Вы здесь

Физиотерапевт детского хосписа: Сделать счастливым лежачего больного можно


Юрий Абадинский работает в сфере, которую традиционно считают женской. Официально название его профессии звучит как медицинская сестра по ЛФК. Он занимается с детьми со сложными диагнозами в Белорусском детском хосписе (и ломает стереотипы, что работать с малышами могут только женщины). Юрий уверен, что жизнь даже с самой тяжелой болезнью можно постараться сделать комфортной. А его миссия — помочь в этом.


О выборе профессии

Его Юрий называет случайным. А для его семьи военных, где все были связаны с полетами и небом, где даже мама — кандидат в мастера по парашютному спорту, он вообще стал неожиданным. Сначала, как и родители, Юрий увлекался парашютным спортом, имел третий разряд. А в медицинское училище решил поступать за компанию с подругой, правда, обучение сразу понравилось. После службы в армии, поработав какое-то время массажистом в поликлинике, Юрий перешел в детский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, занимался с детьми с особенностями психофизического развития. Там впервые почувствовал, что получает удовольствие от работы, так как помогает тем, кто в этом очень нуждается, и каждый день видит результаты — прогресс своих воспитанников.

— Дальше мой выбор был уже осмысленный. Я решил совершенствовать знания в сфере реабилитации детей и поступил в академию физвоспитания (ныне университет физической культуры. — Авт.) на факультет адаптивной физической культуры.

Затем некоторое время он работал в одном из санаториев инструктором по лечебной физкультуре, однако признается, что скучал по работе с особыми детьми. Все стало на свои места, когда однажды он уволился из санатория и перешел в детский хоспис.

О «домашней» работе

Основная работа физического терапевта с детьми, находящимися под опекой хосписа, — на дому. Причем важно не только выполнить определенные упражнения, но и научить им родителей. Ведь заниматься с такими детьми следует ежедневно.

— Физический терапевт должен владеть и мануальными техниками, и приемами массажа, знать биомеханику — как двигаются руки, ноги, а также физиологию: в какую позу ребенка можно посадить, положить или поставить, — перечисляет список компетенций Юрий. — Находясь в паллиативной группе, ребенок может прожить и 20, и 40 лет. Наша задача — улучшить качество жизни, сделать ее более комфортной. Мы работаем и с окружением, и с родителями, и с самим ребенком. Причем работа командная: физиотерапевт, психолог, медсестра — каждый вносит что-то свое. Моя задача — не только выполнить определенные упражнения, а сделать так, чтобы ребенку было удобно сидеть, лежать. Мебель должна быть индивидуально приспособлена к такому малышу. Часто приходится адаптировать те вещи, которыми он пользуется: переделывать стул, кровать, подсказывать родителям, как можно усовершенствовать или где приобрести что-то соответствующее.

Работает Юрий в программе мобильной абилитации, предусматривающей выезды к детям, которые живут за пределами столицы. Примерный радиус — 150 километров. На практике иногда получается гораздо больше.

— Работаем по запросу — выезжаем туда, где малышу необходима наша помощь. Вчера, например, посещал ребенка в деревне Гребенёво в Оршанском районе, это более 200 километров в одну сторону. Сначала оказываю помощь, консультирую и, если вижу, что мое присутствие нужно в дальнейшем, планирую новые визиты. Конечно, я мало времени провожу дома, и для семьи это минус. Но плюс в том, что чувствую себя востребованным на работе и доволен ей.

Еще одна программа — командная абилитация — предусматривает выезды нескольких специалистов в другие города на неделю. Поездки по всей Беларуси, в последний месяц сотрудники хосписа побывали в Могилеве и Мстиславле. В первый день посещения физические терапевты и психологи проводят обучающие семинары с родителями особых детей и специалистами. В остальные дни — практическая работа с детьми паллиативной группы.

Работа в паллиативе требует постоянного обучения — стажируются сотрудники хосписа в Италии, Польше, Великобритании. Сейчас Юрий учится на двухгодичных курсах Бобат-терапии в Москве.

— В основе работы физического терапевта в хосписе лежит как раз Бобат-терапия. Там, кстати, нас учат правильно ставить цель в работе с каждым ребенком. Если она достижима, тогда будет результат.

О результатах

Практически каждый ребенок, с которым работают специалисты хосписа, развивается и делает шаги вперед. Правда, для этого должны прилагать усилия и родители, на которых ложится основная нагрузка. Хотя для обычных людей часто такой прогресс может показаться незначительным, для самого ребенка и его близких — это невероятные усилия и большой успех.

— Представьте малыша с тяжелым заболеванием, которое прогрессирует, — спинальной мышечной атрофией: ребенок находится на аппарате искусственной вентиляции легких, с трахеостомой, полностью прикован к постели и может только пошевелить двумя пальцами. Он все время лежит и смотрит в потолок. В процессе работы мы находим различные позы, в которых он чувствует себя хорошо: и физиологично, и комфортно. Вместе с родителями мы повернули его на бок, подумали как облегчить ему движение рукой — и ребенок пошевелил рукой, чтобы поиграть! Это огромный для него шаг, так как задействовано большое количество суставов. И таких примеров много. Самое важное —правильно поставить цель, над которой будешь работать с ребенком.

О плохих новостях и профессиональном выгорании

— Работать с тяжелобольными детьми каждый день — это несложно, — уверен Юрий. — Негатив — это отсутствие понимания в нашем обществе, что такое паллиатив. Иногда приходится слышать, что нет смысла работать с такими детьми. На мой взгляд, каждый человек, живя в обществе, должен чувствовать защищенность. Любой из нас внезапно может попасть в паллиативную группу — идти через дорогу, попасть под автомобиль и навсегда остаться лежачим больным. Поэтому нельзя оставлять наедине родителей детей, которые не имеют так называемого реабилитационного потенциала.

— Случается, кто-то из воспитанников умирает...

— Диагнозы у наших детей такие, что они могут уйти в любой момент. Смерть — это всегда тяжело. Но работая в паллиативе, ежедневно наблюдаем результаты своей помощи. Я вижу ребенка, который ест через гастростому, ему спастичность не позволяет принять какую-то позу, за него дышит аппарат... Но он улыбается, потому что я что-то поменял, научил родителей, и я вижу, что ему хорошо. Вот это преодолевает любой негатив. С диагнозом «хроническая почечная недостаточность» можно прожить несколько десятилетий, и мы все делаем для того, чтобы ребенок участвовал в жизни, а не был наблюдателем. Многие считают, что хоспис — это место, где люди умирают. На самом деле хоспис — это место, где люди начинают жить лучше.

Очень часто воспитанники хосписа удивляют своих кураторов. Это всегда поднимает настроение. И является хорошей профилактикой профессионального выгорания.

— Дети развиваются, какая бы болезнь у них ни была. Многое зависит от родителей и от нас, в какую сторону изменится ребенок. Он может поменяться и в худшую сторону, появятся вторичные осложнения. Но когда мы вместе с родителями работаем, состояние меняется к лучшему. Иногда случаются настолько резкие перемены, что невозможно не удивиться. Ребенок, который не мог сидеть без полной поддержки, через какое-то время самостоятельно сидит! Это тот случай, когда он даже превосходит поставленную тобой цель. Но мы, безусловно, учитываем, что диагнозы сложные, и никогда не ждем от ребенка невозможного. Часто даже сохранить его на определенном уровне — уже достижение. Болезнь может прогрессировать, и состояние будет ухудшаться. Еще недавно ребенок мог сидеть, а теперь не может. Но давайте сделаем так, чтобы он был счастлив.

P. S. Уже 25 лет Белорусский детский хоспис помогает тяжелобольным детям бесплатно, существуя только на пожертвования.

Елена КРАВЕЦ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Місія — зламаць стэрэатып

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».