Вы здесь

Как нагадать себе суженого и что делать, чтобы куры неслись


Рождественскими вечерами обычные в иное время предметы сакрализируются

В некоторых регионах Беларуси время с Рождества до Крещения называют "кривыми вечерами". Почему так повелось, как нагадать себе суженого и что делать, чтобы куры неслись, "Звязде" рассказал заведующий филиалом Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова в Гомеле Петр Цалко.


— Готовиться к кривым вечерам начинали еще с "филипповских вечеров" (проводились во время Рождественского поста). В ожидании зимних праздников и игрищ народ ограничивался во всем — ели мало, песни пели только спокойные или читали псалмы, не танцевали. Девушки пряли, а у ребят была возможность к ним присмотреться. Причем посмотреть на девушек приходили и их будущие свекрови. Если сыновья в первую очередь обращали внимание на личико, то взрослые женщины оценивали невест по трудолюбию — какая красивее вышивает или ладней прядет. Одним словом, осматривали девку из всех фронтов. И уже на кривых вечерах, после Рождества, складывалось немало пар, которые в скором времени сочетались браком. Раньше никто годами не встречался. Осенью высмотрели друг друга — зимой обвенчались, — говорит Петр.

Так почему же рождественские вечера кривые?

— Наши предки верили, что все сделанное в этот период будет непрочным. Поэтому работать строго запрещалось. Даже пуговицу пришить было нельзя, не говоря про всю остальную крестьянскую работу, которая в эти дни полностью прекращалась — не пряли, не вышивали, Не мели пол. Из домов выносили рабочие инструменты, ткацкое оборудование. Считали, что если небрежная хозяйка все равно возьмется за дело вопреки запрету — ждать ей беды. Рабочие хлопоты заменялись приятным отдыхом — с 6 на 7, с 13 на 14 и до самого Крещения молодежь и дети ходили по домам, колядовали, устраивали шумные посиделки. Большую часть года крестьянин тяжело работал. Кривые вечера были для него настоящей отдушиной, когда он мог обо всем забыть, есть и пить, сколько влезет, петь до хрипоты и танцевать до самого утра.

В каждой деревне были свои обряды, которыми сопровождались кривые вечера. Вместе с тем, имелись и общие для всех традиции. Одна из таких — три кутьи. Собственно перед Рождеством была постная (голодная) кутья, ее варили на воде. На Щедрец ели скоромную кутью с мясом. В общем, стол в этот вечер старались накрыть по-богатому. К празднику и поросенка убивали, и пироги с булками пекли. Верили: чем богаче праздничный ужин, тем больший урожай удастся собрать. Третья кутья (перед Крещением) — снова постная, на воде, но в нее можно было добавить мед, сухофрукты, мак.

— Поскольку у нас христианская культура тесно переплетена с языческой, то даже во время еды, наши люди не забывали о суевериях. На первую кутью обычно звали "дедов" или самого "мороза". Перед тем, как садились за стол, ложку каши клали на подоконник со словами "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть!" А затем отец читал молитву. Все слушали его с закрытыми глазами. Жители некоторых гомельских деревень вспоминают такое поверье: после молитвы дети и молодежь должны были схватить столовые приборы, которые лежали на середине стола. Кто окажется самым ловким и возьмет больше ложек — тот в этом году больше грибов и ягод насобирает. Поэтому многие, будучи детьми, молитву перед едой слушали через слово и думали только о походе в лес.

Считалось, что рождественскими вечерами обычные в иное время предметы сакрализируются. Например, сено, клали под скатерть на первую кутью, не выкидывали. Хозяйки могли положить его под кур, чтобы те больше яиц несли; дать съесть корове, чтобы она молока больше давать начала. Остатки кутьи с праздничного стола выносили на улицу и сыпали в обруч из бочки. Существовало поверье: если кур этой кашей покормить, они по соседским огородам не разбегутся.

В рождественские дни обязательно наблюдали за погодой. Засыпало снегом — будет много белых грибов. А если земля "белым одеялом" не покрыта — черника уродится. Звездные ночи — ждать хорошего урожая зерна. Звезды на небе виделись нашим предкам зернышками в поле. Это, кстати, хорошо иллюстрирует оптимистичный менталитет белорусов. У нас плохого быть по умолчанию не может.

— Поскольку Рождество — время необычное, волшебное, то в эти дни между "тем" и нашим миром будто портал открывается. Через него морозной январской ночкой многие хотят заглянуть в будущее. Традиционных гаданий у белорусов — на любой вкус. От земледельческих до брачных. Если первые в наше время начали забывать, то другие не теряют своей актуальности среди молодого поколения. Мы в музее ежегодно устраиваем вечеринку, где каждый участник может узнать, что ждет его в личной жизни. Мы и платы обнимаем в парке Румянцевых-Паскевичей, и сапожки бросаем. И вот что интересно. Нам, как музейным сотрудникам, часто приходится бывать в экспедициях. Практически все бабушки, с которыми мы там знакомимся, утверждают: мне мой дед на Рождество приснился!

Поэому всем незамужним девушкам в ночь с 13 на 14 Петр советует перед сном расчесать волосы, а гребешок под подушку положить со словами "суженый-ряженый, приходи мне волосы чесать, косу расплетать". Или стакан воды с лучинкой под кровать поставить и попросить будущего кавалера перевести вас во сне через мостик. Кто приснится, за того и замуж идти.

— Раньше гадали не только на парней, но и на будущих свекровей. Например, брали камень из бани и шли к колодцу. Бросят в воду и слушают: упал беззвучно — свекровь будет хорошая, опустился в воду с шумом — будешь с мамой мужа часто ссориться, — делится старинными приемами "народного волшебства" заведующий филиалом. — Лично мое мнение по поводу гаданий такое — "По вере вашей к будет вам". Если человек позитивный, то он и слова нужные услышит, и собаки ему с нужной стороны будут лаять, и сапоги упадут туда, где любимый живет. Не надо относиться к этому слишком серьезно. К тому же на следующие кривые вечера можно нагадать себе нового суженого!

Неотъемлемая часть зимних развлечений — хождения по домам. Большими или маленькими группами, в костюмах или без, с гармошкой или скрипкой люди пели под окнами и получали за это угощения.

— Раньше было строгое разграничение. Седьмого января колядовали — ходили со звездами и восславляли в песнях Рождество Христово, устраивали вертепы и разыгрывали сценки на библейские сюжеты. Щедрый вечер — расцвет дохристианских обрядов, традиций и развлечений. Песни начинали петь шутливые, переодевались в козу, медведя, журавля, водили с собой "ряженую" кобылу. По сути эти животные являются тотемными символами древних белорусов. Вместе с тем ради развлечения мужики переодевались в женщин и наоборот, в компании обязательно был свой "бес" — черт. Находившись по деревенским улицам, компании оседали в одном из домов, чтобы потанцевать. Где как ни здесь можно было познакомиться молодым, окончательно определиться в симпатиях, открыто поговорить? Праздничная атмосфера способствовала открытости. С одной стороны все вроде шутка, с другой — серьезное дело, которое вело к зимним свадьбам.

Точку в кривых вечерах ставило Крещение.

— Когда все колбасы были поедены и самогон выпит, песни спеты и гадания проведены, человек шел окунаться в прорубь, чтобы смыть все грехи. Чистый во всех смыслах он вступал в новый период жизни.

Анна КУРАК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.