Вы здесь

«Номер 102 набирают в том числе и для того, чтобы просто поговорить»


В этом году белорусской милиции исполняется 102 года. Кажется, ничего особенного. Но если вспомнить, что именно на номер телефона «102» поступают тревожные сообщения, то это совпадение сразу становится привлекательным в глазах журналиста и создает информационный повод для написания статьи.

Чтобы лучше узнать специфику работы одной из самых важных служб в нашей стране, я направился в столичный ГУВД, где меня встретила начальник службы «102» подполковник милиции Наталья Кудрявцева.


По ее словам, как театр начинается с вешалки, так работа милиции начинается со службы «102». Тревожный телефон не умолкает ни днем, ни ночью. Этот простой номер уже на протяжении многих лет существует во всех населенных пунктах нашей страны. Он известен даже детям.

Как рассказала Наталья Александровна, столичная служба «102» — самая многочисленная в стране. Ежесуточно на приеме сообщений находятся 10-13 сотрудников, которые принимают около двух тысяч звонков. А вот, например, такая интересная цифра: в год проведения Чемпионата мира по хоккею было зарегистрировано более одного миллиона сообщений.

Среднее же количество обращений зависит от различных факторов: сезонность, день недели, время суток, погодные условия. Также от указанных факторов зависит характер звонков. Для примера, в утреннее и вечернее время, так называемый час пик, большинство сообщений поступает по линии ГАИ, начиная с 18.00 до 23.00 — в сфере семейно-бытовых отношений.

Наталья Александровна замечает, что номер «102» набирают вообще все, «кто не знает, кому позвонить». Прорвало канализацию, на дереве котенок сидит, забыли ключи от квартиры и даже «просто поговорить». Учитывая, что практически все сотрудники службы — девушки, они по-женски проникаются к каждому сообщению, пытаются успокоить человека, оказать ему помощь, найти выход из тяжелой, иногда критической ситуации.

— Владение такими качествами, как терпение, сдержанность, коммуникабельность и деликатность, — говорит Наталья Александровна, — обязательное требование к сотрудникам службы. Ведь по ту сторону телефонного провода находится не только общественный порядок, но и человеческая жизнь.

Кстати, в службе «102» работают не только люди в звании, так называемые аттестованные, но и гражданские лица. Как уже упоминалось, почти все они — женщины. Многие из тех, кто приходит «с гражданки», позже становятся сотрудниками милиции. Но это удается далеко не всем. Отбор в ряды правоохранительных органов очень строгий. Само звание милиционера несет определенные обязанности, с которыми не все могут справляться. Поэтому часть сотрудниц служит в штатском статусе, а часть — в милицейском. Но основные требования и для тех, и для других, конечно, одинаковы. Все проходят специальное обучение, где получают знания по правовым вопросам и психологии, а также приобретают навыки по техническим составляющим службы. Кроме того, сотрудники должны прекрасно ориентироваться в городе, чтобы не путать, например, названия улиц Бельского, Белинского и Белецкого, что иногда происходит, особенно с приезжими. От скорости передачи информации зависит очень многое, и здесь важно в первую очередь уверенно знать город, определять, в каком районе произошло происшествие, направлять туда соответствующие службы. Поэтому сначала новички сидят рядом с сотрудниками, присматриваются, набираются опыта и потом уже постепенно втягиваются в процесс.

— А бывает так, что девушки, поработав непродолжительное время, вдруг увольняются? — спрашиваем у Натальи Александровны.

— Служба непростая, — отвечает подполковник милиции, — все время идут отношения с людьми, а они попадаются разные. Одни разговаривают нормально, а другие, особенно те, кто находится в состоянии опьянения, могут и накричать, и выругаться. Не все девушки это выдерживают. Кроме того, бывают ситуации сами по себе сложные. Например, если речь идет о тяжких преступлениях и человек на том конце провода просто кричит о помощи. Психологически это очень нелегко перенести. Хотя со временем приходит опыт и даже со сложными сообщениями сотрудники начинают справляться уверенно.

Горячая линия

Мы поднимаемся в оперативно-дежурную службу, где за стеклянной стеной находится непосредственно служба «102». Заходим в помещение. Ряд отделенных друг от друга стеклянными перегородками кабинкок, в которых работают девушки. Из кабинок раздаются голоса — идет прием звонков.

Прислушиваемся: рядом девушка объясняет человеку, что его машина не угнана, а эвакуирована и в данный момент находится на штраф-стоянке.

— Радуется? — спрашиваем у девушки, когда она, после заполнения электронной карточки и передачи ее в ОДС, кладет трубку.

— Конечно, — говорит девушка, — лучше узнать, что твоя машина на штраф-стоянке, чем в угоне. У нас, кстати, есть специальная база данных, что позволяет очень быстро определить факт эвакуации автомобиля.

Прапорщик милиции Екатерина Гарощик в службе «102» работает восемь лет. По ее словам, эти годы пролетели — не заметила как.

— Что, такая интересная работа? — спрашиваем.

— Интересная, — отвечает Екатерина. — С людьми же работаем.

— Поделитесь каким-нибудь необычным случаем.

— Пожалуйста, — улыбается Екатерина. — Недавно было. Звонит поздним вечером пожилая женщина. Говорит: «Я смотрю из окна — а внизу, на снегу, тигр лежит». Я спрашиваю, может, вам показалось? Нет, говорит женщина, лежит тигр и хвостом вертит. Пока она говорит, я пытаюсь выяснить, есть ли поблизости цирк или зоопарк. Ничего такого нет, но женщина доказывает, что внизу лежит живой тигр. Пришлось направлять по этому вызову патрульную службу, МЧС. Приехали — оказалось, что это большая плюшевая игрушка. Ветер дул, вот хвост и шевелился. И женщине казалось, что это живой тигр.

— Но службы все равно направили?

— Обязательно. Мы должны реагировать соответствующим образом. Ведь там мог оказаться настоящий тигр. Всякое бывает. Нам вообще люди звонят по любому поводу. Сейчас зима, отопительный сезон, и самый «любимый» звонок — батареи холодные. Или горячие — как у кого. Могут позвонить — стихи почитать. Есть у нас и такие «клиенты». А вот недавно был звонок: мужчина говорит, убил человека. Расспрашиваем подробности — он ярко и четко все описывает. Посылаем туда все службы. Оказалось — белая горячка, все придумал.

У Екатерины звонок — она ​​отвечает на вызов, работает. Разговор продолжаем с начальником смены, старшим прапорщиком милиции Натальей Криволевич. Она работает в службе «102» уже 16 лет и, как говорят, всего видела.

— Непросто выдерживать такое количество посторонних звонков? — спрашиваю я.

— Мы привыкли, — отвечает Наталья Константиновна. — К тому же большинство звонков поступает по делу. Бывает, что просто жизнь человека спасать приходится.

Наталья Кудрявцева вспоминает недавний случай в Гродно. Там девушка из службы «102» не позволила парню покончить с собой. Держала его на трубке, уговаривала, «пообещала» прийти на свидание — и не дала совершить роковой шаг.

К нам, закончив разговор по телефону, присоединяется еще одна из девушек.

— А вот у нас недавно был случай, — говорит она, — когда гражданин помог задержать преступника. Тот в автобусе угрожал пассажирам ножом. Затем вышел и пытался скрыться. Но гражданин вышел вслед за ним, позвонил нам и следовал за преступником, постоянно сообщая нам его координаты. Так он следил за нарушителем, пока этого не задержал высланный нами наряд милиции.

— Встречаются такие сознательные граждане!

— Много! — соглашается Екатерина Гарощик. — Часто люди помогают нам предотвратить кражи. Например, видят, что в машине, оставленной у дома, окно открыто. А на сиденье лежит портфель или что-нибудь другое. Позвонят нам, мы направим наряд, чтобы нашли хозяина машины. Или барсетку с деньгами автовладелец забудет на сиденье. Знаете, как это привлекает преступников! Они и стекло разобьют, чтобы добраться до денег. Также высылаем наряд. Лучше перестраховаться, чем допустить преступление.

— Например, есть такие воры — «ручники», — говорит Наталья Криволевич. — Ходят ночью по подъездам и дергают ручки дверей. Бывает, что хозяева забывают закрыться, и двери остаются открыты. Воришки тихонько входят в квартиру и тянут все, что удастся стащить. Так вот, на днях нам позвонила женщина, мол, увидела в глазок такого «ручника». Выслали наряд, задержали вора.

— Быстро сработали, — замечаем.

— Мы и должны быстро работать, — говорит Наталья Константиновна. — Служба такая.

Много интересного мне еще рассказали сотрудницы, пока я находился у них в гостях. Вспоминали и смешные случаи, когда бывает очень трудно по дикции человека определить, какую улицу или место он имеет в виду. И трагические, когда приходится сообщать о смерти родственника или успокаивать плачущего ребенка навзрыд. Всякое бывает в жизни этих замечательных девушек. Но неизменным остается одно — их отношение к работе. Что бы ни случилось на том конце провода, они всегда корректны, выдержаны и полны желания прийти на помощь. И поэтому человек, который оказался в трудном положении, в первые же секунды своего обращения слышит от них самое главное: «Чем мы можем вам помочь?»

Сергей КУЛАКОВ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.