Вы здесь

Журналист «Звязды» отправился на дежурство с инспекторами ГАИ


В общественном сознании о работнике ГАИ сложилось следующее мнение: стоит у дороги человек в форме с полосатым жезлом в руке, останавливает машины и выписывает штрафы. И этим вся его работа ограничивается.


Шесть тонн меди

Частично это, возможно, и правда. В повседневной службе «на дороге» сотрудники ГАИ занимаются рутиной, проверяя машины, которые движутся мимо них или находятся на стоянке. Все верно. Обеспечение безопасности дорожного движения является главной составляющей их службы, а поскольку автомобили и, по определению, пешеходы непосредственно участвуют в движении, то они входят в сферу интересов инспекторов ГАИ.

Но так ли однообразна их работа? Быть может, в ней есть аспекты, о которых мы ничего не знаем? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я обратился в ГАИ УВД Миноблисполкома.

- Конечно, не только дежурством на дорогах мы занимаемся, - говорит заместитель начальника спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения подполковник милиции Виталий Молчан. - Мы сопровождаем грузы, а летом - автобусы с детьми, которые едут в лагеря отдыха. Кроме того, досматриваем транспорт на предмет провоза запрещенных предметов. Например, совсем недавно остановили грузовик. С виду ничего необычного, документы в порядке. Но водитель как-то странно нервничал. Посмотрели внутрь прицепа. Стоят коробки, ничего особенного, обратили внимание на одну деталь: боковые борта, обитые изнутри фанерой, постепенно словно сужаются к кабине. Стали изучать более внимательно. Оказалось, между фанерой и внешним тентом был зазор, в котором спрятали листовую медь. И еще больший зазор - в полтора метра - был сделан между кабиной и передним бортом. Шесть тонн меди было спрятано в том грузовике! И обнаружили это наши сотрудники. Кстати, подобных случаев немало.

Интересные иномарки

Вместе с подполковником милиции Виталием Молчаном и старшим инспектором указанного спецподразделения капитаном милиции Дмитрием Юрутем мы выезжаем для проверки постов. Мои спутники не просто едут из «пункта А в пункт Б». Они живо интересуются автомобилями с иностранными номерами. Когда я спрашиваю, чем это вызвано, мне снова дает объяснение Виталий Молчан:

- Довольно часто на территорию Беларуси пригоняют транспортные средства, имеющие не очень чистую, а иногда открыто уголовную биографию. И продают их здесь за сравнительно невысокую цену - лишь бы быстрее сбыть. Наши граждане покупают такие товары, прельстившись подходящей ценой. Догадываясь, что при переоформлении автомобиля его могут «пробить» в ГАИ и всплывут негативные факты, многие ездят и дальше на иностранных номерах. Проверяя подобные машины, мы можем установить факт кражи.

Словно в продолжение темы, перед нами оказывается легковушка «Шевроле» с российскими номерами. Мы движемся за этой машиной. Сворачиваем в переулки поселка Боровляны. «Шевроле» останавливается, капитан милиции Юруть идет проверять документы.

Водитель, даже на мой неопытный взгляд, какой-то излишне суетливый. Выясняется, что он гражданин Беларуси, но документов на автомобиль у него при себе нет. Говорит, оставил в другой машине. Старший инспектор Юруть садится к нему, мы с подполковником милиции Молчаном едем следом. Приезжаем к еще одной иномарке, но и там нет документов на «шевроле». Водитель говорит, что документы находятся дома и он сейчас их принесет. Но его не отпускают домой, полагая, что может сбежать, и предлагают позвонить тому, кто принесет документы. Либо - проехать в УВД и там во всем разобраться. В конце концов выясняется, что документы у водителя изначально были при себе, но на машину не оформлена страховка, и владелец «шевроле», опасаясь штрафа, пытался выкрутиться, полагая, что сотрудники ГАИ не будут такими скрупулезными. Ошибся, и в результате был составлен административный протокол за отсутствие страхового полиса.

- Зачем обманывал? - говорит с укором Виталий Молчан, когда мы уже поехали дальше. - Понятно же было, что мы обо всем узнаем. Вот потому, что многие пытаются обмануть сотрудников милиции вместо того, чтобы честно признать вину, невольно начинаешь на всех смотреть с подозрением.

Мы останавливаем еще одну машину с российскими номерами, но там все в порядке, и мы мирно разъезжаемся.

- Скажите, а нет ли дискриминации в том, что вы специально останавливаете авто с российскими номерами? - спрашиваю я.

- Во-первых, - спокойно отвечает Виталий Молчан, - мы останавливаем любые машины, которые вызывают у нас подозрение. И номера на них могут быть разные. Представьте, какое важное и доброе дело мы делаем: возвращаем имущество гражданам соседней страны. Многие люди предъявляют к нам претензии за излишнюю, как им кажется, строгость. А мало кто знает, как довольны и счастливы обладатели автомобилей, когда получают обратно своих «железных коней». Многие уже и надежду потеряли, а тут такой подарок! Поэтому мы никого специально не преследуем, а просто делаем свою работу.

Детские кресла

Мы выезжаем за город, где у деревни Белые Лужи Виталий Молчан проверяет своих подчиненных. Служба, как говорится, идет в штатном режиме.

Далее я присоединяюсь к экипажу старшего инспектора Юрия Севрюкова, где находятся еще двое сотрудников, и вместе с ними продолжаю дежурство.

На мой вопрос, что представляет сейчас наибольшую проблему, Юрий Севрюков говорит:

- Учитывая сезон, конечно, «головная боль» - это шины. Дорога часто скользкая, тормозной путь удлиняется, а люди продолжают ездить на летней резине и надеются так проездить всю зиму. А это - один из главных источников опасности. Некоторые пытаются комбинировать: ставят зимние шины только на передние колеса, а задние оставляют в летней или «демисезонной» обуви. Но это также может создать аварийную ситуацию. Поэтому следим за колесами в первую очередь. Еще, конечно, много проблем с пешеходами. Темнеет рано, а люди за городом привыкли ходить по дороге по своим правилам. Часто идут не навстречу, а по движению транспорта. Не обозначают себя световозвращающими элементами. Переходят дорогу там, где им захочется. Опять же, пьяные часто становятся виновниками ДТП, выпрыгивая на проезжую часть, а то и засыпая прямо на ней. Поэтому с пешеходами ведется постоянная профилактическая работа.

- А теперь куда мы едем? - поинтересовался я, увидев впереди школу.

- Проверим машины на наличие детских кресел, - поясняет старший инспектор Севрюков. - Большинство родителей - люди дисциплинированные, ответственные, и детей возят в соответствии с правилами. Но попадаются и те, кто ими пренебрегает. Некоторые так просто и заявляют: мой ребенок, как хочу, так и вожу! Знали бы они, что происходит с непристегнутыми детьми во время столкновения. Их швыряет по всему салону - страшное зрелище. Если бы горе-родители увидели это со стороны, бегом побежали бы покупать кресла.

Мы проезжаем вдоль ряда автомобилей, припаркованных возле школы. Один из инспекторов замечает, что в легковой машине, которая проехала мимо нас, ребенок сидит непристегнутым. Разворачиваемся, едем за этим авто. Подается звуковой сигнал, и легковушка послушно сворачивает на стоянку.

За рулем - молодая женщина. Позади нее сидит девочка примерно семи лет. Ни детского кресла, ни бустера - удерживающего устройства, в салоне нет. Инспектор Виктор Якубчик начинает выписывать штраф, одновременно объясняя нарушительнице степень ее вины. Женщина согласно кивает, лицо у нее виноватое. В свое оправдание она говорит, что есть еще «семейная» машина, сразу с двумя детскими креслами. А в этой она просто выскочила «по-быстрому» забрать дочь из школы. На первый раз штраф - 0,5 базовой величины. Но если нарушение будет зафиксировано повторно, штраф составит от 2 до 5 базовых величин. Понятно, что дешевле купить кресло, чем «нарываться на неприятности». Молодая мать все это понимает и говорит, что кресло будет установлено ​​в машину неотложно.

Второй инспектор, лейтенант милиции Дмитрий Голобурда, тем временем показывает еще одной машине свернуть на стоянку. Причина? Водитель не был пристегнут ремнем безопасности. Также выписывается штраф и проводится разъяснительная беседа. Нарушитель соглашается: виноват, больше не буду. При этом жизнерадостно говорит по телефону: видимо, штраф его не сильно расстроил. Однако же, о ремне безопасности теперь он вряд ли забудет.

Зимние сюрпризы

Едем дальше. Продолжаем разговор.

- Вот сейчас похолодало, многие машины глохнут на дороге, - говорит Юрий Севрюков. - Люди останавливаются, включают аварийные огни - и часто не знают, что им делать дальше. Зима, ночь, мороз... До беды недалеко. Мы приходим таким водителям на помощь. Вызываем эвакуатор, доставляем пассажиров в населенный пункт, чтобы не замерзли. Если нужно, вызываем и медицинскую службу. Многих людей таким образом спасли, они потом пишут нам благодарности.

Вдруг мы резко съезжаем в сторону и тормозим. Виктор Якубчик выходит из машины, останавливает какую-то девушку. Что такое? Оказывается, она перебежала дорогу в неположенном месте. Я и не заметил, но у инспекторов глаз на такие вещи наметан.

Раньше я обратил внимание на то, как они смотрят на дорогу, на проезжающие машины: быстро, цепко, как отслеживая радаром. Вот и эту нарушительницу «запеленговали» мгновенно и тут же среагировали.

Инспектор Якубчик, поговорив с девушкой, отпускает ее. Я интересуюсь, в чем дело.

- Беременная, спешит на обследование, - объясняет инспектор.

- Ее не стали штрафовать?

- Ограничились устным замечанием, - говорит Виктор Якубчик. - Эта мера внушения, кстати, предусмотрена законодательством.

Поступает сообщение по радиостанции. Грузовик съехал в кювет, нужно организовать «коридор», пока его будут вытаскивать. Едем туда.

Действительно, МАЗ, груженный песком, остановился на обочине. Но сбоку к дороге прилегал толстый слой снега, и тяжелый самосвал одной стороной стянуло вниз. Засел крепко, самому не выбраться. Ждем, когда приедут на помощь машины из организации, к которой относится МАЗ, что попал в ловушку. Скоро приезжают два автофургона. Юрий Севрюков перегоняет служебную машину за грузовики и останавливает встречные машины. Водители, понимая, что задерживают движение на трассе, спешат. Они цепляют МАЗ тросами сразу за две машины и задним ходом вытягивают на дорогу. Вся операция занимает не более пяти минут. «Хвост» позади нас выстроился не такой уж и длинный. Едва МАЗ оказывается на дороге, инспекторы дают сигнал: можно ехать. Через минуту трасса становится чистой. Точности действий сотрудников ДПС можно позавидовать.

На этом я свое «дежурство» закончил. А инспекторы остались нести службу. Непростую, разнообразную и такую ​​всем нужную. Не знаю, какие выводы сделали вы, прочитав этот репортаж, а я убедился лично: пока эти люди на дороге, мы можем чувствовать себя в полной безопасности.

Сергей Кулаков

Название в газете: Служба на дарозе

Выбор редакции

Культура

Художница Алеся Скоробогатая: Нет цели нравиться

Художница Алеся Скоробогатая: Нет цели нравиться

Имя художницы звучит все пять лет проведения «Осенних салонов».

Спорт

Спортсмен Валерий Макаревич: Мечта у меня одна — стать профессионалом своего дела

Спортсмен Валерий Макаревич: Мечта у меня одна — стать профессионалом своего дела

Как вратарь сборной Беларуси по пляжному футболу совмещает игру с ролью учителя и отца.  

Экономика

Советы по развитию предпринимательства стали работать более эффективно и результативно

Советы по развитию предпринимательства стали работать более эффективно и результативно

Значительное внимание на развитие малого и среднего предпринимательства начали обращать давно, причем на самом высоком государственном уровне.

Спорт

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Спортивный психолог Екатерина Буча рассказывает, легко ли вырастить чемпиона

Как правильно определить вид спорта, который подходит для вашего ребенка, стоит ли вообще заставлять его ходить на тренировки?