Вы здесь

Деньги и регионы. Разговор с Владимиром Пантюховым о развитии экономики


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов рассказал о том, как законодатели обеспечивают условия для развития экономики.


— Владимир Иванович, какие приоритеты в работе комиссии были в 2018 году?

— Работа не только Постоянной комиссии, но всей верхней палаты парламента в этом году была направлена ​​на формирование законодательной базы для реализации приоритетов социально-экономического развития Беларуси, одобренных делегатами пятого Всебелорусского народного собрания — инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь. Как видите, четыре из пяти касаются сферы экономики.

— Инвестициям были посвящены недавние парламентские слушания.

— Верхняя палата сформулировала конкретные предложения по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере и представила их в Палату представителей, в правительство и Администрацию Президента. Это и развитие института специнвестконтрактов, и введение стабилизационной оговорки (нераспространение на инвесторов норм, ухудшающих условия их работы), и развитие правовых условий для рынка объектов интеллектуальной собственности, и распространения в других секторах экономики успешной модели «одна станция». Если, как это сделано в Белорусско-китайском индустриальном парке, весь комплекс услуг для инвестора оказывается на одной территории, а для иностранных инвесторов, которые поставляют новейшие технологии и оборудование, предусмотрены льготы. Инвестиции непосредственным образом связаны с темой занятости населения. Ведь это — новые рабочие места, хорошие зарплаты, в конце концов — благополучие людей.

Вопросам занятости населения было посвящено выездное заседание Президиума Совета Республики в Могилеве весной. По его итогам местной власти поручен ряд мер по повышению экономического потенциала регионов.

Эта работа была продолжена в июле, когда на круглом столе в Витебске обсуждалась практика использования закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В Минэкономики были направлены рекомендации по совершенствованию законодательства и, в частности, проекта указа «О государственной финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства».

— Чем отличается работа законодателей по поддержке экспорта?

— Наша миссия — формирование правовых условий для поддержки предприятий-экспортеров. Основное предложение сенаторов — активное стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции и комплексная поддержка «на внешнем контуре» инновационно активных предприятий.

В июне Постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам провела расширенное заседание на базе ОАО «Моготекс» в Могилеве, посвященное диверсификации экспорта. Мы определили, что для получения доступа на рынок Европейского союза белорусским предприятиям следует улучшать маркетинговую и управленческую политику, повышать свою конкурентоспособность. Удивительно, что большинство сайтов белорусских предприятий в англоязычном варианте не дает необходимую информацию об экспортируемой продукции. Отсутствуют универсальные специалисты, способные продвигать товар на внешние рынки.

И еще. Наращивание доли белорусских товаропроизводителей на рынке Евразийского экономического союза сдерживается преимущественно нетарифными ограничениями: административными (сертификаты, лицензии) и техническими (маркировка, ветеринарный контроль, стандарты качества). Полагаем, что ответственным органам исполнительной власти (МИД, Минэкономики, отраслевые министерства) необходимо активнее защищать национальные интересы в интеграционных структурах, добиваться равных условий работы для всех субъектов хозяйствования.

— Что касается информатизации, то под ее знаком, кажется, прошел весь 2018 год.

— И не зря. Расширение спектра и объемов работ в IT-сфере — это дополнительная валютная выручка, новые рабочие места с высокой добавленной стоимостью и, в целом, развитие сферы услуг с низкой материало- и энергоемкостью. Поэтому целевой задачей парламентариев является содействие в позиционировании Беларуси как IT-страны и создание правовой базы для цифровизации экономики.

Стержнем законодательства в IT-сфере является Декрет Президента № 8 «О развитии цифровой экономики», который был принят в конце прошлого года. Несмотря на то, что этот документ является самодостаточным, полагаем, что в увязке с ним необходимо принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, которые бы развивали его нормы и позволили бы «мягко» регулировать сферу цифровой экономики, создавая «правовой каркас» для дальнейшей информатизации страны.

В июне на базе «Могилевлифтмаша» состоялся выездной круглый стол с участием российских и белорусских сенаторов на тему «Переход к цифровой экономике как условие конкурентоспособности Беларуси и России». Участники обозначили ряд задач в указанной сфере: подготовка кадров, повышение их квалификации, синхронизация существующего законодательства двух стран и его совершенствование.

Перспективы цифровизации экономики в контексте Союзного государства мы рассматривали и на соответствующей секции в рамках V Форума регионов Беларуси и России.

— Одно из ключевых направлений деятельности парламента — ежегодная работа над пакетом бюджетных законопроектов. Какие предложения сенаторов вошли в бюджетные законы в этом году?

— В числе наших предложений — увеличение доли расходов на социальные нужды и обслуживание внешнего государственного долга преимущественно за счет внутренних ресурсов (либо на паритетной основе с рефинансированием), а его погашение за счет поступлений от экспортных пошлин на калийные удобрения, нефть и нефтепродукты. В интересах развития регионов мы, в частности, предложили расширить их налоговую автономию и гарантировать сохранение уровня дотаций и субвенций из республиканского бюджета при увеличении доходов местных бюджетов.

Я уже говорил о предложении территориальной палаты по дополнительной бюджетной поддержке экспорта высокотехнологичной продукции, оно также нашло отражение в бюджете на 2019 год.

Уточнены статьи, связанные с местными бюджетами и проведением II Европейских игр 2019 года. Сбалансирован бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения с учетом динамики численности занятого в экономике населения.

— Еще одно значимое событие года — V Форум регионов Беларуси и России. Вы упомянули работу секции, посвященной цифровой экономике, на которой были не только разработаны соответствующие рекомендации, но и подписаны конкретные документы.

— Да, были подписаны Соглашение о сотрудничестве в сфере цифровой экономики между Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и Фондом развития промышленности Российской Федерации, а также контракты на поставку продукции между компаниями «Могилевлифтмаш» и «Нижегородлифт», «Гродненский мясокомбинат» и «Вкус детства». Аналогичная работа проведена и на остальных четырех секциях.

В рамках V Форума регионов Беларуси и России прошло также заседание совета делового сотрудничества. Это новое событие в рамках Форума и новая площадка, которая дала возможность представителям бизнеса обсудить актуальные вопросы сотрудничества в промышленной кооперации, преодоления барьеров во внешней торговле. Стороны обсудили совместную работу и по импортозамещению.

По итогам заседания совета делового сотрудничества белорусские промышленные предприятия подписали 13 договоров на поставку продукции в Россию на общую сумму около 335 миллионов долларов. С сентября до октября общая сумма заключенных экспортных коммерческих контрактов с россиянами составила рекордные для подобных форумов 539 миллионов долларов. Эту высокую планку нужно будет сохранить и на VІ Форуме.

— Верхняя палата парламента периодически докладывает главе государства о решении системных проблем экономики. На что сенаторы обращали внимание?

— На то, что мер, принимаемых правительством в развитие Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», недостаточно. Более активную роль должны выполнять Национальный банк и банковская система в целом.

Кроме того, не удается снизить уровень малообеспеченности населения. Две трети расходов населения направлены на удовлетворение базовых (неотложных) потребностей: питание, жилищно-коммунальные услуги и транспорт. Эта ситуация обостряет демографический вопрос. В 2017 году в Беларуси умерло на 16,8 тысячи человек больше, чем родилось.

В своем анализе ситуации мы обосновали, что высокие темпы развития экономики в наших условиях возможно обеспечить в основном за счет инвестиций в эффективные производства и виды деятельности, а также инноваций.

— Расскажите о мониторинге законодательства.

— Постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам в этом году проявляла проблемы при применении закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». По результатам мониторинга сделаны выводы о необходимости совершенствования упомянутого закона и подготовлены соответствующие рекомендации, которые, в частности, предусматривают создание специализированной организации по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Целесообразно пересмотреть критерии отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства и создать гарантийный механизм, который обеспечит выдачу банковских кредитов малому и среднему бизнесу.

— Владимир Иванович, таким образом, сделано немало. Остается надеяться, что проблемы, обозначенные сенаторами году, в следующем году решатся.

— Безусловно. При этом возникнут новые проблемы, которые все мы вместе будем решать, чтобы двигаться вперед.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.