Вы здесь

Возможно ли колясочнику вести нормальную жизнь в городской среде?


Валентина Пипко много лет возглавляет физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Шанс» в Бресте. Она известный в городе человек, ее целеустремленность и активная жизненная позиция помогли многое сделать для реабилитации инвалидов. Валентина Николаевна — инвалид I группы, с трудностями, которые преследуют людей с ограниченными возможностями, сталкивается в повседневном быту, проблему знает не понаслышке. С ней мы и обсуждаем возможность вести нормальную жизнь в городской среде для инвалида-колясочника.


Упущения в исполнении законов

Валентина Пипко начала с того, что государство в последнее время сделало очень много для создания настоящей безбарьерной среды. То, что было в советское время и сейчас — небо и земля. Главные шаги сделаны на законодательном уровне: приняты соответствующие нормы, нормативы, требования, выделены средства. Но, как нередко у нас бывает, с соблюдением законов возникают проблемы. Маленькие недоработки на местах, неоправданная экономия либо элементарный недосмотр при строительстве способны обернуться для конкретных людей запретом на простые действия. И, случается, оборачиваются испорченным настроением, слезами, а то и реальными проблемами.

— Ну вот, скажем, на любой парковке предусмотрено место для инвалидов. И на любой оно бывает, как правило, занято, — рассуждает Валентина Пипко. — Как с этим бороться? Ждать пока перестроится сознание людей? Но этого можно добиться при условии воспитания человека с самого раннего возраста, значит, не меньше, чем через поколение. Выходом видятся меры административного воздействия. Так, дорожная милиция проводит рейды, скажем, накануне международного дня инвалидов. Но это следует делать чаще, ну хотя бы раз в месяц. Если человек за какое-то нарушение ответит рублем, то последнее даже если не изменит понимание, оно останется в памяти. Думаю, что европейцы добились желаемого положения не только воспитанием, но и штрафами. Там они, кстати, очень большие.

Непреодолимое препятствие

Ну и самая большая проблема для людей с ограниченными возможностями в передвижении — пониженные бордюры. Такое впечатление, что с каждой новой стройкой мы наступаем на одни и те же грабли. Автор этих строк имела возможность наблюдать подобные строительные недостатки, ведь рядом с корпунктом несколько лет продолжаются масштабные стройки. Сначала возводили большой офис налоговой службы, в настоящее время идет реконструкция кобринского моста. Так вот налоговую сдали, благоустройство сделали, новые дорожки проложили, в том числе со стороны моста. А в направлении улицы Малой поставили такие высокие бордюры, что и здоровому человеку их не очень легко преодолеть, когда переходишь дорогу. Потом, конечно, переделали, потеряв средства.

Валентина Николаевна привела пример нового здания агентства по недвижимости и земельному кадастру, которое по привычке все называют БТИ. Там просто шикарная безбарьерная среда: пандусы, места для парковки, поручни специальные. Но в эту самую среду инвалид просто попасть не может. Ведь вокруг — ни одного пониженного бордюра. То есть вышел из машины, пересел в коляску... и можешь возвращаться домой, если постесняешься просить кого-то о помощи. Вложено много средств, а какая-то мелочь перечеркивает усилия стольких людей. То же самое наблюдается в одном из крупнейших торговых центров «Вам рад», пониженных бордюров нет. Даже на железнодорожном вокзале, куда можно делегации водить по изучению этой самой безбарьерной среды, не предусмотрели подъезд для колясок на автостоянке с выходом на центральный перрон.

К сожалению, еще часто при проведении благоустройства именно в нарушение проектов «забывают» сделать пониженный бордюр — самое важное для человека в коляске. Потом приходится переделывать, вкладывать средства заново и исправлять ошибки конкретного человека: мастера или прораба. Вот вам тот самый человеческий фактор, корни которого кроются в пережитке советского прошлого — установке, что инвалидов у нас нет. Может, надо обязать тех, кто принимает объекты, пройти дополнительный курс лекций — говорили в клубе.

Что касается торговли, то инвалиды в целом довольны оборудованием ее объектов. В каждом районе города есть супермаркет или даже гипермаркет крупной торговой сети, который полностью приспособлен для людей с ограниченными возможностями. По оценке Валентины Пипко, нельзя сделать такими все магазины. Но выбрать какой-то из магазинов покупатель в коляске всегда сможет.

Инвалид в палате

Остается вопрос по медицинским учреждениям. Теперь там есть пандусы, оборудованы заезды, многое сделано для удобства, вложены немалые средства. Но ни один стационар не оснащен специальными туалетами для инвалидов. Скажем, поступает человек на лечение в отделение и сталкивается с ситуацией, когда на коляске в туалет просто не попадешь, потому что там узкие двери, нет нужных приспособлений. Конечно, пациент начинает задавать вопрос, и санитарка приносит соответствующие сосуды. Это значит, человеку предлагают справлять нужду в палате при всех. Для отдельных людей это оборачивается настоящим стрессом, нетрудно представить. «Считаю, что проблему надо решать, — говорит Валентина Николаевна. — Инвалидам по состоянию их здоровья часто приходится проходить курс лечения. И они должны иметь во время пребывания в стационаре нормальные санитарные условия. Это не значит, что следует обустраивать отдельный туалет для инвалидов. Достаточно в любом туалете отделения сделать широкие проемы и дополнительные поручни».

Барьеры — в головах

В Бресте инвалид-колясочник без особых проблем попадает в заведения общественного питания. Может он найти для себя отделение банка, парикмахерскую, почту. А вот в учреждения культуры часто дорога такому человеку фактически закрыта. Самое большее, что есть, пандусы. Но с помощью пандусов заедешь в лучшем случае в фойе. Дальше — проблемы. Новый кукольный театр, который возводится, будет сделан с учетом нынешних требований. А драматический театр, кинотеатры построены давно, они явно не рассчитаны на людей с ограниченными возможностями.

Разговор продолжаем с тренером клуба «Шанс» Дарьей Михнюк. Она по роду деятельности часто выезжает со спортсменами-колясочниками за границу на соревнования, сборы. Имеет возможность сравнивать. Дарья считает, что проблема в сознании здоровых членов общества, и постепенно оно меняется к лучшему. Но там, за границей, люди больше проявляют сочувствия. Даже на границе и таможне с соседней стороны это уже чувствуешь. Там на помощь прийти стремится не только должностное лицо, но и каждый случайный человек. У нас тоже есть много чутких, неравнодушных, но есть и другие примеры. Имеется в виду не только прохожий, который не придержал дверь, но и руководитель, который отказал в приеме на работу. Нужно двигаться в направлении изменения сознания. Барьеры часто находятся в нас самих. Их преодолевать труднее всего.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции