Вы здесь

Чем живет Главпочтамт?


Здание Главпочтамта в Минске - одно из самых известных. Вот уже почти 64 года кассовый и посылочный залы ежедневно принимают тысячи посетителей. Казалось бы, процесс отработан до идеала: пришел человек, взял талон по электронной очереди, отправил посылку или письмо, заплатил деньги, получил квитанцию и пошел дальше по своим делам. Но сегодня мы заглянем по ту сторону кассовой стойки...


Оператор Зинаида Новак вот уже более 44 лет - с ноября 1974-го - отправляет из самого известного столичного почтового отделения письма, переводы, платежи, посылки, бандероли, выплачивает пенсии... За безупречную работу ее много раз награждали грамотами, объявляли благодарности.

- На мой выбор профессии повлияло то, что в 38-м отделении связи в Минске работала и тетя, и двоюродная сестра. Я приезжала к ним, наблюдала, как они работают. И мне понравилось. После окончания школы поступала в педагогический институт, но не прошла по конкурсу. Ну, жить за что-то надо было, и я пошла в почтальоны. Пять лет носила письма и газеты. За это время окончила техникум, и меня перевели на должность оператора дополнительных услуг. Конечно, разворот был серьезный - одно дело, когда ты постоянно на свежем воздухе, носишь почту, и совсем другое, когда ты сидишь весь рабочий день в помещении. Но после привыкла и перешла на Главпочтамт.

Рабочий день Зинаиды Аврамовны длится 12 часов - с восьми утра и до восьми вечера. График - два дня рабочие через два выходных.

- Сейчас, в век всеобщего интернета, мы отправляем много обычных писем. Я всегда предлагаю разные варианты, чтобы письмо до адресата дошло как можно быстрее. Интересно, что и объем подписки на прессу не уменьшается. Правда, оформляют ее люди более солидного возраста. Существенно чувствуется близость вокзала. Вот на новогодние праздники к нам приходило много гостей из России. Иностранцы приобретают охотно открытки, покупают коллекционные марки. Мы очень легко можем распознать, кто перед нами - турист или местный житель.

Огромный трудовой опыт Зинаиды Аврамовны позволяет ей готовить стажеров, которые впервые оказываются по ту сторону стойки.

- Не один десяток человек научила я всем секретам работы оператора. Некоторые даже доросли до руководящих постов. Но все они начинали именно здесь, принимая платежи, отправления, письма...

- А если сравнивать нынешнюю почту с той, которая была в 1970-е, то что изменилось?

- Да практически все. Раньше мы работали на огромных механических машинах «Ока». Теперь маленькие компьютеры позволяют делать работу быстрее и надежнее. Платеж, который я отправляю через ЕРИП, доходит буквально за пару минут, как и почтовый перевод. Письмо, которое отправлено первым классом сегодня, завтра читает адресат. Кстати, во всех отделениях почтовой связи сегодня есть возможность получать пенсии независимо от места жительства. Эта услуга пользуется огромной популярностью. Например, не секрет, что на зиму дети, которые живут в крупном городе, зачастую забирают к себе престарелых родителей. Получать пенсию в этом случае очень удобно.

Анжела Малейко работает на почтамте администратором посылочного зала. Она консультирует клиентов по тому, как правильно нужно посылать отправления как по Беларуси, так и за пределы страны. За день в зал приходит в среднем около 600 человек.

- Причем в новогодние праздники эта цифра была намного больше. Через наши руки проходят десятки тысяч посылок, мелких пакетов, бандеролей... Самая популярная услуга - это доставка с помощью ускоренной почты EMS. Мы доставляем отправления по принципу «сегодня на завтра» и «из рук в руки».

Новогодний поток отправлений в этом году оказался очень мощным. Объемы отправлений выросли в 4 раза. К тому же почта отсюда отправляется 4 раза в день. На ночь не остается ничего. Но какие здесь самые напряженные дни?

- Так сложилось, что к нам чаще всего приходят по понедельникам и вторникам. Посередине недели наблюдается некоторое затишье. И с пятницы до воскресенья у нас опять много посетителей. Причем есть такая особенность, что в выходные у нас больше отправлений за границу.

Сталкиваются работники почтамта и с не очень стандартными отправлениями.

- Был случай накануне Дня святого Валентина. Молодой человек пришел в посылочный зал с огромным букетом роз. Он рассказал, что его девушка живет в другом городе. Парень хотел прислать ей цветы, но не знал, как это сделать. Мы очень бережно их упаковали и отправили ускоренной доставкой. После парень пришел еще раз и очень нас благодарил. А однажды пересылали... пчел. Нет, все ящики были запакованы так, чтобы ни одна пчела не прорвалась оттуда. Но на всякий случай мы приняли все меры предосторожности. На днях посылали керамическую плитку, картины, вазы... А где-то года четыре назад от нас отправили в Канаду телевизор с жидкокристаллическим экраном! Отправитель тогда очень переживал, дойдет ли техника по ту сторону Атлантического океана. Мы его убедили, что все сделаем наилучшим образом. Тогда мы завернули его во множество слоев пленки, поролона и отправили службой EMS. Опыт обращения с подобными вещами у нас есть - благо мы отправляем много хрупких сувениров. Через дней семь отправитель пришел к нам и сильно благодарил, что телевизор дошел и работает без проблем. Мы с этим клиентом после подружились, и он приходил к нам с отправлениями еще не раз.

Анжела Малейко работает в почтовой сфере 20 лет, половина этого стажа приходится на Минский главпочтамт. Что же самое сложное при общении с клиентами?

- Мое правило простое: я не тяну на работу проблемы и заботы, которые случаются за ее пределами. Клиент пойдет только туда, где его встречают улыбкой и хорошим настроением.

В кассовом зале взгляд каждый раз останавливается на терминалах самообслуживания. Благодаря им можно послать заказное письмо до двух килограммов. Но возле касс все-таки народу собирается больше. Почему так?

- Люди пожилого возраста преимущественно желают общения с человеком, - говорит заместитель начальника по эксплуатации производства «Минская почта» Елена Прокопеня. - Для молодежи это в какой-то степени делегирование ответственности. Хотя вот мы сумели заинтересовать молодых людей посткроссингом. Что это такое? Вы регистрируетесь на портале www.postcrossing.com, и вам приходит перечень адресов, куда надо отправить открытки. Большой популярностью пользуются карточки с видами Минска. Таким образом, это реальная возможность пообщаться с такими же любителями переписки из других стран. Электронное текстовое сообщение в мессенджере - это одно, а физическая, написанная от руки открытка - это совсем другое.

На Главпочтамте периодически проходят интересные акции. Одна из последних - День ручного письма, который прошел 23 января. В течение двух часов каждый желающий мог переслать обычную открытку, написанную от руки, бесплатно по Беларуси.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.