Вы здесь

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя


Наряду со сладостным очарованием кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками. Вчера на церемонии закрытия 25-го Минского международного кинофестиваля в кинотеатре «Москва» этот вопрос решился: на сцене были названы победители нынешнего форума. Гран-при «Золото «Лістапада» за лучший фильм получила румынская картина «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» Раду Жуде. Лучшим документальным фильмом стала работа «Домашние игры» Алисы Коваленко копродукции Украины, Франции и Польши. Игровым победителем Национального конкурса стал — нет, не «Хрусталь» — фильм «Дочь» Мары Тамкович.


Церемониал«Сердце мира» Натальи Мещаниновой.

Награждение началось с вручения приза Президента «За гуманизм и духовность в кино» — его получила Наталья Мещанинова, режиссер картины «Сердце мира», которая, кстати, оказалась одной из самых популярных на фестивале, смотря по аншлагу в «Центральном» и интересу к автору со стороны прессы. Актер фильма Степан Девонин между прочим получил от жюри Основного конкурса игрового кино во главе с режиссером Юсупом Разыковым также награду «Лучшая мужская роль». Фильм рассказывает о молодом ветеринаре, который живет и работает на тренировочной станции для охотничьих собак, что привлекает внимание защитников прав животных. Он переживает личные драмы и хочет стать близким семье владельца станции. Наталья Мещанинова уже участвовала в «Лістападзе» со своим фильмом «Комбинат «Надежда».

«Лучшую женскую роль» по мнению все того же жюри исполнила Чжао Тао в китайско-французско-японской картине «Пепел белоснежный». Еще несколько важных наград определил этот состав экспертов: за все тот же «Пепел белоснежный» его режиссер Цзян Чжан-Кэ получил награду «Лучшая режиссура». «Лучшим сценарием» оказалась работа Огнена Главонича, что стало основой картины «Груз». Вьетнамская лента «Третья жена» получила «Специальный приз жюри».

Ну, а «Золото «Лістапада» — главный приз 25-го Минского международного кинофестиваля — получила румынская картина (а мы любим румынский кинематограф) «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары». Режиссер Раду Жуде правдиво рассказал о преступлениях румын во время Второй мировой войны. Румыны сняли фильм о преступлениях румын, что — я только предполагаю — возможно, сыграло не последнюю роль в определении победителя, так как для такого рода признаний требуется определенная ментальная взрослость и смелость.

В Основном конкурсе документального кино Гран-при получил фильм «Домашние игры» Алисы Коваленко о девушке из бедной украинской семьи, которая мечтает профессионально заниматься футболом, но отдать этому жизнь ей постоянно мешают несчастливые обстоятельства вроде смерти матери. Специальный приз от жюри во главе с Михалом Лещиловским получила картина «За пределом» Марты Прус, что показало «идеологическую» сторону российского большого спорта и жизнь художественной гимнастки Маргариты Мамун, закрученную вокруг олимпийского титула.

Национальный конкурс, о котором в этом году кипело много обсуждений по поводу невключения в отборочную комиссию при Министерстве культуры представителей дирекции «Лістапада», выбрал лучшие игровой, документальный и анимационный фильмы, а также назначил два диплома. Международное жюри — в его состав вошли отборщик одной из секций Венецианского кинофестиваля Рената Санторо, фестивальный агент из Франции Паскаль Рамонда и режиссер Дарья Юркевич — сказали, что лучшей игровой лентой конкурса является «Дочь» Мары Тамкович, документальной — «Песни для Кита» Руслана Федотова, анимационной — «Лагодны воўк» Натальи Дарвиной. Авторы лучших игровой и документальной картин получили образование и живут за границей. Еще двумя дипломами отмечена новелла Митрия Семенова-Алейникова из беларусьфильмовского альманаха «Война. Остаться человеком» и Игорь Волчек за работу «Волчишко». Некоторые считали шумную картину «Хрусталь» Дарьи Жук безусловным фаворитом (полный метр и все такое) и ошибались: международное жюри профессионалов сделало свой выбор в пользу «Дочери». Жюри FIPRESCI, функционирующее на «Лістападзе» второй год, смотрит дебюты и определяет обладателя приза «Новые голоса». В этом году они выбрали мексиканскую работу «Горничная» Лилы Авилес.

Злободневное

Обладатель Гран-при за лучший документальный фильм «Домашние игры».

В последние дни «Лістапад» приглашал углубиться в его кино (более 160 фильмов) и был больше праздником, чем информационным поводом. Надеемся, у призеров «Лістапада» будет, как это часто случается, успешная дальнейшая фестивальная судьба или отличная фильмография. Но завершение, вручение призов и раскрытие главной интриги вернуло к реальности и напомнило, в каком проблемном поле фестиваль существует последнее время.

Практика тендера на проведение очередного форума нивелирует усилия дирекции, благодаря которой «Лістапад» получил статус международного кинофестиваля, аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), пригласил к участию Международную федерацию кинокритиков FIPRESCI, которая определяет лучших в, скажем, Каннах или Берлине. Необходимость каждый год участвовать в конкурсе Министерства культуры на право организовать «Лістапад» делает положение дирекции шатким, не говоря уже о том, что все необходимые процедуры задерживают полноценную организацию фестиваля.

Второй вопрос касается, конечно, финансов, которых на «Лістападзе», кажется, становится все меньше и меньше. Скромность видна как в ориентации на авторов фильмов в качестве «звезд», так и в критически маленьком штате, в котором некоторые необходимые позиции попросту отсутствуют. Можно сколько угодно говорить на пресс-конференциях, что из «Лістапада» нужно делать бренд мирового уровня и организовывать такой кинофестиваль, на который все сами захотят приехать, но на это нужны деньги. Кстати, на фестиваль и без того многие хотят приехать — насколько до Минска доходят отзывы и комментарии иностранных коллег, «Лістапад» и его отбор имеют хорошую репутацию. Поэтому, когда иногда я вижу на площадках кинофестиваля незаполненные кинозалы и вспоминаю, как часто приходится слышать от иностранных коллег про утонченный лістападовский отбор, становится жаль, что публика, имея в руках что-то ценное, это не ценит (да, на красную дорожку «Лістапада» не приезжает Катрин Денев, но какие фильмы показываются здесь на большом экране).

Третья проблема всплыла на второй пресс-конференции нынешнего кинофестиваля — оказалось, в комиссию при Министерстве культуры, которая делает финальную подготовку Национального конкурса, т.е. программу белорусского кино, не вошли представители дирекции. В министерства нет причин не доверять профессиональной дирекции, которая перевела «Лістапад», считай, на новый уровень, и здесь возникает не один вопрос.

Кадр из фильма «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», получивший «Золото «Лістапада».

Все перечисленное, к сожалению, играет не в пользу фестиваля, хотя он по-прежнему остается «праздником, который всегда с тобой». 25-й Минский международный кинофестиваль завершился, кино ушло с экранов (что-то будет показано в рамках «Лістапад. Коллекция»), гости поехали домой. А вопросы остались.

Некоторые другие награды кинофестиваля:

«Лучшая операторская работа имени Ю. А. Марухина» от жюри Основного конкурса игрового кино отошла Адаму Баерскому и Томашу Рафалу за польский фильм «Однажды в ноябре».

В конкурсе «Молодость на марше» «Лучшим фильмом именикинорежиссера В. Т. Турова» стали бразильско-португальские «Мертвые и другие», а «Специальный приз жюри» получила картина «Манта рей» тайского режиссера Пхуттипхонга Арунпхенга.

Призы зрительских симпатий распределились следующим образом: в игровом кино больше всего публике понравилась «Юли», в документальном — «Проект «Бабушка», в« Лістападзіке» — «Супа модо», что попал также в лонг-лист «Оскара».

Специальный приз Мингорисполкома получила картина из Казахстана «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова.

Приз «Соломенный зубр» Гильдии киноведов и кинокритиков отошел анимационной работе «Беларусьфильма» «В Полесье на болоте».

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции