Вы здесь

На «короткой ноге» с Архимедом


Он бы очень позавидовал современным методам преподавания физики.

Физика — традиционно самая сложная для абитуриентов дисциплина на ЦТ с самыми низкими средними баллами. Электростатика, термодинамика, основы МКТ, законы сохранения, механические колебания и волны, оптика, кинематика, квантовая механика... Даже у человека, который давно закончил школу, воспоминания об этом предмете нередко вызывают мысли вроде «слава богу, что все это уже в прошлом»... Но учителям оптимизма не занимать. «Просто не учи физику в школе и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством», — смеются они. Почему родниковая вода не замерзает зимой? Что общего имеет космос со сковородой? Можно ли сделать так, чтобы вода кипела только в половине сосуда? Почему высоко в горах вывихи у людей происходят чаще, чем внизу? Возможно ли сделать, чтобы тело двигалось бесконечно? Как работают наши мобильные телефоны? Казалось бы, элементарные вопросы, но смогли бы вы дать на них быстрый ответ?

«Физики боятся бесконечности, а математики ее боготворят, при каждом случае говорят: «Давайте рассмотрим бесконечное множество...» Математики говорят: «Давайте возьмем параллелограмм». Физики: «А где мы его возьмем? Нам все надо пощупать руками», — шутит заведующий кафедрой физики Лицея БГУ Леонид МАРКОВИЧ. Надо заметить, что здесь с физикой дружат все — и сторонники точных наук, и «лирики». И с заданиями централизованного тестирования лицеисты неплохо справляются. Чтобы узнать, как это удается педагогам лицея, мы направились в учебное заведение...


Игорь Варакса и Леонид Маркович: «Современные информационные ресурсы поставлены на службу кафедре физики и лицеистам».

Понять и... полюбить

— Поскольку мы участвуем в эксперименте по профильному обучению, непрофильные предметы (как, например, физика для гуманитариев), излагаются у нас не два года, а только год. Это не значит, что какие-то разделы школьного курса для них выпадают, просто он сжимается, и дети не успевают испугаться, — улыбается заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ, учитель физики Игорь ВАРАКСА. — Они имеют меньший набор предметов в один учебный год, зато у них есть возможность больше времени посвятить любимому делу.

— Лицей когда-то начинался именно с открытия физико-математического профиля. Особенность нашей сегодняшней работы заключается в том, что нам приходится готовить одновременно «спецназ» в физике, а это дети, которым требуется глубина, и «простых смертных», которым предмет преподается на совершенно другом уровне. Конечно, проще работать с мотивированными детьми, которые готовятся к олимпиадам, а вот преподавать гуманитариям — это уже олимпиадная задачка для педагога, которая требует настоящего искусства, —- замечает Леонид Маркович. — Учителя, которые занимаются с лицеистами, обучающиеся на гуманитарных профилях, обладают определенной харизмой. У них есть свои секреты с акцентом на зрелищные формы работы, демонстрацию опытов, и они могут показать, что физика — это наука, без которой ты и шагу не сделаешь в буквальном смысле, потому что шаг — это тоже физический процесс. Физика изучает все, что нас окружает, и что с нами происходит! И наша цель — помочь понять и полюбить эту интересную, но далеко не простую науку.

В лицее всегда читался факультативный курс для подготовки к ЦТ по физике, так как без этой дисциплины невозможно ни поступить на инженерные специальности, ни попасть в IТ-отрасль. Шесть лет назад мы предложили его вести Игорю Николаевичу Вераксе, так как чувствовали: требуется молодая и уверенная рука, которая хорошо знает, что нужно современным детям. Он сильно его модернизировал, начал применять видеотехнологии, наладил связь с учащимися через электронный кабинет, перешел на язык, доступный для современных детей, — язык смартфонов. Честно говоря, я и некоторые другие старшие педагоги сначала скептически отнеслись к его инициативам, говорили «зря тратишь время», но опыт «боевой практики» показал, что он был прав, и мы резко продвинулись вперед.

По мере записи видеорешений ссылки, которые ведут на онлайн-платформу, заменяются ссылками на видеофрагменты.

На пределе своих возможностей

— До 2013 года средний балл наших выпускников на централизованном тестировании был 67, а сейчас мы имеем 82—84 балла. Лицеисты традиционно участвуют в международных турнирах по физике, физических боях, республиканских и международных олимпиадах. Но олимпиадная физика и физика на ЦТ — это все же разные вещи, — объясняет Игорь Варакса. — С точки зрения среднестатистического абитуриента, задания на ЦТ по физике кажутся непреодолимыми, но на самом деле наши тесты по сравнению с заданиями российского Единого государственного экзамена или американскими системами контроля знаний не такие уж и сложные. Совсем не обязательно знать учебник от первой до последней страницы, но ЦТ требует от абитуриента систематизации знаний. Нужно быть знакомым со спецификацией теста, видами заданий, используемых на ЦТ, плюс обладать навыками заполнения бланка. Мы собрали все задания по физике на репетиционном и централизованном тестировании, которые публиковал Республиканский институт контроля знаний с 2003 до 2018 года, разбили их по темам и уровням сложности, отсортировали таким образом, чтобы у наших учащихся было четкое представление о том, что от них требуется на экзамене.

Физику в лицее сдают примерно 100 выпускников, из них 60—70 человек посещают факультатив по подготовке к ЦТ. А если в аудитории сидит такое количество будущих абитуриентов, с ними сложно работать обычными методами. Поэтому я ввел несколько электронных сервисов. Дети регистрируются в личном кабинете, получают задания, выполняют их, и я сразу вижу, если массово начинают неправильно решать ту или иную задачу. Значит, надо остановиться и объяснить материал! Или, наоборот, большинство справилось, а у двух-пяти человек возникли какие-то проблемы. Можно, не отвлекаясь всей аудитории, просто подойти к ним, помочь и направить. На таких занятиях каждый работает на пределе своих, а не чужих возможностей. При этом мы отрабатываем все моменты, которые вызывают трудности.

QR-код перенаправляет учащихся к дополнительным материалам, видеорешению или онлайн-форме с объяснением алгоритма выполнения.

Интерактив для визуалов

Каждую неделю нам нужно рассмотреть 60—70 задач на определенную тему. Понятно, что за два часа на факультативе мы проходим где-то половину, а остальное приходится на домашнее задание. Но как можно в этом случае лицеистам помочь? Так появилась идея записи видеорешения. Я начал встраивать их в раздаточный материал. Из 1,5 тысячи задач, которые сейчас есть в нашей базе, тысяча уже имеют видеорешения. И если ученик дома не может самостоятельно справиться с тем или иным заданием, он с помощью мобильного телефона «считывает» QR-код и попадает на сайт, где находится видеообъяснение.

Каждый, кто занимается подготовкой к ЦТ, рано или поздно находит закономерности в составлении тестов, придумывает разные лайф-хаки, которые помогают сэкономить время и достигать результата с меньшими усилиями. Вот так и родилась идея объединить всю эту полезную, но разрозненную информацию под одной обложкой, а прогресс в технологиях позволил перенести разбор решений задач в виртуальное пространство. Мне давно хотелось сделать факультативный курс доступным для всех старшеклассников, а не только для лицеистов. Выходом стала серия из 11 интерактивных печатных пособий. В новом издании собрана база заданий за 15 лет со всеми изменениями по разделам физики: «Законы сохранения. Гидростатики», «Динамика», «Кинематика», «Основы МКТ», «Термодинамика», «Электростатика», «Постоянный ток», «Магнитное поле», «Колебания и волны», «Оптика» и «Квантовая механика».

Особенностью пособий является использование в них технологии дополненной реальности. Каждой задаче в учебниках присвоен QR-код. Он перенаправляет читателя к дополнительным материалам, видеорешению или онлайн-форме с объяснением алгоритма выполнения. Я считаю эту работу плодом совместного творчества — педагогов и лицеистов, которые на протяжении многих лет задавали вопросы, делились трудностями, обеспечивали очень ценную обратную связь...

В Лицее БГУ также записали полный цикл лекций Леонида Марковича.

Наши пособия получились действительно интерактивные — каждый может присоединиться к их наполнению. Если при наведении камеры смартфона на QR-код видеорешения по какой-то задаче не будет, абитуриент перенаправляется к онлайн-форме, в которой можно заказать объяснение хода задачи. И по мере записи видоерешений ссылки, которые ведут на онлайн-платформу, заменяются ссылками на видеофрагменты. Таким образом ты сам влияешь на содержание пособия, а все остальное сообщество остается в плюсе.

Когда мы выпустили в ноябре серию SMАRT-пособий, было записано 65 часов видео, но за два месяца я записал еще семь часов видеорешений. За неделю набирается 420 часов просмотров. Понятно, что я никогда бы в жизни не смог столько времени подряд объяснять детям, как решить ту или иную задачу — нужно было бы не есть, не пить, а только заниматься с абитуриентами. Между прочим, в неделе всего 168 часов.

Какие еще преимущества имеет видео? Если тебе непонятно, ты можешь запись перемотать. На своем девайсе можно просматривать объяснение хоть десять раз, а вот если ты переспросил у учителя три-четыре раза, то последний, скорее всего, начнет нервничать. К тому же нынешние дети — это поколение визуалов: они не очень хорошо понимают прочитанное, а видео воспринимают гораздо лучше. Вот только видеоролики не должны превышать десять минут, так как никто не станет смотреть на смартфоне твои полуторачасовые лекции.

Выходом стала серия из 11 интерактивных печатных пособий. Каждый абитуриент может присоединиться к их наполнению. Сегодня они содержат ссылки на 72 часа видеорешений.

Гладиаторы на тестах

Интересуемся у педагогов, а какие же из разделов физики даются старшеклассникам труднее всего?

— Наибольшее количество видео (9 часов) содержится в пособии с заданиями по электростатике, потому что было очень много вопросов от лицеистов, — говорит Игорь Варакса. — Шесть часов видео записано по теме «Динамика», а вот, например, по квантовой физике — всего один час видеорешений, потому что все, что изучается в 11 классе, —это, извините, детский сад. Самая сложная физика в десятом классе: МКТ, термостатика, электродинамика... Нужно время, чтобы все это осмыслить и усвоить.

— Мы очень рады, что современные информационные ресурсы с их неограниченными возможностями поставлены на службу кафедре физики и лицеистам, — констатирует Леонид Маркович. — Проблема сокращения часов по предмету в школьном курсе — проблема глобальная. И я, например, считаю, что квантовой физике нужно отдавать в 11 классе больше внимания, так как именно эти знания пригодятся потом в вузе.

Видеорешения Игорь Варакса записывает с помощью видеоробота SWILV, мобильного телефона и интеллектуальной платформы для работы с видео.

В Лицее БГУ планируют подготовить подобные интерактивные издания также по биологии и математике.

А что считается среди лицеистов наиболее престижным: получить 100 баллов на ЦТ или завоевать награду на международных интеллектуальных соревнованиях?

— Лицеисты всегда на «боевом коне», и самая престижная победа у нас — это победа с «открытым забралом» на олимпиаде. Если ты гладиатор, то выйди на арену и это докажи, — констатирует Леонид Маркович. — Но у наших выпускников есть и восемь стобальных результатов. Практически каждый год кто-то показывает максимальный или близкий к нему балл, так сказать, образцовое владение «оружием» при любой погоде.

В прошлом году один из наших выпускников, который победил на международной олимпиаде по физике, решил пойти на факультет прикладной математики и информатики в БГУ, но для него стало неожиданностью, что без сдачи ЦТ туда принимаются только победители олимпиад по математике, информатике и астрономии. Физики в этом перечне, к сожалению, нет. Он улыбнулся и... пошел на централизованное тестирование. Как и полагается олимпиаднику, допустил ошибку в задании из области А (в одном из самых простых). Просто когда ты летаешь на сверхзвуковом самолете, то забываешь, как пользоваться тумблерами и выпускать шасси на «кукурузнике». Мы шутили: «Лучше бы ты погиб, как герой, в области В». Но 98 баллов он набрал и стал студентом. Я просто хочу заметить, что подготовка к олимпиаде гарантирует вам успешную сдачу ЦТ и высокие баллы, а вот обратное — совсем не факт. Олимпиадники — люди совершенно другой закалки...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.