Вы здесь

В Гродно привезли икону с антикварного аукциона в Германии


Это копия Коложской иконы Божией Матери, которая написана в начале ХХ века. Тогда сама чудотворная икона еще не исчезла.  Проще говоря, это «прижизненный» портрет древней иконы. Его возвращение в Коложский храм называют настоящим чудом.


Протоиерей Александр Болонников со списком Коложской иконы Божией Матери.

Операция удалась

Поспособствовали этому современные технологии. Пономарь храма Анатолий Колковский долгое время искал в интернете какую-либо информацию о настоящей Коложской иконе Божией Матери. И в конце прошлого года неожиданно увидел изображение иконы на сайте по продаже антиквариата в Германии. На аукционе, назначенном на ближайшее время, среди лотов значился и лот Коложской иконы. Впечатленный таким фактом, Анатолий сразу сообщил об этом настоятелю Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви Александру Болонникову.

– Это вызвало определенный ажиотаж, – вспоминает настоятель. – Мы начали искать любые способы, чтобы не упустить эту икону. Оперативно отправились в Германию, в город Потсдам. И слава богу, нам удалось ее приобрести.

Икона датируется началом ХХ века. На обратной стороне сохранилась чернильная надпись: «Сей образ написан в лаврской иконописной иеромонахом Григорием». А на то время были известны четыре лавры – под Москвой, в Санкт-Петербурге, Киеве и Почаеве. В какой из них писалась икона – неизвестно. Но в Гродно не теряют надежду «раскрутить» эту историю. По всем адресам направлены запросы с просьбой найти в архивах того самого иконописца Григория, который мог быть автором иконы.

– Для нас очень важен сам факт нахождения данного списка Каложской иконы Божией Матери, – говорит настоятель церкви. – Он создан в то время, когда еще не был потерян сам оригинал. Как говорят о важном рисунке? Что это прижизненный портрет. Так и здесь. В этом и есть ценность иконы. Это единственный на сегодняшний день известный нам исторический список чудодейственной иконы.

Что стало с самой древней иконой?

Появилась она в церкви или в ХVI, или в XVII веке. Данные на этот счет расходятся. По преданию, принес ее в храм какой-то юродивый нищий, который носил икону на себе, поскольку ее размеры невелики – 18х24 см. К нищему люди относились с уважением, особенно прихожане Коложи. Предчувствуя свою кончину, он оставил икону в храме. Здесь она находилась до 1853 года, когда в результате наводнения обрушилась стена Коложи. Потом ее перенесли в только что построенный Свято-Покровский собор. Коложская икона Божией Матери считалась главной святыней Гродненской епархии и хранительницей города.

Говорят, что икона помогла отвести от Гродно кайзеровских солдат летом 1914 года. Как писал в то время в «Гродненских епархиальных ведомостях» полковой священник, известие о начале Первой мировой войны вызвало в городе панику. Крепость еще не успели достроить, форты стояли без орудий. Страх охватил жителей и военных, так как они уже видели каски кайзеровских солдат.

– Гродненский архиепископ Михаил вышел на центральную площадь с Коложской иконой Божией Матери и стал служить молебен. Собрался весь город, люди плакали и молились. И в этот вечер армия Вильгельма свернула в сторону от Гродно. Город получил передышку на год и мог подготовиться к войне. Это подлинная история и одно из великих чудес, – передал смысл той публикации настоятель Коложи.

С началом военных действий икону вместе с архивом и другими историческими и культурными ценностями перевезли вглубь России. По одной из версий она сохранялась в подмосковном монастыре, по другой – в подвалах собора Василия Блаженного в Москве. Так или иначе, но в вихре военных, а затем и революционных событий след чудодейственной святыни потерялся. Поиски не дали никаких результатов. Оригинал бесследно исчез.

До сих пор мы не знали, что есть исторический список иконы, – рассказывает Александр Болонников. – Икона, находившаяся в Коложи, написана в 2004 году. Сейчас мы вернули и историческую копию.

По мнению настоятеля, икона, которая куплена на аукционе, могла принадлежать российскому императору. Сразу после памятного молебна на площади, когда немецкие войска повернули в сторону от Гродно, в город приехал Николай II с женой и двумя дочерьми. Они посетили кафедральный собор, где находится чудотворная икона, а на память архиепископ подарил царской семьи копию чудотворной иконы. Известно, что для важных событий и высоких лиц иконы писали признанные иконописцы в крупных монастырях. Коложская икона, прибывшая из Германии, как раз и написана в одной из таких лавров.

Святыни под стеклом и на алтаре

Коложская икона прошла реставрацию и в скором времени будет доступна для осмотра. Ее поместят на киот из дуба с бронированным стеклом. Торжественное богослужение в честь святыни пройдет 1 мая. Возможно, этот день станет храмовым праздником Коложской церкви.

Кстати, появлению святыни предшествовали еще две важные находки. В запасниках кафедрального Покровского собора нашлись высокие нестандартные иконы. Оказалось, что они написаны епископом Иосифом для Коложи еще в 1897 году и предназначались для окон на останках храма. В то время возводилась деревянная стена вместо снесенной потопом. Сейчас иконы расположены на алтаре.

– Это иконы, которые были написаны для храма после его восстановления в XIX веке, –говорит Александр Болонников. – И теперь они на своих исторических местах. Важно, чтобы святыни возвращались.

Недавно Коложа прошла новый этап восстановления. Внутреннее помещение увеличилась за счет возведения исторической стены, она теперь выглядит по-другому и гармонирует с каменной частью. На полу появилась стеклянная витрина, под которой – останки древней колонны XII века. Когда-то их было шесть, теперь осталась только одна.

Следующий важный этап – создание условий для сохранения одного из самых древних в Беларуси исторических памятников.

– Поскольку зимы у нас нестабильные, перепады температуры чувствительны, это негативно влияет на плинфу. Поэтому на стенах, в том числе изнутри, установлены датчики, которые постоянно мониторят влажность и температуру, – сообщил настоятель. – На основе данных учеными будет сделано заключение, как сохранить памятник монументальной архитектуры. И мы, безусловно, воспользуемся их советами.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото БЕЛТА

Выбор редакции