Вы здесь

Беларусь может занять место на перспективном рынке беспилотников


Невероятно, но факт: традиционные крылатые машины уступают небо беспилотным летательным аппаратом (БЛА). Причем это происходит настолько быстро, что через какие-то десять-пятнадцать лет, как предсказывают многие специалисты, пилотируемая авиация уйдет в историю.

Возможно, подобные прогнозы немного скоропалительные, но мы не можем не верить своим глазам: беспилотники находят все более широкое применение. Их успешно используют для патрулирования лесов с целью профилактики пожаров, поиска пропавших людей и техники, в метеорологии и проведения радиологического анализа местности, сельском хозяйстве, военном деле. Появилась информация о том, что дроны вот-вот начнут доставлять почту, а в недалеком будущем — работать в качестве воздушных такси. Короче говоря, перспективы у таких аппаратов безграничны.


Пальма Израиля

Поэтому сегодня многие страны мира ведут борьбу за то, чтобы занять на рынке беспилотных авиационных систем (БАС) ведущие позиции. Когда-то Советский Союз, имевший колоссальный опыт в создании самолетов и космических кораблей, проводил успешные испытания различных конструкций беспилотников. В частности, этим занимались КБ Сухого и Туполева. Но развал государства надолго похоронил их уникальные разработки. В течение последних лет Россия стремится восстановить отрасль, но пока не очень удачно.

Тем временем пальму первенства в производстве и продаже беспилотников захватил Израиль. На его долю приходится свыше половины всех БЛА, которые продаются на мировых рынках. Второе место по этому показателю твердо удерживают США — почти четверть таких машин. Третье — за Канадой, хотя она значительно отстает от лидеров.

В последние годы конкуренцию им начинает создавать Китай, где на сегодняшний день производятся беспилотники всех типов — от ударных (способных поражать различные объекты) до съемочно-игровых квадракоптеров. По производству последних, кстати, китайцы уже опередили всех.

Сюрприз от Беларуси

То, что в подобном деле богатые и развитые государства вырвались вперед, никого не удивляет. Впечатляет другое: каким образом наша Беларусь, не имея значительного опыта в конструировании и производстве самолетов, ограниченная в средствах, вдруг оказалась среди стран, владеющих технологиями создания беспилотных летательных аппаратов? И не просто владеющих, а успешно применяющих их на практике. Да так, что ряд куда более сильных промышленных государств с нами здесь, как говорится, и рядом не стояли.

Ответ на этот вопрос корреспондент «Звязды» получил после посещения Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии наук. Его директор и главный конструктор Юрий Яцына рассказал, как десять лет назад он вместе с двумя единомышленниками решил заняться созданием беспилотных авиационных систем. Начинали с нуля, так как к тому времени в стране никто до таких разработок даже не приближался. Поэтому каждый шаг энтузиастам давался с кровью: не на шутку ссорились с начальством и между собой, страдали от нехватки денег и квалифицированных соратников, делали ошибки, одну за другой терпели неудачи, аварии, пока что-то не начало получаться. Начальные модели имели существенный недостаток: видеокамеру в воздухе болтало вместе с легким крылатым аппаратом, что делало снятую в полете картинку очень плохой. Тогда инженеры увеличили вес носителя и сделали так называемую гиростабилизированную видеосистему. Это уже был прообраз первой конструкции беспилотников семейства «Аистов», которые позже стали известными далеко за пределами Беларуси. А сначало их заказала наше Министерство по чрезвычайным ситуациям. Машины зарекомендовали себя как очень надежные и полезные. Профилактика пожаров, благодаря непрерывному патрулированию лесных угодий, улучшилась в разы.

Конечно, успех был обеспечен тем, что на определенном этапе работы небольшую группу инженеров-конструкторов под руководством Юрия Яцыны заметили на уровне правительства и поддержали. Постепенно к программе разработки и выпуска беспилотных летательных аппаратов привлекли талантливых математиков, физиков, электронщиков, программистов, людей других специальностей, которые смогли доказать высокий уровень отечественной инженерно-конструкторской и научной школы. За невероятно короткий срок в центре, где сейчас работают около сотни человек, смогли создать ряд разнообразных типов беспилотников, которыми можно по праву гордиться.

Семейство «Аистов»

Эти аппараты весом всего до 14 килограммов предназначены для видеомониторинга местности и различных объектов, в том числе подвижных, и передачи картинки с соответствующими координатами на наземный пункт управления в режиме реального времени. Последняя модель «Аист М-50» способна выполнять поставленные задачи на высоте до пяти тысяч метров со скоростью полета 60-100 км в час. Причем запускаться она может как с катапульты, так и с руки. Посадка осуществляется с помощью парашюта. А если применяать такую ​​«птицу» на корабле, то для ее ловли используется специальная палубная сетка.

«Буревестник»

Аппарат весит свыше 300 килограммов и развивает скорость до 140 км/ч. Взлетает и садиться как самолет. Как и «Аист», оснащенный инфракрасной камерой, поэтому может вести разведку и в темное время суток. Успешно применяется, в частности, для борьбы с браконьерами, проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных происшествий, замера уровня радиационного загрязнения местности. В автономном режиме может пролететь до тысячи километров, находясь в воздухе около шести часов с грузом до 60 килограммов. Такая работоспособность привлекла внимание иностранных военных.

«Ястреб»

Сейчас сделана модель, которая в зависимости от пожеланий покупателя может быть и дроном, и самолетом с пилотом (на фото рядом Юрий Яцына). Используется в том же амплуа, что и "Буревестник", только с более высокой эффективностью, так как машина способна лететь со скоростью до 220 км/ч и брать на борт до 120 килограммов. Принципиально отличается от других моделей тем, что после доработок может применяться также для учебы авиаторов.

БАК на базе дирижабля

Когда заказчикам понадобилось поднять в небо достаточно габаритное оборудование, сотрудники центра предложили беспилотник-дирижабль, наполненный гелием. Конструкция получилась очень удачной. Аппарат движется не быстро, не быстрее 40 км/ч, а при необходимости имеет возможность вообще зависать в воздухе. При таком режиме его высококачественная видеотехника делает подробные снимки земной поверхности и объектов, а измерительные приборы и датчики мониторят экологическое состояние окружающей среды. Наибольшего эффекта дирижабли достигли в контролировании лесных массивов, миграции диких животных и замерах радиации в труднодоступных местах.

Лучший в своем классе

Сегодня разработкой и производством беспилотников в тех или иных масштабах занимаются десятки стран. Но, как отмечают наши специалисты, сконструировать и собрать такой аппарат — это одно, а заставить его надежно и качественно выполнять поставленные задачи — совсем другое. Выставить на рынок действительно достойную технику удается довольно ограниченному количеству его участников. В поддержку этой мысли Юрий Яцына вспоминает международную выставку беспилотных систем в Абу-Даби, состоявшуюся в начале года. Там свои лучшие достижения демонстрировали 135 компаний из 64 государств. Было много блестящих презентаций, громких заявлений, но когда дело дошло до практического показа функциональных возможностей БЛА, то к полетам перед всеми руководителями официальных делегаций распорядители допустили машины только из трех стран: США, Австрии и Беларуси. Отечественные системы зарекомендовали себя с наилучшей стороны. По итогам форума организаторы признали наш «Аист М-40» лучшим в своем классе.

Экзамен на зрелость

— Вообще, — рассказывает Юрий Францевич, — в наше время никто не будет покупать даже самую разрекламированную машину просто так. Потенциальный покупатель пригласит производителя в свою страну и предложит на месте показать, как будет вести себя конкретная модель. Поверьте, что немногие выдерживают такой экзамен. Особенно там, где сложные природные условия. Бывая в разных уголках планеты, мы не раз наблюдали степи, пустыни, засыпанные разбитыми беспилотниками. Наши же конструкции, скажу честно, очень живучи. Поэтому ими едут интересоваться из-за границы почти каждую неделю. Не всегда такие контакты трансформируются в конкретные договоренности, но определенные успехи в налаживании экспорта продукции центра есть. Например, наши беспилотники закупили Туркменистан, Россия и Вьетнам. Уверен, скоро будут и другие интересные контракты. В том числе и на белорусском рынке, где сегодня работают около сотни разнообразных дронов. Наше предприятие является самым передовым в производстве БАС. Мы удовлетворены тем, что подобными разработками занимаются еще несколько белорусских компаний, в частности Барановичский авиаремонтный завод, столичные «АГАТ» и «КБ ИНДЭЛА». Конкуренция только помогает держаться в тонусе и не снижать обороты.

Не отсекай крыло, на котором летишь

— Однако это же еще и борьба за государственное финансирование? — спрашиваю у собеседника, удивляясь его лояльности к конкурентам.

— Государство, конечно, помогает, но на очень конкретных условиях. Если ты берешь у него, например, 100 рублей, то должен в течение трех лет продать своей продукции как минимум на 500. В противном случае деньги в казну придется вернуть. К тому же вынужден отметить, что государство не только помогает... Сейчас объясню. БЛА — это не просто фюзеляж и крылья, а целая система с бортовой электроникой, автопилотом, средствами связи и др. Управлять таким многофункциональным дроном и получать от него информацию на расстояния в сотни километров можно только с помощью радиосигналов. Так вот, в Беларуси для этого выделен далеко не лучший диапазон частот. Даже если какая-то организация захочет купить беспилотник, а он стоит немало, то сразу задаст вопрос о гарантированной бесперебойной связи. Мне кажется, специальная комиссия по радиочастотам, от которой зависит этот вопрос, давно должна решить его в пользу отечественной экономики. Ведь за беспилотниками будущее, и мы должны сделать все возможное, чтобы данная отрасль развивалась как можно более быстрыми темпами. К сожалению, этому не способствует и другая проблема. В Беларуси нигде не готовят специалистов для такого высокотехнологичного направления. Рискуем опоздать.

На беспилотнике — за экономией и прибылью

Юрий Францевич так и не сказал, сколько же стоят отечественные беспилотники. Коммерческая тайна. Но отметил, что экономия, которую может иметь государство с помощью таких аппаратов, намного превышает затраты на их приобретение.

И с этим не поспоришь. Недавно во время одного пролета дрона над территорией Налибокской пущи было обнаружено сразу пять «заводов» самогоноварения. А кто-нибудь может представить, сколько источников утечки тепла и газа можно засечь, если поставить такую ​​задачу беспилотнику, вооруженному инфракрасной видеокамерой, и запустить его над ночным городом? А профилактика лесных пожаров? А совершенное земледелие, к которому мы обязательно придем? Уже сегодня многие аграрные фирмы за рубежом используют квадрокоптеры для обследования полей, подкормки растений и их химической обработки именно на тех участках, где это требуется. Тем самым достигается огромная экономия семян, удобрений, пестицидов.

Кстати, организации, занимающиеся экономическим анализом и прогнозом, пришли к выводу, что мировой рынок беспилотников в 2020 году составит около 130 миллиардов долларов. Большая часть БЛА будет принимать участие в инфраструктурных проектах и ​​сельском хозяйстве. Конечно, большое количество дронов направят в армейские формирования. Верим, что свою нишу на этом перспективном рынке займут и белорусские разработчики беспилотных авиационных систем.

Михаил КОВАЛЕВ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.