Вы здесь

Чем опасны башенные краны?


Если перефразировать известную поговорку, то у многих проблем есть три обязательных характеристики: фамилия, имя и отчество. Знаменитый человеческий фактор, однако, может привести и к летальному исходу. Примером тому — ситуация с подъемными механизмами. В прошлом году при работе на кранах в Беларуси произошло 17 несчастных случаев. К сожалению, два из них закончились летально. Подробнее об этом рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Петр Климко.


— Большинство несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с использованием грузоподъемных кранов, имеет организационный характер, — говорит собеседник. — Например, к управлению и обслуживанию кранов в качестве крановщиков и стропальщиков допускаются лица без должной квалификации. Если же с профессиональной подготовкой все хорошо, то не всегда осуществляется необходимый контроль за тем, как выполняются рабочие инструкции и технологические регламенты. Стропальщики нарушают схемы работы и используют для операций неисправные устройства. Чем это заканчивается — разберем на конкретных примерах.

Накануне прошлого Дня Независимости в четыре часа дня в пятницу, 29 июня, драма разыгралась в деревне Копище, что находится совсем рядом с границей Минска. Сейчас там массово возводятся высотные жилые дома. На одной из очередных строек монтировался башенный кран. Но в какой-то момент работы пошли не по инструкции. Грузовой канат подхватил и сбросил вниз датчик угла подъема стрелы крана. Аппарат этот довольно весомый: его масса достигает семи килограммов. И полетел он вниз с высоты 36 метров. Если представить себе эту высоту, то до такой отметки дотягивается 12-этажный дом. Приземлился датчик прямо на монтажника строительных машин и механизмов. Шансов выжить у бедняги не осталось.

Вторая трагедия случилась через полтора месяца в Свислочским районе. Специалисты районного предприятия ЖКХ отправились в городской поселок Порозово для того, чтобы на территории местного совхоза заменить в скважине глубинный насос. Автомобильный кран поднял наверх трубу, и слесари начали ставить фиксирующий хомут для того, чтобы после разобрать соединение труб. И вот в какой-то момент с верха поднятой трубы сорвался оголовок и упал прямо на слесаря, который в это время ставил хомут. Человек погиб на месте.

А вот следующий случай иначе, как большим везением, и не назовешь. Начало прошлого апреля выдалось довольно ветреным. И вот в одну ночь на нижнем грузовом причале в Мозыре порыв ветра сорвал и опрокинул грузоподъемный портальный кран. Техника получила весьма существенные повреждения. Благодаря тому что на часах было 00:20, обошлось без пострадавших. Разбор этого происшествия обнаружил целый ряд нарушений. Мало того что кран не был закреплен должным образом противоугонными тормозами, так еще и два тормоза механизма передвижения были неисправны. А двух других не было вообще. Путь под краном тоже не выдерживал никакой критики.

Куда менее оптимистично закончилась история в Минске. В конце апреля тяжелую травму получил арматурщик одного из обществ с ограниченной ответственностью. Без какого-либо согласования с исполнителем работы он перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана для того, чтобы забрать подготовленную ранее арматуру, которая стояла на бетонной плите около новостройки. Машинист крана в это время подавал утеплитель на 14-й этаж. Одна из ветвей стропа зацепилась за поддон с утеплителем, который и упал как раз на арматурщика.

К тяжелым последствиям привел целый букет нарушений в Могилеве. Во время реконструкции тепловой сети стреловой самоходный кран перемещал щит опалубки. Строповку груза делал человек, который не имел соответствующей квалификации. Сами стропы также были неисправны — там отсутствовали замки на крюках. Крюк с грузом логично расцепился и упал на монтажника технологического оборудования, который в это время находился в опасной зоне. И это еще не все. Экспертиза крана, которая проводилась после происшествия, выяснила, что этот агрегат мало того что был в неисправном состоянии, но еще и его эксплуатацию запретили годом ранее из-за того, что он не прошел технический осмотр.

— Причины практически каждого ЧП с грузоподъемными кранами связаны с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, — отмечает Петр Климко. — Именно поэтому Госпромнадзор разослал в республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполкомы, а также в организации, подчиненные правительству, специальное письмо. От руководителей подведомственных организаций требуется провести внеплановые рабочие инструктажи с машинистами кранов и стропальщиками, а также обеспечить производственный контроль за соблюдением правил промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. Результаты этих мероприятий будут рассмотрены на специальных совещаниях, в которых при необходимости примут участие и представители Госпромнадзора. Как говорят, кувшин носит воду до поры. И за каждым происшествием, которое попадает в нашу сводку, стоит человеческое горе и материальные потери. Хотя всего лишь достаточно соблюдать технику безопасности.

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».