Вы здесь

Куда ехать за впечатлениями? Рассказывают представители туриндустрии


Ко ІІ Европейским играм готовятся не только спортсмены, но и туркомпании. Напомним, что в прошлом году перед ЧМ по футболу, который проходил в России, Беларусь и Россия подписали соглашение о безвизе на оба спортивных мероприятия. Несмотря на то, что подписание «большого» документа о взаимном признании виз пока не состоялось, зрители смогут спокойно проехаться по нашей стране, а также посмотреть российские города.


Первым важным спортивным событием года стал чемпионат Европы по фигурному катанию, который принимает «Минск-Арена» на этой неделе. В столицу приехали спортсмены почти из 30 стран и их болельщики. Беларусь в танцах на льду представят Анна Кубликова и Юрий Гулицкий. Фото Андрея Сазонова

Итоги года

Председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп ГУЛЫЙ отмечает, что в 2018-м, как никогда ранее, белорусы пришли с коллегами из России к конкретике по продвижению комбинированных туров и продуктов на иностранные рынки. При этом растет поток прилетающих из крупных российских городов-миллионников, где есть прямое авиасообщение. Статистику озвучил заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий ГРИЦЕВИЧ. За январь — ноябрь экспорт туруслуг Беларуси составил около 205 млн долларов. Доля экспорта
в Россию — 57 %. Есть рост на 11 %, при этом статистика охватывает только туристов, которые подписали соответствующие договоры.

Однако прошлый год был не таким простым. Банкротство некоторых российских туроператоров, работавших на территории Беларуси, вскрыло проблемы сотрудничества. Например, компания «Натали Турс». Белорусские турфирмы, которые выплатили компенсацию людям, подали документы в российскую страховую, но вернуть свои деньги из-за нюансов в законах они не смогли. Соответственно, как говорит представитель министерства, это станет одной из задач на этот год: на площадке ЕАЭС решить вопрос о равных правах. К слову, в рамках Договора о ЕАЭС к
1 декабря должен быть сформирован единый рынок туруслуг между Беларусью, Казахстаном и Россией. А эта ситуация показывает, что к единому рынку страны пока не готовы.

О том, что индустрия заинтересована в синхронизации законодательства, говорили еще три года назад, напоминает директор российской ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр ОСАУЛЕНКО. По его мнению, это нужно для того, чтобы туроператоры обеих стран могли совместно защищать своих туристов при выезде в третьи страны. Это поможет и в создании единого продукта. На сегодня туризм из России в Беларусь считается внешним даже для близлежащих регионов. Чтобы российской компании отправить туриста в Беларусь, она должна быть членом «Турпомощи» и иметь фингарантии, это ставит агентства в невыгодное положение. Плюс, на что обращает внимание Филипп Гулый, сфера туризма в обеих странах попадает в межведомственное пространство. Ресурсов Минспорта Беларуси для регулирования отрасли, по его мнению, недостаточно. Например, для того чтобы российский туроператор мог приобретать белорусский продукт, ему необходимо предоставить справку о резидентстве. Несмотря на то, что он по факту и так российское юрлицо. Эту проблему, по словам Филиппа Гулого, с МНС не могут решить уже пару лет.

Комментируя ситуацию с «Натали Турс», Александр Осауленко отмечает, что в тот раз «Турпомощь» вместе с Ростуризмом помогла белорусам вернуться на родину. Однако эвакуационные мероприятия и компенсации платятся из фондов. А эти туристы оказались неучтенными: за них деньги не перечислялись. Синхронизировать в подобном случае законодательство будет сложно. Как говорит Филипп Гулый, возможность работать по «внутренним» правилам решила бы часть проблем. У нас анонсировано свободное движение услуг и капитала, но по факту это не работает. Например, перечисляемые платежи стоят на валютном контроле.

С этого года изменились нормы беспошлинного ввоза на территорию ЕАЭС. Фото БелТА

Несвободное движение

Фактически то, что происходит сегодня на границе, не устраивает никого, отметили эксперты с обеих сторон. «То, что граждане России и Беларуси спокойно, за исключением небольшой пробки, ожидания, могут передвигаться — это замечательно, но в наших экскурсионных автобусах, железнодорожных поездах не могут передвигаться граждане Казахстана, Кыргызстана, Армении, даже проживающие, работающие у нас в стране, — подчеркнул Филипп Гулый. — То есть они в Беларусь въехать могут, а выехать фактически никак. Мы все теряем туристов, прибыль и привлекательность. Огромная проблема и сложность с туристами из третьих стран».

Как отмечают представители туризма, их в принципе устроит любое решение: либо полное отсутствие погранконтроля (то есть подписание и реализация соглашения о взаимном признании виз), либо настоящий пропускной пункт с паспортом и шлагбаумом. Тогда эти вопросы решаются.

Если заработает безвиз, он снимет проблемы, но белорусскому турбизнесу будет работать намного сложнее, чем раньше. Как считает Филипп Гулый, российские компании получат здесь определенный карт-бланш. С другой стороны, произойдет некоторая естественная зачистка рынка: в Беларуси останутся только те въездные компании, которые представляют интересный продукт.

Виталий Грицевич принимал участие в разработке соглашения о взаимном признании виз и считает, что оно отработано с двух сторон, поэтому может быть подписано во время одной из ближайших встреч. Он напомнил, что по нашему безвизу, полученному при въезде в Беларусь через Национальный аэропорт, въезжать в Россию нельзя. То же самое касалось FAN ІD, который давал право приезжать без визы
в Россию, однако на Беларусь такое разрешение не распространялось. Но многие приезжали в Беларусь, а уезжали из страны-соседки или наоборот, тем самым нарушая законодательство. В следующий раз при въезде в Союзное государство они рискуют получить отказ, так как, может, сами того не зная, нарушили закон. Такое положение дел отражается на туристическом имидже Беларуси и России и ведет к репутационным потерям, а соглашение сыграло бы нам на руку, сняв этот вопрос.

Филипп Гулый обращает внимание, что из-за ситуации, которая несколько лет остается таковой, наша страна несет достаточно серьезные убытки: раньше практически все европейские туристы, приезжающие в Восточную Европу, в Россию ехали транзитом через Беларусь. Теперь эти деньги получают страны Балтии. Рынок европейских автобусных туристов — это около пяти миллионов путешественников в год. Очень сложно вернуть обратно клиентов, которые уже наладили взаимодействие с Прибалтикой.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга САНАЕВА отмечает, что до 2016 года даже не подозревала, что эта проблема есть. И нелегитимный проезд граждан третьих стран даже в поездах через Беларусь, и потеря туристов, которые вынуждены двигаться через Прибалтику и Украину, а не напрямик, — это проблема для турбизнеса. Она тоже подчеркивает, что стороны устроит любое решение: либо безвиз, либо пункт пропуска.

В этом году «Белавиа» планирует взять на борт около 3,6 млн пассажиров.

Летим дальше?

Несмотря на некоторые трудности в индустрии, туристы все равно продолжают путешествовать внутри Союзного государства. Так, Минск на эти новогодние праздники, по данным аналитического агентства «ТурСтат», стал самым популярным среди городов СНГ для зимнего путешествия у россиян. В то же время национальный перевозчик «Белавия» в прошлом году открыл ряд новых направлений в российские города. Филипп Гулый комментирует: «Где была востребованность в рейсе, допустим на Воронеж, эффект виден сразу. Мы очень ждем открытия рейса в Мурманск. Прекрасно работает ростовское направление. Хорошо летают в Казань и Нижний Новгород. Единственное, что отмечают наши российские коллеги, — это не самое простое взаимодействие по туроператорским тарифам с нашей авиакомпанией. Но спрос достаточно высокий, поэтому здесь вопрос больше к «Белавиа» и региональным аэропортам. Мы видим продвижение туров выходного дня. Пошли достаточно хорошо чекапы (диагностика. — Прим. «СЕ») в санаториях. Кое-где начали продаваться транзиты. Это настоящее межрегиональное сотрудничество. Вопрос, как его сделать более дешевым, эффективным, расширенным». На сегодня из Минска можно улететь напрямую в Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Воронеж, Москву, Санкт-Петербург, Калининград. Кроме этого, хорошо, если б и самолеты российских авиакомпаний прилетали к нам: допустим, «Северсталь» или «Аэрофлот» мог бы расширить региональную программу. «Очень хотелось бы отметить компанию «Ямал», которая пробовала летать и оздоравливать жителей севера через Екатеринбург и Минск. Но цены достаточно высокие, и у нас не получилось диалога по туроператорским тарифам», — рассказывает эксперт. С ним согласились и представители российской туриндустрии.

В тему

С нового года вступило в силу решение ЕЭК от 1 ноября 2018-го. Согласно ему уменьшились нормы беспошлинного ввоза на территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами. Теперь без уплаты таможенных платежей разрешено ввозить товары, общая стоимость которых не превышает 500 евро в эквиваленте, а вес — 25 кг. Данные нормы касаются товаров (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых всеми видами транспорта, кроме воздушного, или в пешем порядке. Норма для перемещения товаров воздушным видом транспорта остается прежней и составляет до 10 000 евро и (или) до 50 кг. Если стоимость и (или) вес товаров превышают установленные законодательством нормы, необходимо уплатить 30 % от стоимости, но не менее 4 евро за один килограм. в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы. Для тех, кто ездит чаще одного раза в три календарных месяца, нормы еще жестче — 300 евро и не более 20 кг. С 1 января для сокращения времени контрольных процедур и ускорения товарооборота через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС часть функций сотрудников органов пограничной службы возложена на таможенников. В частности, речь идет о паспортном контроле и проверке иных документов. Новая технология работы сотрудников таможни касается главным образом грузоперевозчиков.

Надежда АНИСОВИЧ

Выбор редакции

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.

Общество

Как будет проходить перепись населения

Как будет проходить перепись населения

Председатель Национального статистического комитета Инна МЕДВЕДЕВА отмечает, что их ведомство рассчитывает переписать максимальное количество граждан с помощью внедренных инноваций.