Эту весну ждали многие родители детей с синдромом Дауна. Они каждый день стараются адаптировать своих солнечных малышей к жизни в обществе. И их усилия были не напрасны.
Сегодня по всей республике открыты центры раннего вмешательства и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, создаются инклюзивные группы в детских садах и классы в школах, которые помогают родителям воспитывать особых деток. В апреле сделан еще один шаг к адаптации людей с инвалидностью в обществе. В парламент направлен проект закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции», в котором предусмотрена должность персонального ассистента инвалида. Об этом сообщила Елена Титова, председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», во время конференции, посвященной людям с синдромом Дауна.
— Я сама мать парня с ограниченными возможностями, — сказала Елена Титова. — Поэтому каждой клеточкой понимаю родителей детей с особенностями. Основная наша задача — воспитать и адаптировать ребенка в обществе. Но что дальше, когда он подрастет? Где найти возможности для его адаптации? Шесть лет назад мы столкнулись с трудностями в этом направлении. И вот тогда появилась идея проекта «Мой шанс» — сопроводительное трудоустройство.
В рамках проекта заняты два специалиста-ассистента по трудоустройству. Они — как связь между центром занятости, который направляет людей на работу, и предприятием. Ассистенты контактируют не только с человеком с инвалидностью, но и с коллективами, где он будет устроен. За шесть лет существования проекта было трудоустроено более 50 человек с инвалидностью.
Теперь благодаря закреплению должности ассистента в законодательстве такие помощники появятся по всей республике. Еще больше людей с инвалидностью смогут устроиться на работу. «Тем более опыт показывает, что наше общество уже к этому готово»,— говорит Елена Титова.
Это подтвердил и Василий Павликов, имеющий синдром Дауна:
— Я являюсь сотрудником отеля «Ренессанс». Мне очень повезло, что я стал участником проекта по трудоустройству. Надеюсь, что моя девушка тоже найдет работу и сможет реализовать себя.
Вероника Артем, специалист по работе с персоналом отеля «Ренессанс», рассказала, что Василий работает у них уже более года. Первое время ассистент, назначенный Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, помогала Василию адаптироваться и настроить коммуникацию с сотрудниками. Но первое рабочее место ему не подошло: «Он работал в столовой, там надо было делать все быстро, а Вася привык относиться к работе старательно и точно. Ему просто не подошел темп, и мы его перевели на другую должность. Сейчас он занимается полировкой бокалов и столовых приборов. Вася идеально делает свое дело, даже лучше тех, кто занимался этим раньше. Насчет его девушки... Зовут ее Алеся. В связи с некоторыми ее особенностями мы понимаем, что не вся работа может подходить Алесе, поэтому пока думаем и ищем варианты. Нам важно не просто дать ей рабочее место, нужно, чтобы работа никоим образом не сказывалась на ее здоровье».
В общем, нужно приложить еще много усилий в направлении адаптации общества к жизни рядом с людьми, которые имеют инвалидность. Ведь сегодня для многих еще возникает вопрос: синдром Дауна — это особенность или дефект?
Вспомним историю в Жлобине, которая потрясла общество: 32-летняя женщина отказалась от своей дочери, так как у нее был синдром Дауна. Возможно, эта история не была бы такой известной, если бы мать «солнечной» девочки сделала это тихо, как делают многие. Но женщина решила: в том, что у нее родился такой ребенок, виноваты врачи, которые, мол, не предупредили ее заранее, хотя скрининг, который делается в начале беременности, не выявил проблем с девочкой. Но женщина не смогла принять свою дочь...
— У каждого человека есть свои особенности, — рассуждает Татьяна ЕМЕЛЬЯНЦЕВА, ведущий научный сотрудник РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, врач-психиатр, психотерапевт. — Главное, знать эти особенности и понимать, как помочь. Родителям необходимо воспитывать в первую очередь личность, которая может жить самостоятельно. Дети с синдромом Дауна обычно имеют некоторые особенности психологического развития. Редко случается, что человек с синдромом Дауна рождается с умственной отсталостью. Некоторые нарушения можно заметить с рождения, например такой малыш не совсем реагирует на присутствие родителей, он может быть более капризным, не организованным в своей деятельности. Поэтому очень важно таким детям посещать дошкольные и школьные учреждения. Это с детства приучает их контактировать в обществе. Опыт показывает, что дети, которые не посещали, например, детский сад, труднее адаптируются к школе. Это нужно понимать не только родителям, но и воспитателям, которые принимают ребенка в свою группу. Еще таких малышей важно хвалить (хотя хвалить важно всех детей), обнимать их и целовать, давать возможность не чувствовать своих особенностей, позволить им быть такими, как все. Когдв общество сумеет изменить своё стигматизирующее отношение к таким людям, всем будет лучше. Как психотерапевт часто вижу, что родители остаются в социальном одиночестве со своим ребенком. Необходимо, чтобы они имели поддержку в обществе».
Но Вера ХИТРЮК, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, считает, что проблема не только в поддержке общества.
— Сегодня еще можно услышать, что одна школа инклюзивная, другая — нет, — рассуждает она. — Так не должно быть. Инклюзия — это учет особых образовательных возможностей, которые проявляются в особых условиях, и он должен быть создан в каждом учреждении образования. Принцип инклюзии должен пронизывать всю образовательную систему: дошкольные, школьные и профессионально-технические заведения. Настало время продемонстрировать такое качество белорусов, как толерантность. А это уважительное отношение к другим, к каким-то особенностям людей. Люди с инвалидностью должны иметь возможность естественно вписываться в общественную жизнь. Для педагогов же должен стоять такой вопрос: как особенность маленького человека проявляется в образовательных возможностях и как создать для него условия?
Такими условиями могут быть самые разные варианты и подходы: это и сопровождение, и адаптация содержания образования, и адаптация методики, с которой работают учителя. У нас уже есть подготовленный ресурс учителей-дефектологов, которые активно работают в специальном образовании, но нужно менять акценты, чтобы они консультационно могли работать с каждым учителем, педагогом-психологом, социальным педагогом; работать с родителями и в содержании образования, и в подходах, и в отношении.
Вообще у наших педагогов компетенции есть, считает Вера Хитрюк. Основная задача — научить их ими пользоваться. Не только выполнять инструкции и методические рекомендации, а научить думать! Педагог — это профессия, в которой постоянно надо думать. И когда учителя научатся это делать, они поймут, что компетенции у них есть, только они почему-то были оставлены «в комоде». Надо знать, какой ящик в какое время и в каком месте нужно открыть, чтобы это соответствовало той образовательной возможности, которая реально есть у ребенка.
\
Государство много делает для того, чтобы создать условия для полноценной жизни людей с синдромом Дауна. Но специалисты уверены, что впереди еще много работы. Однако, если говорить об условиях, которые были 20 лет назад и сейчас, то прогресс очевиден. Например, уже практически никто не скажет о человеке с синдромом Дауна унизительно: «даун». В роддомах не предложат отказаться от «солнечного» младенца, а просто дадут информацию, куда обратиться, чтобы повысить свои компетенции в воспитании таких детей. Все чаще можно увидеть этих малышей на детских площадках и в кружках по интересам. Возможно, поэтому многие не поняли семью из Жлобина, которая отказалась от ребенка только потому, что он родился «солнечным».
Наталья ТАЛИВИНСКАЯ
Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.