Вы здесь

Как развивается «брексит»?


Великобритания снова оказалась среди «хедлайнеров» мировых информагентств и снова вследствие бесконечного «брексита». Срок выхода страны из Евросоюза, который был назначен на 29 марта, британские депутаты на днях предложили отсрочить. Сначала Палата общин второй раз отклонила проект договоренностей о выходе из ЕС, согласованный правительством Терезы Мэй и Евросоюзом. А после большинство парламентариев проголосовали за то, чтобы не уходить без соглашения. Эта важная поправка была принята большинством всего в четыре голоса – 312 против 308. Она не имеет силы приказа для правительства, но очень важна политически, как индикатор свободы парламента. Теперь решающее слово за Брюсселем, а у кабинета Мэй – сложная задача вывести «брексит» в конструктивную плоскость. Какие тут возможны варианты?


Остановить цирк

Основные претензии критиков обновленного проекта соглашения заключались в том, что он не сильно отличается от представленного в январе. Тогда депутаты Палаты общин впервые отклонили проект сделки с Брюсселем, причем сделали это с перевесом в 230 голосов, что стало самым крупным поражением премьер-министра в истории современного британского парламентаризма. В частности, законодатели потребовали от правительства убрать из текста соглашения с ЕC упоминание о «бэкстопе» – спорном защитном механизме, призванном не допустить появления физической границы между Северной Ирландией и Ирландией.

И хотя Мэй заявила, что ей удалось добиться прорыва и достичь юридически обязывающих гарантий того, что «бэкстоп» не будет бесконечен, приговор проекта сделки вынес генеральный прокурор Англии и Уэльса Джеффри Кокс. Зачитывая свое профессиональное заключение в Палате общин во вторник, за несколько часов до голосования, он заявил, что новые дополнения к проекту соглашения о Brexit не устранили главного риска – того, что Лондон не сможет отменить этот механизм самостоятельно, без разрешения со стороны ЕС.

После этого ряд евроскептиков собиравшихся изменить свою точку зрения и поддержать сделку, вновь вернулись на исходные позиции, а курс фунта стерлингов, который до сих пор рос, резко пошел вниз. Через несколько часов после того, как в парламенте прошло голосование по соглашению Мэй, британские парламентарии поделились многочисленными и запутанными альтернативными вариантами дальнейших действий, начиная с проведения второго референдума о членстве Великобритании в ЕС и заканчивая третьим голосованием по соглашению Мэй. На фоне этих отчаянных метаний британское деловое сообщество, которое традиционно выступает в поддержку Консервативной партии, похоже, стало терять терпение. «Всему есть предел. Нужен новый подход... Этот цирк пора прекращать», – написала в «Твиттере» генеральный директор конфедерации британской промышленности Кэролин Фэрбэрн, которая неоднократно предупреждала об ущербе, который может нанести неопределенность вокруг «брексита».

Отставка или вотум

Высокопоставленные чиновники ЕС неоднократно заявляли о том, что Великобритания должна указать точно серьезную причину, чтобы добиться продления процедуры «брексита». Как замечают эксперты, Лондон может оправдать необходимость такого шага только в случае организации второго референдума о членстве в ЕС, либо в случае проведения новых всеобщих выборов. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, в случае если Великобритания направит запрос на продление «брексита», ей придется дать ЕС убедительное и заслуживающее доверия оправдание.

Непродолжительная отсрочка, например, до конца мая, когда в ЕС запланированы выборы в Европейский парламент, скорее всего, не позволит стране выбраться из нынешнего политического тупика. В случае более долговременного продления «брексита» (на год, в поддержку такого варианта высказался президент Франции Эммануэль Макрон) Британии придется выбирать новых членов Европейского парламента, которые после завершения оформления «развода» с ЕС должны будут его оставить.

Консервативная партия Великобритании оказалась перед трудным выбором. Многие сторонники жесткого сценария считают, что Мэй должен заменить более решительный сторонник «брексита». Однако выборы нового премьера заняли бы много времени и отвлекли бы всё внимание в этот решающий для Великобритании исторический этап. «Я думаю, что избиратели распяли бы нас на избирательных участках, если бы сейчас мы заговорили о выборах нового премьера. У консерваторов нет большинства. Никакого чуда не произошло бы. Мы получили бы нового лидера, но столкнулись бы с той же проблемой», – заявил высокопоставленный британский чиновник.

Выборы нового премьер-министра обычно занимают 12 недель, хотя в сложившихся условиях процесс выборов могли бы ускорить. Однако есть одна серьезная проблема. Ранее Тереза ​​Мэй смогла выиграть голосование о доверии, проведенное руководящим комитетом консерваторов. Теперь, согласно партийным правилам, ее лидерство не могут оспорить в течение года. Остается два варианта: либо добровольная отставка премьера, либо вотум недоверия правительству. В обоих случаях возможно проведение досрочных выборов.

Тяжелый выбор

Тереза ​​Мэй настаивает на том, что отсрочка будет технической и парламенту все равно придется принять ее вариант сделки с Брюсселем. По словам Джереми Корбина, это не решение проблемы. Лидер лейбористов надеется, что его партия сможет найти компромиссное решение, которое поддержит парламент.

Источники в Консервативной партии не исключают, что правительство Мэй, попросив ЕС об отсрочке, просто снова вынесет на голосование все тот же, дважды отклоненный, проект соглашения о выходе. Не исключено, что в конце концов во время голосования наберется нужное количество депутатов Палаты общин – и проект пройдет.

В этом случае все будет относительно просто: Британия формально выйдет из ЕС, но фактически почти все останется по-прежнему, потому что по договору тут же начнется переходный период до конца 2020 года. В течение этого времени страна лишается представительства и права голоса в органах власти ЕС, но полностью сохраняет все остальные права и обязанности члена Евросоюза.

Премьер-министр сказала, что сейчас перед парламентом стоит выбор: все-таки одобрить дважды отклоненный вариант соглашения о выходе, довести дело до второго референдума – который, по мнению Мэй, подорвет доверие народа к демократическим институтам, или добиваться соглашения с ЕС на новых условиях.

Процесс пошел

Лондон давно и прочно занял позиции одного из ключевых мировых финансовых центров, не в последнюю очередь благодаря английскому праву, высокому уровню жизни и личным свободам. Именно через Туманный Альбион протекают денежные потоки между Европой и остальным миром, и дружба Британии с ЕС – ключевая предпосылка для этого. Финансовый сектор приносит британской казне 75 миллиардов фунтов в год. Это половина всех национальных расходов на здравоохранение и в полтора раза больше бюджета на оборону. Работа более чем 1,1 миллиона занятых в Сити хорошо оплачивается, поэтому на них приходится более 11 процентов всех налогов с зарплат в стране, хотя они составляют лишь 3,4 процента рабочей силы.

Отдельные эксперты полагают, что в результате «брексита» лондонский Сити рискует превратиться из главного европейского финансового центра в оффшор. Экономика Соединенного Королевства может оказаться в рецессии из-за снижения объемов прямых иностранных инвестиций. Не лучшие прогнозы дает Банк Англии. Первоначально он рассчитывал, что рост экономики в этом году составит 1,7 процента, но в итоге пришлось пересмотреть эти цифры и снизить показатель до 1,2 процента. Чтобы не потерять европейских клиентов, банки, инвесткомпании и страховщики вынуждены будут перевести часть операций на континент. И процесс этот уже начался. Европейское банковское агентство – банковский регулятор ЕС – переезжает из Лондона в Париж. Его новая штаб-квартира будет располагаться в деловом квартале Дефанс. Откроется она в начале июня. Банки и другие финансовые компании уже вывели из страны активы на астрономическую сумму – не менее одного триллиона долларов. Цифра с двенадцатью нулями составляет примерно 10 процентов от всех активов банковского сектора Великобритании. Причем эксперты отмечают, что это пока самые скромные подсчеты, потому что еще не все банки опубликовали план своих дальнейших действий. Новые офисы различных предприятий были открыты в странах континентальной Европы, в первую очередь в Германии и Франции. О переезде во французскую столицу уже объявили многие крупные компании и банки: JP Morgan Chase, Morgan Stanley, Bank of America и HSBC. Франкфурт-на-Майне выбрали Goldman Sachs и Citygroup.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».