Вы здесь

Михаил Мясникович: В Беларуси есть условия для передачи полномочий на места


Выступление председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.


Уважаемые участники заседания Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, представители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, приглашенные!

Уважаемый господин Кнапе!

Мы в Беларуси исходим из того, что реальное самоуправление является одним из базовых условий формирования современного гражданского общества и создает определенные предпосылки устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности в государстве.

У нас есть соответствующее законодательство, знания, определенный опыт и политическая воля развивать это важное направление деятельности. При этом мы с уважением относимся к зарубежным успехам и заинтересованы в их заимствовании. Да, Беларусь не присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления. Но, полагаю, что это дело времени. Мы разделяем фундаментальные принципы этого документа. Не декларативно, а практической деятельностью.

29 апреля 2019 года вопросы местного самоуправления были очень конструктивно и заинтересованно обсуждены во время встречи Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко с председателем Конгресса местных и региональных властей Совета Европы господином Кнапе. Глава государства по результатам обмена мнениями поручил Совету Республики проработать предложения по расширению и систематизации задач органов местного самоуправления и возможному их включению в проекты изменений в Конституцию Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Глава государства отметил, что мы открыты для внедрения передового опыта, ценим готовность к диалогу с нашей страной, но оставляем за собой право принимать те решения, которые соответствуют нашим национальным интересам.

Поэтому, чтобы реализовать намеченное, нам предстоит много работать, а времени мало. Настоящее заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики может стать своего рода мозговым штурмом. Рассчитываем на системные идеи и предложения. Мы приветствуем заинтересованность Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и стремление к взаимодействию с Республикой Беларусь по этим вопросам.

Уважаемые коллеги!

Встречи по линии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с руководством и представителями Конгресса уже стали регулярными. Это хорошо.

Полагаем, что и нынешний визит, уважаемый господин Кнапе, будет способствовать расширению сотрудничества Конгресса и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, позволит и представителям Конгресса, возможно, что-то позаимствовать у нас.

У местного управления и самоуправления на белорусской земле весьма глубокие исторические корни. Ранними историческими формами самоорганизации населения были вече, сходы, соймы и др. Активно и на системной основе, как свидетельствуют научные источники, эта форма организации белорусского общества получила развитие уже в ХІ веке (Полоцк, Витебск, Туров), в средние века формировались местные органы власти Великого княжества Литовского, магдебургское право в XІV—XVІІ веках имели около 60 городов на территории современной Беларуси.

В годы СССР вопросы самоуправления не были утрачены. Хозяйствующие субъекты наряду с производственной деятельностью обеспечивали решение региональных и социальных задач. И, что надо отметить, труженики предприятий активно участвовали в выработке и принятии соответствующих решений. За счет средств компаний строилось жилье для своих работников. Имелись ведомственные детские дошкольные учреждения, поликлиники и медицинские центры. Персонал компаний и организаций мог отдыхать в санаториях и домах отдыха, их дети — в оздоровительных учреждениях. Не оставалась без внимания ни одна социальная группа — ни молодежь, ни пенсионеры, ни люди с ограниченными возможностями.

Основным документом, регулирующим эти вопросы, был коллективный договор — договор администрации компании с профсоюзной организацией этой компании как структурой, уполномоченной работниками выражать их интересы. Да, предприятия имели непрофильные активы, но это была работоспособная система!

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года в стране начался новый этап совершенствования конституционного устройства, частью которого стали местное управление и самоуправление, внедрялись рыночные экономические подходы.

При незрелости гражданского общества возникла вполне естественная необходимость в укреплении вертикали исполнительной власти в стране. И эта форма оправдала себя на практике. Никаких системных ошибок не было допущено.

По прошествии 25 лет мы можем с уверенностью констатировать, что Беларусь состоялась как независимое и суверенное демократическое государство во многом благодаря четко выстроенной вертикали власти.

Принятый в 2010 году закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» обеспечил создание определенных условий для эффективного функционирования системы местного самоуправления. Закон определяет местное самоуправление как форму организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Сегодня система органов местного самоуправления включает в себя местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Их компетенция определена законом о местном управлении и самоуправлении. Полагаю, что положения названного закона, в том числе его статья 3 «Основные принципы местного управления и самоуправления», актуальны и вместе с тем нуждаются в практическом наполнении, я бы сказал конкретизации.

И если Советы депутатов — это представительные государственные органы, создаваемые в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, то основная цель территориального общественного самоуправления — развитие и реализация на соответствующей части административно-территориальной единицы как инициатив граждан, так и локальных задач по вопросам местного значения. Эти органы не дублируют функции и не подменяют друг друга, а взаимно дополняют друг друга. Реально работающие органы территориального общественного самоуправления в Беларуси — будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (советы, комитеты), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень — востребованы людьми. Ведь именно территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию творчества, а в целом — преодолению пассивности населения. С учетом этого государственные органы должны создавать необходимые условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут и должны оказать депутаты.

Следует отметить и роль Советов депутатов. Согласно статье 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

У депутатов и местных Советов депутатов достаточно широкая компетенция для решения вопросов местной жизни, и она реализуется на практике. Вместе с тем есть необходимость усилить их роль при разрешении локальных задач на местах, чтобы предоставленные законодательством права и полномочия использовались в полной мере. Нужно эффективнее решать острые проблемы, а главное — работать над их упреждением, более ощутимо влиять на управление экономическим и социальным развитием подведомственных территорий, что значительно укрепит доверие людей к органам местного управления и самоуправления. Будут решаться пусть даже локальные задачи, будет и доверие.

В настоящее время имеются условия для эволюционной децентрализации и передачи определенных полномочий на места непосредственно органам местного самоуправления. Конечно, эти структуры надо укреплять и совершенствовать их деятельность в том числе с учетом передового международного опыта.

Это не голословное заявление. Как люди относятся к институту местного самоуправления?

Социологический опрос, проведенный Национальной академией наук Беларуси, свидетельствует, что население видит необходимость совершенствования системы местного управления и самоуправления. Больше всего сторонников такой трансформации среди жителей Минска: ее поддержали 3/4 минчан-респондентов. Около 2/3 опрошенных в Брестской и Минской областях выступают за совершенствование работы органов местного самоуправления.

Уважаемые коллеги!

В качестве очередного практического шага считаем необходимым разработку проекта Концепции совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь, которая будет предусматривать проведение организационных мероприятий и принятие необходимых законодательных актов в развитие действующего законодательства в этой сфере. Статья 124 Конституции Республики Беларусь, поручения Президента страны, о чем я говорил, позволяют решать эти задачи.

Вам предложен план мероприятий — дорожная карта — по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы местного управления и самоуправления, в целях устойчивого развития территорий. Надеюсь, все присутствующие и белорусские, и зарубежные участники выскажут свое мнение об этом проекте документа и внесут свои предложения.

Спасибо за внимание!

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.