дорабатывать.

Нелли ЗИГУЛЯ, фото автора

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.