Вы здесь

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников


Летательные аппараты, которые не нужно пилотировать, в последнее время развиваются очень стремительно. Одно из очень больших преимуществ беспилотников — более низкая стоимость по сравнению с классическими образцами военной воздушной техники. Например, в США стоимость одного истребителя, по оценкам экспертов, составляет около 100 миллионов долларов. Сопоставительный боевой беспилотник верхнего диапазона стоит около $ 6 млн.

Развивается сектор беспилотников и в Беларуси. Он молодой — в этом году ему исполняется 10 лет. Но за это время достигнуто уже многое. Про наработки и перспективы — начальник управления использования и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Игорь Завидняк.


Уникальное предложение

— Задачи, которые выполняет наше управление, и их специфика выходят за пределы войск военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, — отметил Игорь Завидняк. — Сделать так, чтобы беспилотный летательный аппарат просто поднялся в воздух — это уже вопрос дня вчерашнего. Можно сказать, что это специфика распространяется на части всех Вооруженных Сил: сделать воздушную разведку, нанести удар, поставить преграду, перевезти грузы, корреспонденцию... Да и на другие сферы, касающиеся гражданской жизни, тоже. Буквально недавно «Белпочта» предложила нам, чтобы в отдаленные деревни наши беспилотники доставляли почту — естественно, это дешевле, чем отправлять в длительные рейсы автомобили. Для нас эта задача по силам — действие фельдъегерской почтовой службы с помощью беспилотников мы отработали еще в 2015 году во время совместных оперативных учений «Щит Союза». Проблем никаких это не составляет. Вопрос только стоял о порядке использования. Операторов же мы готовим на военном факультете Белорусской государственной академии авиации.

Сельскому хозяйству мы можем предложить облет сельхозугодий. Спасателям и Министерству внутренних дел — поиск пропавших людей в лесах. Министерству лесного хозяйства — возможность мониторить пожарную ситуацию в лесных массивах. Министерству природы и охраны окружающей среды — следить за тем, как мигрируют животные. Энергетикам — проверять работоспособность линий электропередачи. Даже директора строительных предприятий обращались к нам с просьбой об использовании беспилотников, чтобы с их помощью отслеживать качество дорожного покрытия. Например, для того чтобы качественно лежал асфальт, каток должен пройти по нему не менее семи раз. И кто будет это отслеживать и записывать специально? А беспилотник — судья беспристрастный и независимый.

Сутки автономности

— Мы вышли на тот уровень, когда решается вопрос по функционалу беспилотной авиации, — заметил Игорь Завидняк. — Огненные задачи пока не выполняем, но в этом направлении активно работаем. В перспективе - хотим расширить спектр до радиотехнической разведки, радиоэлектронного подавления. Много усилий направлено на то, чтобы максимально уменьшить уязвимость систем дистанционного управления. Пять лет назад речь об этом не шла вообще.

Мы начинали с российских учебных комплексов — «Иркутов». На вооружение тогда поступили комплексы от тех, которые работают на малой дальности, до тактических, которые выполняют задачи, находясь от оператора-водителя на расстоянии до 120 километров. А работая в автономном режиме — и до всех 600. В Беларуси также разработан комплекс «Бусел-10». Достаточно сказать, что сам расчет находится в специальном автомобиле, где можно без перерыва работать более суток полностью в автономном режиме. Там есть спальные места, кухня для приготовления пищи, возможность работать посменно. Комплекс также оснащен станцией спутниковой связи. А в воздухе может находиться более семи часов. Думаем, что на «Щите Союза — 2019» мы покажем все наши умения.

Соколиная охота

— В сфере беспилотников мы очень активно сотрудничаем с Россией. Наши партнеры предложили рассматривать вопросы противодействия беспилотником с учетом сирийского опыта. А мы даем наши научные разработки. Вместе мы приводим к общему виду руководящие документы, выполняем задачи на однотипных летательных аппаратах, проходим подготовку в Российской Федерации. Это сильно облегчает процесс подготовки. И этим методом уже интересуются Армения, Кыргызстан, Таджикистан.

В этом году наши расчеты беспилотных авиационных комплексов участвовали в международных армейских играх на территории полигона Матыбулак, который находится в Казахстане. Дебют белорусов состоялся удачно — наши военные завоевали бронзовую медаль в номинации «Соколиная охота».

— Но вместе с тем мы увидели, где же именно наши слабые места. Например, Россия большинство полетов выполняет ночью. У нас такого опыта было меньше. Если взять полет в горах — ну какие же в равнинной Беларуси горы? И во время учений мы столкнулись с тем, что на разных высотах — абсолютно разный ветер. Несмотря на препятствия, будем бороться в дальнейшем за более высокие места. Это не гонка за медалями, а возможность проверить свои силы.

Ударный вертолет

— Каждые два года мы выходим на абсолютно новый беспилотный летательный комплекс по своим характеристикам, — сообщил Игорь Завидняк. — В прошлом году мы приняли на вооружение Supercam-100. В этом году начались поставки — и оказалось, что его характеристики в два раза выше по сравнению с тем временем, когда мы готовили документы. Перед предприятиями нашего оборонительного сектора стоит главная задача разработки ударной составляющей. Сейчас на полигонах идет обкатка этих образцов, чтобы в начале следующего года их доработать и продемонстрировать главе государства. Это высокоточное оружие, оно значительно дешевле других образцов, а также исключается возможность поражения пилота. Более того, в следующем году одно из предприятий хочет показать ударный беспилотный вертолет. Он может зависать, работать в городе, имеет совсем другие летательные возможности, чем классический беспилотник. И при наличии техники мы уже можем выделять такой ресурс, чтобы наш выпускник-летчик на экзаменах мог самостоятельно управлять беспилотником.

Но уже разработан более совершенный комплекс — Supercam-350. Он может взлетать как с катапульты, так и без нее. Чтобы приземлиться, беспилотник использует парашют. И даже если у него сломана плоскость, благодаря которой он держится в воздухе, то отремонтировать аппарат очень легко. Высота такого белорусско-российского комплекса — 500-600 метров. И даже в дождливую погоду камеры беспилотника видят цели максимально точно.

Увидеть крест ста километров

— Сейчас мы разрабатываем сочетание комплекса с огневыми средствами. Тем самым будет создан огневой модуль. Сирийский опыт показал, что эффективность подобного вооружения возрастает семикратно, — подчеркнул Игорь Завидняк. — Также уменьшается количество затраченных боеприпасов. Поражение наносится не по площади, а точечно. Задавая координаты объектов, получаем высокую эффективность. В семь раз эффективность возрастает и уменьшается количество затраченных боеприпасов.

В этом году на казахстанском полигоне Сары-Шаган в ходе учений шла прямая трансляция полета нашего беспилотника по каналам связи в Беларусь. Наш комплекс сумел на расстоянии более ста километров распознать мишень размером 6 на 6 метров с высоты, превышающей километр. Сама мишень представляла собой белый крест. Он был сделан так, чтобы максимально напоминать обычный солончак, которых в Казахстане очень много.

Но расслабляться мы не можем. Отстанем — проиграем. Поэтому белорусско-российские беспилотники будут совершенствоваться и дальше.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено Министерством обороны

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».