Вы здесь

Как папа в декрете печет блины и заплетает косички


— Жена в отпуске, дети немного приболели. Поэтому сегодня нас так много, — встречает гостей Сергей Горбунов. — Это редкость! Обычно все по своим делам: работа, школа, садик. Днем дома только я и Макар.

Сергей — тот редкий папа, который входит в 1% белорусских мужчин, сидящих в отпуске по уходу за ребенком. Мы узнали, легко ли отцу освоить блины и прически и что ему помогает «выжить» в декрете.


«С четырьмя детьми не успеваешь иногда поесть!»

У столичной семьи Горбуновых четверо детей: Макар, Любава, Алина и Максим.

— Максим спешит на учебно-производственный комбинат. Он один из Заводского района учится на соцработника. Сейчас едет в приют помогать. Летом была практика в доме престарелых. Ему нравится, — гордится сыном Евгения. — Максим учит японский язык. Почти закончил художественную школу — за три месяца до выпуска бросил. Подростки!

— Садитесь, будем пить кофе, — зовет к столу хозяин. — Все готово.

— А ты спросил, кому с сахаром, кому без? — улыбается жена. — Или всем как себе сделал?

— Главное — вкусно, — отвечает Сергей. — Надеюсь, гости на диетах не сидят? Мы с Женей, например, уже месяц как начали готовиться к лету. Всегда делаем это коллективно. Одному трудно. Худеем по диете Дюкана, — объясняет мужчина. — В подробности лезть не буду — вам это не нужно. А мне мама, когда позвонил ей по скайпу, однажды сказала: «Сынок, у тебя лицо в экран не влазит». Вот это был сигнал!

— Мы уже второй раз худеем. Сейчас покажу, какие были раньше. Не узнаете, — листает фотографии на планшете Евгения.

— Первый раз я сбросил 18 килограммов! А потом наступил Новый год, оливье — сорвались! Но ничего, мы опытные, наверстаем. Так, Макар? — берет малыша на руки отец. — С четырьмя детьми не успеваешь иногда поесть!

«Почти всю мебель в квартире сделал Сергей»

— Всю мебель, что видите в квартире, сделал Сергей. Стол, шкаф в гостиной, кухня — все сам! — хвалит мужа Евгения. — На первом этаже дома и в лифте обратите внимание на зеркала — тоже его рук дело.

— Мне Любава помогает, — скромно говорит хозяин. — Она папина дочка! Может часами сидеть в инструментах. Гвозди, шурупы перебирает. Макар подрастет — дело пойдет еще быстрее.

— В эту квартиру мы переехали в прошлом году. Получили ключи в феврале, а в мае уже перевезли вещи. Мы были где-то пятой семьей, которая заселилась в новый дом. До этого жили с моей мамой на 20 квадратных метрах. Было тесно. Сейчас по комнатам можно на скейте гонять, — рассказывает хозяйка.

— Квартиру получили пустую — одни стены. Ремонт сделали простенький. С маленькими детьми через два года многое придется менять. Но даже при таком раскладе работы еще много. Не все сразу, — делится Сергей. — По специальности я столяр, строительный плотник. В Украине было свое небольшое производство мебели. («Алина, забери у Макара Любавины духи! А то он сейчас себе в глаза брызнет», — он замечает в руках сына опасную «игрушку».) В Минске до декретного отпуска также работал в компании, которая занимается мебелью.

«Чтобы завоевать женщину, надо подружиться с ее детьми»

— Мы с Женей познакомились через интернет. Оба фанатели от одной онлайн-игры. Я из Херсонской области, она — из Минска. Современные технологии творят чудеса! — вспоминает Сергей. — Женя еще тот конспиратор. Свою фотографию на аватарку не ставила, имя также обозначила чужое. Стало интересно, что за игрок у нас тут? Меня поразило, как неординарно рассуждает девушка для своих 28 лет.

— Аккуратнее! Неукротимая энергия, — ловит Макара и Любаву, которые «пролетают» возле стола папы. — Не дадут спокойно вспомнить свою молодость. (Смеется.) - 1 декабря мы познакомились, а 21-го — сыграли виртуальную свадьбу. Конечно, это все шутки. Серьезные шаги начались позже, когда договорились встретиться вживую. Женя очень стеснялась, даже пряталась! Но я «дожал». Вот, вместе уже семь лет.

— Он сразу к маме согласия на брак пошел просить. Что она, что я — обе не ожидали, — вступает жена. — Мама спрашивает: «Ты хорошо подумала? Ты вообще подумала?» У меня тогда уже были Алина и Максим. Новые отношения — серьезный шаг.

— Навсегда в Беларусь Сергей приехал в мае, — продолжает Евгения. — Помню, на улице ветер, дождь. Наши люди в куртках, а он с поезда в шортах выходит.

— Я спросил: как одеваться? Женя ответила «по-весеннему». Я так и сделал! На Херсонщине люди в это время уже купаются и загорают, — объясняет мужчина.

О взаимоотношениях со старшими детьми Евгении Сергей отвечает с юмором:

— Как там говорят? Чтобы завоевать женщину, надо подружиться с ее детьми! Поэтому выбора у меня не было, — улыбается. — Максим и Алина тогда были меньше, и найти к ним подход было проще. К тому же я сам из многодетной семьи. Нас у родителей было четверо, нянчил младших сестру и брата. Детскую психологию немного на тот момент понимал.

«Мамочка, все вкусно, но давай следующий раз папа будет готовить»

— С Любавой в декрете сидела я. Макар родился, когда дочери было два года девять месяцев. Автоматически мой «отпуск» продлился. У Сергея на тот момент была тяжелая ситуация — фирма почти обанкротилась. И именно тогда нам поступило предложение на льготный кредит на квартиру. Чтобы его получить, по нашему законодательству оба родителя должны быть трудоустроены. Искать мужу новую работу — нет времени. Да и я уже не могла больше сидеть дома! Грудью Макара я кормила буквально несколько месяцев. Так в пять с половиной месяцев я вышла на работу, а сын перешел в надежные руки папы, — рассказывает Евгения.

— Женя работает заместителем директора одного из минских гипермаркетов. График у нее три через три, поэтому сначала мы все успешно совмещали. То она, то я заступали на «смену», — шутит отец. — Теща была на подхвате. Но когда Макар подрос и стал требовать к себе больше внимания, стало сложнее. Еще и за Любавой надзор нужен!

— Теперь, говорю с чистой совестью, Сергей в полноценном декретном отпуске. Все делает сам. В свои выходные я даже не встаю завести Любаву в сад, — рассказывает женщина.

— Что ты здесь нарисовал? Солнышко? Красиво! — подает Макару фломастеры Сергей. — Доченька, не трогай! Это не игрушки! — забирает у Любавы объектив нашего фотографа.

— Любава у нас еще тот кадр, поэтому большинство историй будет именно о ней, — говорит хозяйка. — Как-то попросила она меня спечь блины. Ест и говорит: «Мамочка, все вкусно, но давай следующий раз папа будет готовить».

— Коронное блюдо Сергея — жареная картошка с луком! — вступает Алина. — Чебуреки вкусные получаются.

— По готовке у меня никаких проблем нет. Прочитал рецепт — сделал. Главное — желание! — считает мужчина. — Алина очень помогает. И с детьми, и на кухне. Любава, ножницы тебе не нужны. Здесь угол просто нужно отрывать. Видишь? — объясняет отец, открывая дочке йогурт. — Сынок, пить будешь?

— Я работала 30 и 31 декабря весь день. Сергей полностью приготовил праздничный стол. И это с малышом на руках! — гордо говорит Евгения.

«Человеку, который придумал памперсы, надо Нобелевскую премию дать!»

— У нас есть дежурство по уборке среди членов семьи. Макара, правда, это не касается, Любава кормит кошек. В понедельник и вторник дежурит Алина, в среду, четверг — Максим. Мы с Сергеем — в пятницу и на выходных, — рассказывает хозяйка. — Дежурный моет посуду, ходит в магазин за продуктами, убирает за животными, выносит мусор. Этот метод мы переняли у другой многодетной семьи. У них девять детей: трое своих, шестеро приемных. Схема, конечно, прижилась не сразу. Были недовольны, но привыкли.

— Спасибо времени, что бытовая техника дошла до невиданных чудес и помогает выжить мужчине в декрете! — добавляет Сергей. — А человеку, который придумал памперсы, нужно вообще Нобелевскую премию дать!

— Кстати, об уборке. Прихожу однажды с работы, смотрю — балкон в каких-то коричнево-желтых полосках. «Это я морковью рисовала, пока папа Макара спать укладывал. А потом морковь сломалась», — услышала в оправдание от Любава. Балкон «нянька» и «художница» мыли вместе, — вспоминает Евгения.

— Такое было всего однажды, — защищается папа. — В общем, я принципиально режимный человек. Если отбой в 22 часа, то все к этому времени должны быть в постели. А вот жена в этом плане более мягкая. Прически Любаве делаю тоже я. Когда-то участвовал в папином слете — на скорость плел косичку. Что-то даже выиграл. Единственное, что мне не доверяют, — это одевать младших детей. Одежду в сад, на улицу, поликлинику раскладывает по стопкам жена. Почему? Когда выбирает наряды папа, мама ужасается! То цвета друг к другу не подходят, то еще что. Мне главное, чтобы детям тепло и удобно было! А мамочке — чтобы еще и красиво.

Недаром в известной песне говорится «Папа может, папа может все что угодно... Только мамой, только мамой не может быть». Мама есть мама. Когда Женя приходит с работы, ребенок повиснет у нее на шее и не отпускает: «Макаркина мамочка!»

Интересно, что, когда Женя была в декрете, я размышлял: «Чудесное время! Лежи себе на диване, спи!» На самом деле это очень тяжелый труд! Иногда какой-то «дзен» искать надо, чтобы не сорваться, — шутит папа. — Я рыбалку люблю.

— Мужчина делится: жена, сидя дома с Любавой, всегда просила, чтобы он ей чаще звонил: «Ты же там везде ходишь, расскажи последние новости?»

— Скажу честно, это раздражало. Сейчас звоню жене: «Женя, где нового?!»

На вопрос, пошел бы Сергей еще раз в декретный отпуск, мужчина отвечает после минутной паузы:

— Я уже хочу полноценно работать, доделать наконец ремонт. Мечтаю о домике в деревне, Женя — о поездке на море. Думаю, что на пятого ребенка пока не решимся. Но кто знает, как оно будет?! Я — человек активный. Всегда за любое движение, кроме голодовки! — смеется мужчина и обращается к ребенку: «Друг мой, что-то мы заигрались. У кого-то по графику уже должен быть дневной сон. Пойдем, сынок, укладываться спать».

Екатерина АСМЫКОВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.