Вы здесь

Кто торгует домашней выпечкой на рынке


Полгода назад домашним поварам и кондитерам разрешили продавать свою продукцию на рынках. Чтобы получить место за прилавком, достаточно лишь сделать флюорографию и уплатить единый налог. Казалось бы, упрощенные условия должны завлечь кулинаров на торговые ряды. Но, как оказалось, такая возможность пока не пользуется популярностью.


Фото носит иллюстративный характер.

Новые правила действуют с июня прошлого года. Согласно постановлению Совмина № 452, лица, производящие кондитерские и хлебобулочные изделия без регистрации ИП, могут торговать ими на рынке. Причем без прохождения санитарно-ветеринарной экспертизы и документов, подтверждающих качество и безопасность выпечки. В столице продавать сладости кулинары могут и на сельскохозяйственных ярмарках на городских площадках.

На Чижовском рынке в Минске продавцов с домашним печеньем и конфетами не видно. В администрации торгового объекта рассказывают, что к ним за все время поступило только одно обращение по этому вопросу.

— Но человек даже не выставлялся. Пришел, посмотрел место, наверное, и передумал. Рынок сам по себе небольшой, движения покупателей здесь особо нет, — называют в администрации возможную причину непопулярности мест за прилавком у кондитеров.

На рынок в Ждановичах за полгода никто из домашних хлебопеков также не пришел. «У нас зона торговли продуктами есть только на улице — не самые удобные условия, чтобы продавать выпечку», — объясняют там.

Для многих кондитеров действительно удобнее раскручивать свой товар через социальные сети. Знакомая минчанка, которая продает через Instagram конфеты и пряники ручной работы, поделилась: домашняя выпечка — дорогой товар для рынка. «Заводские коржики стоят по 50 копеек, а расписанные пряники — по четыре рубля. Контингент, который ходит на рынок, не готов отдавать такие деньги. Это решающий фактор. А в социальных сетях легко найти клиентов, которые понимают, что они платят за натуральный продукт».

Между прочим на Комаровке домашние кондитеры периодически стоят за прилавком.

— Есть два человека, которые регулярно торгуют. Они продают зефир и шоколад ручной работы, — узнаем от начальника службы организации рыночной торговли Комаровского рынка Анжелы Баранович. — Остальные приходили, пытались, но не задерживались. Среди продавцов были и молодые, и люди старшего возраста.

Жалоб от посетителей о том, что такая выпечка не проходит санитарных испытаний, не поступало.

— У покупателя есть выбор. Если он сомневается, покупать ему или нет домашние пряники, можно найти на рынке другую продукцию на свой вкус, — замечает администрация.

Инна Семенова — одна из тех домашних кондитеров, постоянно стоит за прилавком на Комаровке. Женщина продает зефир с пониженным содержанием сахара с различными вкусами: вишни, маракуйи, сыра дор блю. В ассортименте есть также зефир на фруктозе для диабетиков. Изготовлением сладостей Инна занимается два года, а попробовать продавать свою продукцию на рынке решила полтора месяца назад. Сама она живет в деревне Щербины Минского района и ездит в столицу на маршрутке.

— К счастью, убыточных дней пока не было. Интерес со стороны покупателей есть, — отмечает. — Выгодно ли кондитеру идти за прилавок, зависит от того, что он печет. Расписанные пряники, которые трудно изготавливаются, а потому и стоят соответственно, здесь, конечно, сложно будет распродать. На свой товар я ставлю минимальную наценку.

Упаковка с тремя двойными зефирками ручной работы стоит 2,5 рубля, коробка с восемью штуками — пять рублей. Те, что на фруктозе, чуть дороже.

— Бабушки иногда даже возмущены такими ценами, — улыбается женщина. — Но молодежь относится нормально, понимает, что ручная работа должна оплачиваться выше.

Основные покупатели Инны — горожане от 20 до 30 лет. Приходят к ней на рынок и те клиенты, которые ранее просили сделать сладость на заказ: им нравится, что есть возможность рассмотреть ассортимент и сразу на месте приобрести нужное. А однажды дневную партию зефира разобрали раньше, чем кондитер дошла до прилавка. Одно из городских кафе искало зефир для своего мероприятия, поймало Инну на входе на рынок и скупило ее продукцию.

Рядом с женщиной — табличка, где написано, что качество продукции не подтверждено документами. Такого обозначения мест, где торгуют домашние кулинары, требуют правила.

— Старшему поколению не совсем понятно: как так, без санстанции? Им нужны гарантии, уверенность, что это сделано на производстве. Поэтому пенсионеры боятся у меня покупать что-то, но некоторые, однажды попробовав, берут. Как правило, я устраиваю дегустацию, без нее никак. Нужно, чтобы люди почувствовали разницу: домашний зефир не такой по вкусу, как тот, что в магазине.

Еще один вывод, который Инна сделала, стоя за прилавком, — если хочешь выйти в плюс, на рынке нужно находиться почти ежедневно. Будешь приходить торговать раз в неделю — ничего не заработаешь.

— Думаю, что буду пользоваться возможностью продавать свои изделия на рынке. Здесь живое общение, можно выстроить сеть контактов, — подытоживает женщина.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.