Вы здесь

Почему пришло «время палладия»?


В последнее время стоимость палладия регулярно обновляет рекорды. Этот металл дороже золота на спотовом и фьючерсном рынках. На днях в ходе торгов на Лондонской бирже металлов расценки на палладий превысили 1600 долларов за тройскую унцию, сообщило Mеtаls Dаilу. Следует иметь в виду, что десять лет назад его «вес» был менее 200 долларов. Как утверждает ряд аналитиков, палладий продолжит внушительное ценовое «ралли» и впредь. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Почему  пришло «время палладия»?


Граммы на футбольном поле

Однако все же главная сфера применения палладия – автопромышленность. По свойствам этот металл очень близок к платине и также применяется в каталитических нейтрализаторах. Эти устройства (в просторечии катализаторы) превращают вредные для человека компоненты выхлопных газов авто (среди которых – углеводороды, окись азота, угарный газ) в сравнительно безвредный углекислый газ и водяной пар. В корпусе катализатора располагается множество металлических или керамических сот, покрытых очень тонким слоем платины или палладия. Такая конструкция обеспечивает большую площадь контакта с выхлопными газами: каталитическим слоем (платиновым или палладиевым) на сотах можно покрыть футбольное поле. При этом масса драгоценного металла в одном изделии не превышает нескольких граммов.

На волнах дизельгейта

До недавнего времени палладий стабильно был дешевле платины (не говоря уже о золоте). Дело в том, что платина используется в катализаторах автомобилей с дизелем, а палладий – в машинах с бензиновым двигателем. С конца ХХ века в Европе спрос стабильно смещался с бензиновых автомобилей на дизельные: если в 1990 году на «дизель» приходилось 13 процентов продаж, то в 2005-м – более половины. Соответственно, платиновые автокатализаторы становились более востребованными, чем палладиевые, и это сказывалось на рыночной цене обоих металлов. В немалой степени популярность дизельных двигателей, которая поступательно росла, была связана со всеобщей убежденностью, что они более экологичны, чем бензиновые.

Ситуация радикально изменилась после того, как в Европе развернулся так называемый дизельгейт. В сентябре 2015 года выяснилось, что компания Vоlkswаgеn оснащает свои дизельные автомобили специальной системой, которая в десятки раз снижала количество вредных веществ в выхлопных газах. Принцип был прост: во время проведения тестов «на выхлоп» в машине включались дополнительные нейтрализаторы газов, которые ранее оставались неактивными. Таким образом оказалось, что все рассказы автопроизводителей о повышенной экологичности дизельных двигателей были просто ложью.

Правительства немедленно начали сворачивать программы поддержки дизелей, а автолюбители – массово переходить на бензиновые двигатели. В прошлом году в Германии впервые с 1999 года бензиновых автомобилей продали больше, чем дизельных, а объемы реализации дизельного топлива в Европе сместились почти на 20 процентов. Соответственно, резко вырос спрос на палладиевые автакатализатары, к чему производители металла были совершенно не готовы. В выигрыше от этого в первую очередь окажется Россия. Точнее, «Норильский никель» – крупнейший производитель палладия в мире.

Борьба за унцию

В прошлом году из 14 основных инвестиционных инструментов только девять принесли прибыль. Самым провальным в 2018 году оказался биткойн, а самым прибыльным – палладий. При этом инвесторы, которые вложились в другие металлы, остались в минусе: потери на серебре составили 15,3 процента, на платине – 15,1, золоте – почти 6 процентов.

«Изменение цен и доступность физического металла имеют свои предпосылки, поскольку рынок палладия находится в структурном дефиците, –  констатируют аналитики Jоhnsоn Mаtthеу. –  Долгосрочное несоответствие между добычей первичного металла и промышленным потреблением сохраняется». Промышленный спрос является лишь одним из аспектов, определяющих динамику палладия. Уолтер Пехович, исполнительный вице-президент Dillоn Gаgе Mеtаls, отметил, что спекулятивная активность сильнее, чем что-либо еще движет котировками палладия, «поскольку все большее число инвесторов входит в этот тонкий и относительно небольшой рынок».

Консалтинговая компания Mеtаls Fосus заявила, что, в то время как поставки этого стратегического драгоценного металла со стороны основных производителей, включая Россию и Южную Африку, не выросли, мировой спрос в прошлом году составил рекордные 8,5 млн унций. «Люди борются за каждую доступную унцию металла», – заметил руководитель отдела торговых операций с металлами в BMО Сарitаl Mаrkеts Тай Вонг.

Хотя платина, которая является более доступной, и рассматривается часто как возможная замена палладию. Потребуются дополнительные технологические разработки, прежде чем она сможет обеспечить эффективность, сопоставимую с каталитическими нейтрализаторами на основе палладия, отметило Jоhnsоn Mаtthеу. Родий – еще одна возможная замена, но его поставки еще меньше, чем палладия, поскольку этот металл не торгуется на открытых рынках.

Отдельные эксперты говорят, что значительный прирост палладия – это инвестиционный «пузырь», который может вскоре лопнуть из-за преувеличенного превышения спроса над предложением через забастовки на шахтах и ​​другие перебои в производстве. Они также утверждают, что золото может вернуть утраченные позиции, когда глобальная напряженность подтолкнет инвесторов к активам-убежищу. Однако ряд аналитиков делает ставку на то, что взрывное ралли палладия продолжится. В обзоре металлов платиновой группы, опубликованном Jоhnsоn Mаtthеу, отмечалось, что «дефицит на рынке палладия резко увеличится в 2019 году, поскольку прогнозируется ужесточение законодательства о выбросах, что будет стимулировать рост спроса двузначными темпами со стороны европейских и китайских автопроизводителей». В результате, как считают аналитики Bаnk оf Аmеriса, в этом году стоимость тройской унции может превысить 2 тысячи долларов, а в среднем за год составит $1800.

«Каталитические» воры

Дефицит палладия привел к процветанию бизнеса по переработке старых автомобильных катализаторов. Пионерами выступили японцы, которые еще в нулевые построили фабрику по извлечению платиноидов из старых автокомпонентов. Их пример оказался заразительным: в интернете сейчас множество объявлений о покупке старых катализаторов. Есть в сети и инструкции о том, как добывать платину и палладий из автокомпонентов в домашних условиях. Правда, далеко не всегда сообщается, что при кустарных объемах этот бизнес абсолютно нерентабельный  – химикаты обходятся дороже, чем полученные драгоценные металлы.

Зато стабильность «сырьевой базы» обещает переработчикам значительные доходы. Это, в частности, привело к тому, что в западных странах появились целые банды, которые специализируются на кражах автомобильных катализаторов. Как сообщает Thе Wаll Strееt Jоurnаl, особенно эта проблема обострилась в Чикаго – в городе действует несколько групп преступников, которые по ночам подъезжают к припаркованным на улицах автомобилям и отпиливают катализаторы поршневой пилой. С сентября прошлого года количество таких случаев лавинообразно растет и в Лондоне. Полиция отмечает, что найти «каталитических» злодеев очень сложно, поскольку они сдают добычу на металлолом в тех пунктах приема, где не требуют предъявить документы. За один катализатор там дают 150-200 долларов.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Название в газете: Навыперадкі з «жоўтым д'яблам»

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.